Проблема техники у позднего Хайдеггера

М. Хайдеггер «Вопрос о техники» (Хайдеггер М. Время и бытие 1927)

Техника – вид раскрытия потаенности.

В природе энергия:

· извлекается,→перерабатывается,→переработанное накапливается,→опять распределяется (виды выведения из потаенности).

Человек сосредоточен исключительно на добывающем и поставляющем производстве, внутри которого и природа и человек обнаруживают себя лишь в качестве наличного состояния.

Вызов, который сосредотачивает человека на поставлении всего, что выходит из потаенности, в качестве состоящего в наличии назовем поставом.

· Постав – определяет существо современной техники. Главная опасность постава заключается в том, что он закрывает для человека саму возможность вернуться к изначальному, полному обнаружению истинного бытия, и тем самым ощутить свое высшее предназначение в качестве хранителя бытия.

Постав – техническое отношение у миру. Техника – это дарованная человеку способность раскрывать потаенности.

Техника это судьба человека, но судьба это не принуждение. Только следуя судьбе, человек впервые становится свободным, потому что следовать ей значит слышать зов бытия (рискованное дело). В этом случае человек становится некой наличностью, мнящей себя господством. Человек не господин сущего, а пастух бытия. Главная опасность заключается в том, что технические способности обнаружения истины, как некая тотальность, скрадывает тот путь раскрытия тайны, который дает присутствующему явиться в смысле произведения. Человек теряет способность раскрыть потаенности – нечто более изначальное. В этой способности заключается существо человека. Существует два судьбоносных способа раскрытия потаенности:

1) путь производственно-поставляющий, т.е. технический

2) путь создания произведения, т.е. поэтический

13. Герменевтика - основные этапы и исторические формы. Критика Х. Г. Гадамером «романтической герменевтики».

Книга Wahrheit und Methode (Истина и метод, 1960 г.)

Есть, Романтическая философия- это Шлеермахер. Проблемы герменевтики это проблемы интерпретации текста – Шлеермахер ввел понятие герменевтического круга – интерпретатор текста понимает текст исходя из его частей, а отдельные части текста – из его целого. Так же Шлеермахер вводит понятие вчувствования – то есть интерпретатор понимает текст путем вчувствования в ту ситуацию, которую предлагает автор. Однако тогда получается, что не остается субъективной позиции интерпретатора, здесь Гадамер критикует отрицание роли настоящего при интерпретации прошлого. То есть когда происходит интерпретация по Шлеермахеру, то настоящее перестает играть своею роль. Однако здесь Гадамер считает, что интерпретатор смотрит на прошлое "через призму" настоящего.

Шлеермахер слишком углубляется в психологические исследования герменевтики, игнорирует исторический метод, однако он тоже важен. Для Шлеермахера интерпретатор является пустым отражением смыслов текста. Однако на самом деле – интерпретатор совершает осмысленное истолкование текста, у него есть набор «предзнания», набор проектов смысла который может быть вложен в текст.


Благодаря этому «предзнанию» интерпретатор отражает свою историю. Гадамер расходится с Шлеермахером во взгляде на задачи герменевтики - для Шлеермахера это вживание в жизнь автора, для Гадамера это актуализация, воспроизведение для себя ситуации, которую предлагает автор, тем самым рождая качественно новую ситуацию.

14. Проблема понимания в герменевтике Х. Г. Гадамера. Понятие «предсуждения».

1) Понимание это способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Это не только познание, а универсальный способ освоения мира (опыт), Оно не отделено от самого понимания, интерпретатор и есть процесс поиска смысла (сути дела).Предметом понимания является не смысл, вложенный в текст автором, а в тот предмет содержания (сути дела), с осмыслением которого связан текст. Язык – это носитель традиции понимания. Понимание считается неотъемлемой функцией языка. Вследствие, это понимание из свойства познания превращается в свойство бытия. Стремясь постигнуть сущность человеческого бытия, герменевтика выступает как своеобразная философская антропология. Гадамер в анализе категорий, которые он использовал в своем учении, выделяет традицию, предрассудок и т.д. Центральным является понятие предрассудка. Оно характеризуется как предсуждение, т.е. суждение, вынесенное до окончательной проверки всех фактически определенных моментов. В понятии Предрассудка заложена возможность как позитивной, так и негативной оценки.

2) Понимание невозможно без понимания предпосылок истории

3) Предпосылки понимания и мышления отражают историчность человека, и является фундаментом самой жизни.

Наши рекомендации