Задачи изучения дисциплины. Алматинская академия экономики и статистики

Алматинская академия экономики и статистики

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (SYLLABUS)

ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

по дисциплине «История философии и науки»

специальности: 6М0506 – «Экономика»,

6М0511 – «Маркетинг», 6М0508 – «Учет и аудит»,

6М0509 – «Финансы», 6М0903 – «Оценка»,

6М0602 – «Информатика»,

  Формы обучения
  Очная
Всего кредитов
Курс
Семестр
Экзамен (семестр)
Всего часов, из них:
Лекции (часов)
Практические (семинарские) занятия (часов)
СРМП (часов)
СРМ (часов)

Алматы, 2014 г.

1.Сведения о преподавателе (-ях)доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, к.филос.н. Божбанбаев Бауыржан

2. Контактная информациякаф. «СГД» 405 ауд.

3.Пререквизиты дисциплины.Для освоения курса «История и философия науки» необходимо знание основ современной науки, в частности, современного естествознания, социально-гуманитарных наук, общее представление о процессах и явлениях социальной, в том числе и экономической реальности; умение искать и находить нужную литературу и способность аналитически и критически её осваивать. Дисциплины пререквизитами философия, политология, социология, базовые спецкурсы.

Постреквизиты дисциплины

Изучение и усвоение курса «История философии и науки» позволит магистру успешно освоить такие курсы социально-гуманитарного цикла как психология, педагогика, а также курсы естественнонаучного цикла и цикла спецдисциплин;

Описание дисциплины

История философии и науки как учебная дисциплина занимает особое место в системе социогуманитарного образования будущих специалистов. Дисциплина выступает основой рационального, теоретического мышления, формирует научное мировоззрение. Изучение ИФН является необходимой составной частью подготовки специалистов высокой квалификации, способных работать в динамичных условиях рыночных отношений. ИФН служит методологической и теоретической основой изучения закономерностей развития процессов и явлений, рассматриваемых в рамках специальных дисциплин.

Происходящие в современном Казахстане социально-экономические и социально-политические процессы, противоречивость становления ценностей нового общества заставляют каждого сознательного человека задуматься о сути происходящих перемен и, безусловно, требуют определенных философских знаний. Особую значимость приобретает ИФН для студентов – не только как будущих специалистов, призванных закладывать основы экономически развитого государства, но, прежде всего как личностей, способных анализировать фундаментальные проблемы развития общества, логически обосновать свою точку зрения по различным проблемам.

6. Цель изучения дисциплиныспособствовать выработке у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном сложном и динамичном мире, научить магистрантов

- свободно оперировать философскими понятиями;

- раскрывать взаимосвязь процессов и явлений действительности;

- выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные положения;

- выработать мировоззренческие установки, нравственные идеалы и ценности.

Задачи изучения дисциплины

Основной задачей дисциплины является

- ознакомление магистрантов с важнейшими теоретическими положениями современной философской науки, раскрытие взаимосвязи философии, естествознания и социально-гуманитарных наук;

- анализ исторических типов философствования в контексте культуры;

- формирование основ философско-мировоззренческой и методологической культуры.

8.Календарно-тематический план изучения дисциплины «История и философия науки»

    Количество часов
Очное отделение
всего лекции сем.зан лаб.зан СРМП СРМ
Философия и методология науки как отрасль философского знания -
Наука в культуре и цивилизации -
Возникновение науки. Наука античности. -
Средневековая наука -
Наука Возрождения и Нового времени. -
Современная наука -
Структура научного знания -
Научные революции -
Специфика современной науки -
Наука как социальный институт -
Естественные науки -
Информатика, компьютерная революция -
История становления гуманитарных и общественных наук -
Философские проблемы педагогики и философия образования -
Философские проблемы точных наук -
  ВСЕГО  

План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий

№ темы План лекций План практических занятий
Философия и методология науки как отрасль философского знания. 1.Предмет философии науки. 2. Специфика и взаимосвязь аспектов изучения науки. 3. Статус и проблемы истории науки. 1. Методологические концепции и проблемы, темы философии науки. 2.Логика, философия науки 3. История науки как дисциплина.
    Наука в культуре и цивилизации 1. Наука в системе культуры. 2. Наука и религия. 3.Современные концепции науки. 1. Наука и искусство, образование, ценности. 2. Социальные истории науки. 3. Основные подходы в философии и методологии науки.
  3. Возникновение науки. Наука античности. 1.Генезис науки, причины. 2. Античные мыслители и их вклад в развитие науки. 1. Возникновение науки. Специфика античного периода. 2. Сущность и достижения античной науки 3. Аристотель как основатель научной логики
Средневековая наука. 1. Развитие логики, организация науки в средневековье. 2. Теология и наука. 3. Восточная средневековая наука.   1. Достижения средневековой науки. 2. Алхимия, астрология, магия и наука. 3. Предыстория становления новоевропейской науки.
Наука Возрождения и Нового времени. 1.Предпосылки возникновения экспериментального метода и матем.описание природы. 2. Социализация и институционализация науки. 3. Естествознание и его роль в Новое время. 1.Предпосылки возникновения экспериментального метода и матем.описание природы. 2. Социализация и институционализация науки. 3. Естествознание и его роль в Новое время.
Современная наука. 1. Возникновение дисциплинарно организованной науки. 2. Особенности современной науки. 3. НТР и история цивилизации. 1. Возникновение дисциплинарно организованной науки. 2. Особенности современной науки. 3. НТР и история цивилизации.
  Структура научного знания 1.Научное знание как сложная развивающаяся система. 2.Теоретическое и эмпирическое в науке. 3.Классификация наук. 1. Многообразие типов научного знания. 2. Тенденции интеграции и дифференциации науки. 3. Научная теория как компонент науки.
  Научные революции 1. Динамика науки. 2. Предпосылки научных революций. 3.Сущность и типология научных революций. 1. Концепции развития науки. 2. Научные революции и парадигмы. 3. Революции и традиции в динамике науки.
Специфика современной науки 1.Характеристики современной науки. 2. Ценности в науке. 3. Наука и псевдонаука. 1. Синергетика и современная наука. 2. Сциентизм и антисциентизм. 3. Глобальный контекст науки.
Наука как социальный институт 1.Основные подходы институционализации науки. 2.Трансляция науки в исторической динамике. 3. Наука и власть, экономика. 1. Организация научной деятельности. 2. Факторы институционализации науки в настоящем и будущем. 3. Наука как приоритетная сфера общества.
Естественные науки в структуре научного знания 1. Естествознание и научная картина мира. 2. Классификация естественных наук. 3. Специфика технических наук , их отношение к естественным и общественным наукам. 1. Физика как фундамент естествознания. 2. Синергетика и синтез естественно-гуманитарного знания. 3. Математика как язык науки.
Информатика, компьютерная революция. 1. Концепция информационного общества. 2. Киберпространство и его философское значение. 3. Информационная безопасность. 1. Проблема личности в информационном обществе.2. Интернет как глобальная среда непрерывного образования.3. Проблема реальности в информатике.
  История становления гуманитарных и общественных наук. 1. Философия как интегральная форма научных знаний. 2. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. 3. Новая парадигма социальной методологии в РК. 1. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания. 2. Феномен СГН на постсоветском, европейском и мировом сообществах. 3. Феномен СГН и его цивилизационное значение.
  Философские проблемы педагогики и философия образования. 1.Понятие и статус педагогики и философии образования. 2.Онтология образования. 3.Национальное образование. 1.Логика, методология образования. 2.Традиционная и альтернативная системы образования. 3. Интеграционные процессы в образовании.
  Философские проблемы точных наук. 1.Методы конкретных наук. 2. Философские проблемы физики, химии, астрономии, экологии. 3. Философские проблемы экономических наук. 1. Виды научных теорий. 2. Философские проблемы физики, химии, астрономии, экологии. 3. Философские проблемы экономических наук.

График проведения СРМП

Наши рекомендации