В чем заключается специфика философии XVII века?

Специфика философии Нового времени проявилась в том, что в этот период:

1) активно развивается наука:появляется множе­ство открытий, которые оказывают огромное влияние на разви­тие философии и особенности философской мысли. В это время происходит становление и оформление естественных наук, отделившихся от философии. Самостоятельными науками становятся физика, астрономия, химия, математика и механика. При этом появляется проблема выработки общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда появляются новые задачи и приоритеты в философии Нового времени;

2) укрепляется вера в способность разума осваивать мир и воздействовать на него: откры­тие целого ряда законов создает у ученых и философов впечатление, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть поняты и описаны;

3) происходит разрушение антропоцент­ризма: Вселенная предстала не как механизм, «вращающийся вокруг человека», а как огромный механизм, который уже не мог быть специально устроенным для того, чтобы удовлетворять потребности людей. Человек XVII века пережил то же самое, что переживает любой ребенок, осознавая, что этот мир не предназначен исключительно для него и родители не являются могущественными существами, способными удовлетворить любое его желание;

4) в качестве модели для построения картины мира использовались идеи механики – наиболее развитой отрасли знания, причем философы исходят из предположения, что все сферы бытия функционируют в соответствии с ее законами;

5) отдавалось предпочтение метафизическому методу: мир рассматри­вался как совокупность тел, которые существуют, не изменяясь. А если предметы не изменяются, а созна­ние отражает действительность, то и все понятия – это нечто статич­ное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга;

6) особый интерес проявлялся по отношению к проблемам познания: в Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Это было связано с быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. Филосо­фия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания;

7) центром внимания новой философии становится теория познания, точнее отработка методов истинного для всех наукзнания. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то задача философии состоит в обнаружении законов мышления, действующих во всех областях знания.

В философии Нового времени появляется ряд специфических проблем и установок (Несмеянов Е.Е., 2004, С. 37):

– полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Томас Гоббс);

– выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Френсис Бэкон);

– развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Рене Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени.

Проблема научного метода и шире – проблемы познания – находится в центре внимания философии Нового времени. Невозможно познавать Бога, природу, человека, общество, не зная законов познающего Разума. Философии в отличие от других наук следует исследовать именно мышление человека и его законы. Ее задача в том, чтобы открыть такой метод, который можно было бы применять ко всем наукам. Философы XVII – XVIII вв. неоднократно акцентировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания, не та и не разработан. Поэтому нужно было найти истинный метод науки, отыскать такие принципы Ума, с которых можно было бы начать построение истинной философии, а затем и всех других наук.

По проблеме источника познания европейская философия XVII века развивалась в двух основных направлениях:

1) Рационализм(от лат. ratio – разум) – философское направление, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. В рационализме выделяется два основных направления: онтологи­ческое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму, в основе бытия находится разумное начало, т.е. бытие разумно. Основная идея гносеологического рационализмасостоит в том, что в основе познания также находится разум. Гно­сеологические рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, а также были оппонентами эмпиристов. Наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально при­знанное философское направление внесли философы Рене Де­карт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц.

2) Эмпиризм– философское направление, сторонники которого полагают, что в основе познания находится опыт: «нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание– сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Следует отметить, что противоположность подходов к изучению реальности со стороны эмпириков и рационалистов, существовавшая в XVII веке, была впоследствии преодолена в немецкой классической философии XIX века. Современные же исследователи социально-гуманитарных, естественнонаучных и философских проблем используют оба подхода.

Наши рекомендации