Третье мытарство – осуждения и клеветы

Остановленная, я увидела, сколь тяжек грех оклеветать кого-либо, обесславить, похулить, а также надсмеяться над чужими пороками, забывая о своих. Но они немного могли найти что-либо из таких грехов. Во все дни своей жизни я заботилась о том, чтобы не осудить, не оклеветать кого-либо, не посмеяться над кем, не похулить кого. Однако и такие провинности были истязателями поставлены во грех. Но святые ангелы искупили меня дарованным от святого Василия и стали подниматься со мною выше.

И дошли мы до четвёртого мытарства, называемого мытарством чревоугодия .

Четвёртое мытарство – чревоугодия

Злые духи этого мытарства тотчас же выбежали навстречу. Будучи и так отвратительны видом своим, они изображали собою всю мерзость чревоугодия и пьянства; при этом одни из них держали блюда и сковороды с яствами, другие же – чаши и кружки с питьём. Я увидела, что пища и питьё были подобны нечистотам. Бесы же имели вид сытых и пьяных, скакали с различными гудками, делая всё то, что обычно творят пьяницы.

Представляя, сколько было выпито мной, бесы торжествовали и радовались. Но святые ангелы, взяв немало от дарованного преподобным Василием, положили за меня выкуп. Бесы, увидев это, пришли в смятение и стали бросать в воздух хартии, в которых были написаны мои грехи.

Поднимаясь выше, я услышала разговор ангелов:

– Поистине великую помощь имеет душа эта от угодника Божия Василия: если бы его труды и молитвы не помогали ей, великую нужду претерпела бы она.

Тогда я сказала святым ангелам:

– Владыки мои, думаю я, что никто из живущих на земле не знает, что бывает здесь и что ожидает грешную душу после её смерти.

Ангелы ответили мне:

– Разве не свидетельствуют о всём, что здесь бывает, Божественные писания? Люди не помнят Слова Божия, которое говорит: горе вам, насыщении ныне, яко взалчете; горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете[14]. Они маловерно думают, что всё, что говорится в Божественном писании, суть басни, и пренебрегают написанным, пируя с тимпаны и лики [15], подобно евангельскому богачу, веселяся на вся дни светло [16].

Впрочем, те из них, которые милосердны к бедным, благодетельствуют нищим и убогим и помогают требующим помощи, те получают от Бога прощение грехов своих и беспрепятственно проходят мытарства ради своей милости, ибо Священное Писание говорит: милостыня от смерти избавит [17]. Таким образом, творящие милостыню получают жизнь вечную; тем же, кто не старается милосердием очистить грехи свои, невозможно избегнуть сих испытаний, и их похищают мрачные мытари, которых ты видела; подвергая сии души жестоким мучениям, они низводят их в самые преисподние места ада и держат там в узах до страшного суда Христова. Тебе также трудно было бы избегнуть этой участи, если бы ты не получила искупления от дарованного тебе преподобным Василием.

Так беседуя, мы достигли пятого мытарства, называемого мытарством лености, в котором испытываются все дни и часы, проводимые в праздности, и истязаются тунеядцы, живущие чужим трудом, сами же ничего не делающие, а также наёмники, получающие вознаграждение за дело, которое как следует не исполняют.

Пятое мытарство – лености

В этом мытарстве подвергаются истязаниям те, которые не воздают хвалу Богу и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить в церковь и на службы Божии. Испытуется там также уныние и небрежение о душе своей, и всякое проявление того и другого строго взыскивается. На этом мытарстве я была подвергнута многим испытаниям, и невозможно мне было бы быть свободной от долгов его, если бы скудость моя не была исполнена дарованным от преподобного Василия, чем я была искуплена и получила свободу.

Шестое мытарство – «татьбы»

На нём мы также были остановлены, но, дав там немногое, скоро миновали его, ибо не нашлось на мне никакого греха татьбы, кроме совершённого небольшого проступка в детстве, по неразумию.

Наши рекомендации