Логика: наименование и предмет
§ 1. Титул «логика»
а) Логика мышления и логика вещей
«Логика» — обычно под этим названием с давних пор понимают «учение о правильном мышлении». И сегодня изучать «логику» для нас означает: учиться правильно мыслить, узнавая о структуре, формах и правилах мышления; запечатлевать их в своей памяти, чтобы потом в тех или иных случаях применять. Одна, правда, несколько вульгарная поговорка гласит: «У него нет никакой “логики” в утробе». Обычно здесь подразумевается двоякое: во-первых, способность правильно мыслить — врожденная, она сидит в утробе человека, и правильное мышление, по сути дела, должно было появиться само собой; во-вторых, в этой поговорке все-таки подразумевается, что человеку следовало бы научиться «логике» и путем некоего особого воспитания «запустить» ее в свою «утробу», чтобы его мышление вживую вырастало из «логики» и всегда было правильным. Стоит только человеку — согласно этому представлению — хорошо ознакомиться с «логикой» и как бы освоиться в ней, и вот он, в случае необходимости, уже легко понимает, что «логично», а что нет. Говорят: «это логично», подразумевая, что нечто становится ясным как вывод, как следствие из имеющегося положения дел и предшествующих обстоятельств, известных каждому. Таким образом, «логичное» — это последовательное: то, что соответствует «логике». Но здесь под «логикой» мы подразумеваем не столько законность мышления и его соответствие установленным правилам, сколько внутреннюю последовательность самой вещи, положения, процесса. Тогда получается, что сами вещи имеют в себе некую «логику», свою «логику». Значит, мы только тогда мыслим «логично» — в правильно понятом смысле этого слова — когда следуем логике, заключенной в самой вещи, и мыслим из нее.
Потому мы никогда не научимся «мыслить правильно», если будем знакомиться только со структурой и правилами мышления и заучивать их, как говорится, со стороны, не стремясь к тому, чтобы нас затронуло внутренней логикой самих вещей и чтобы они руководили нами. Многие, пожалуй, владеют логикой, но у них никогда нет в голове истинной мысли. Правда, такие мысли редки. Человек часто делает себе множество мыслей, но, вот так «сделанные», они ненадежны. Редкие истинные мысли не возникают из самодельного мышления, но они, правда, не находятся и в вещах, как камень на лугу или сеть в воде. Истинные мысли при-мысливаются к человеку (werden zu-gedacht), причем только в том случае, если он, со своей стороны, пребывает в настоящем мыслящем благоговении (An-dacht), то есть в выработанной им готовности помыслить то, что идет ему навстречу как должное-быть-помысленным.
Поэтому титул «логика» сразу же оказывается странно двусмысленным и означает, с одной стороны, логику мышления, а с другой — логику вещей; с одной стороны, он означает то сообразование с правильным, которое отличает мыслящее отношение, с другой — структуру самих вещей. Поначалу мы не знаем, откуда берется эта двусмысленность «логики» и «логического», в какой мере она необходима и почему она упрочилась в чем-то привычном, в котором мы, не успевая подумать, носимся и снуем туда-сюда. Правда, в большинстве случаев «логику» мы понимаем только в смысле учения о формах и правилах мышления.
Итак, когда мы говорим о «логике» и ее изучении, рисуется странная картина. Если мы понимаем ее как учение о мышлении, тогда, конечно, можно считать, что все сводится к тому, чтобы не только узнавать правила правильного мышления, выдвигаемые логикой, но и правильно их применять. Но к чему применять? Ясно, что к постижению и рассмотрению вещей, предметов и людей, а также к обхождению с ними. Но как применить мышление к вещам, если мы заранее как следует не узнали сами вещи,, предметы и их «логику»? А если предположить, что мы каждый раз уже хорошо знакомы с «логикой» самих вещей и «логикой» той или иной области их нахождения, тогда зачем нам применять к ним какие-то правила логики в смысле учения о мышлении? Ведь мы и так мыслим «логично», когда мыслим «вещно» и «в соответствии с вещами». Но когда и каким образом мы мыслим именно так? На каком пути и через какие наставления мы учимся так мыслить? В какой мере нам надо мыслить из самих предметов и вещей? И какое «надо» тогда затрагивает нас? Быть может, оно берет начало в одном только требовании мыслить «объективно», когда-то выдвинутом людьми определенной эпохи? Но «объективно», в соответствии с объектами, мыслят только «субъекты». Объективность как идеал существует только в кругу субъективности, то есть там, где человек знает себя как «субъекта». Но можно ли сразу сказать, что требование объективности равнозначно тому, что мы имеем в виду, когда говорим здесь о «вещном» (das Sachliche)? Чтό если все объективное — лишь тот образ действий, которым субъективность человека «отбрасывает» вещи от себя, то есть ставит их перед собой, пред-ставляет, опредмечивает? Чтό если «объективное» никак не вступает в область «самих вещей»? И снова мы спрашиваем: почему и как нам надо мыслить из вещей? Что это за необходимость определяет здесь, как быть нашему мышлению, причем определяет так, что без этого предопределяющего определения мыслить из вещей мышление не становится мышлением? Что происходит с человеком, коль скоро необходимость мыслить вещно, то есть мыслить вообще, зовет его? Почему получается так, что человек может ускользнуть от этого зова, уклониться от него, пройти мимо него и неправильно его истолковать, чтобы тут же забрести в беззащитное и впасть в необерегаемое?
Откуда и каким образом вообще доходит до человека призыв мыслить — и мыслить в соответствии с вещами, как они есть? И имеет ли человек, имеем ли мы уши, чтобы слышать его? Понимаем ли мы язык того речения, в котором содержится этот призыв? Сохраняем ли мы отношение к слову, которое в этом речении приходит в речь? Что это такое вообще — слово? Что значит — давать ответ тому призыву, который определяет наше существо, давая ему предназначение? Быть может, эти только что заданные вопросы и есть настоящие вопросы «логики»? Но «логика», — говорят нам, — это учение о правильном мышлении.
Правильно мыслить, мыслить из вещей, вообще мыслить — необходимо, а первым делом учиться мыслить — самое необходимое. Но все это не только потому, чтобы избежать одних лишь логических ошибок. Мыслить надо для того, чтобы через это соответствовать предназначению исторического человека, быть может, еще сокрытому. Может быть, в будущем длительное время все будет зависеть только от того, дадутся ли историческому человеку эта возможность ответствовать и способность мыслить или по-прежнему в них будет отказано. Под «историческим человеком» подразумевается человечество, на которое возложена судьба мысли — как то, что он призван помыслить. Но кто, как не «народ мыслителей», в эту мировую годину скорее прочих воспримет и сможет воспринять для грядущих дней дар мышления — тот народ, который рано Ушедший назвал «священным сердцем народов»[43], сказав, что из него придет «совет» «о царях и народах»?[44] Всякая поэзия и игра, всякое образование и созидание, всяческие заботы и дела, всяческая борьба и страдания ввергаются во что-то путаное, смутное, случайное, подверженное одному только расчету, если нет простой ясности того мышления, из которого могут появиться и пребыть мир и земля — как знак истинного.
Но как нам отыскать эту ясность, если мы не хотим пуститься в дальний путь мысли и учиться мыслить лишь не торопясь?
Быть может, есть даже нечто более предварительное, а именно то, что нам надо еще учиться учению и возможности учиться; есть даже нечто еще более раннее по отношению к этому предварительному: нам надо еще подготовиться учиться учению. Но что такое — учиться? Одним-единственным словом об этом не скажешь, можно, наверное, только намекнуть: учиться — значит, следуя указанию и намеку, нечто узнавать и усваивать, дабы затем дарить его как собственность знания, не утрачивая его и не оскудевая. Учение приводит к знающему усвоению и достоянию знания, но всегда — к достоянию, которое не принадлежит нам, но которому принадлежим мы. Сначала нам надо учиться учению. Все должно быть очень начинательно, должно быть преисполнено ожидания, быть очень медленным, дабы навстречу нам и нашим потомкам истинное (das Wahre) смогло истинно выйти навстречу как единственный посыл судьбы, причем так, чтобы мы не могли заранее вычислить, когда, где и каким образом это произойдет. Должен пробудиться род Неспешных, чтобы слишком поспешное стремление действовать и желание быстро все устроить, жажда обретения скорых сведений и дешевых решений не увлекли нас в пустоту и не заставили прятаться в традиционные мнения и верования, которые всегда — лишь исход, но никогда не становятся и не могут стать истоком.
b) επιστήμη и τέχνη в их отношении к
современной науке и технике
Итак, мыслить необходимо и прежде всего необходимо учиться мыслить. Но ведь мы учимся этому через «логику»? Что общего у мышления с «логикой»? Что означает это название? И что есть оно само, обозначенное титулом «логика»? «Логика» — быть может, это задача, к выполнению которой исторический человек приступил только наполовину, которая в своем выполнении пошла окольными путями и которую он еще ни разу не брал на себя в ее исходности? Если это действительно так, тогда титул «логика» и его употребление являются для нас лишь неким вспомогательным средством, необходимым для того, чтобы, сославшись на нечто давно известное, обозначить и признать что-то иное, к чему мы издалека только еще приближаемся? Если это действительно так, тогда как раз по этой причине нам, конечно, надо прежде всего внести достаточную ясность в то, что такое «логика», что есть ее имя и предмет.
Итак, «логика»: кроме этого выражения мы знаем и употребляем и другие, похожие, например, «физика», «этика». Это сокращения соответствующих греческих слов λογική, φυσική, ήθική, перед которыми можно поставить έπιστήμη, переводимое нами пока словом «знание». λογικόν, λογικά именует все то, что касается «логоса» (λόγος). Соответственно φυσικόν, φυσικά именует все, что принадлежит φύσις, а ήθικόν — все, что затрагивает ήθος. «Логика», понятая как сокращение от επιστήμη λογική, есть знание о том, что касается «логоса». Но что здесь означает λόγος?
Прежде чем ответить на этот вопрос, неплохо было бы прояснить значение слова έπιστήμη. Это совершается в трех аспектах и с трояким намерением. Во-первых, для того чтобы узнать, что означает греческое слово, которое мы обнаруживаем и в двух других случаях: έπιστήμη φυσική, έπιστήμη ήθική. Во-вторых, для того, чтобы, разъясняя именно это греческое слово, подготовиться к разъяснению слова λόγος и всего того, что им называется. Наконец, для того, чтобы теперь уже научиться приблизительно определять, какой смысл кроется в том, что слово и предмет, которые здесь именуются «логикой», восходят к эллинству.
Итак, что означает επιστήμη?Однокоренной глагол — έπίστασθαι, то есть «становиться перед чем-либо», «пребывать при нем и стоять перед ним, чтобы оно показало свой вид». Помимо прочего έπίστασις обозначает пребывание перед чем-либо, внимание ему. Это внимающее, пребывающее перед-чем-то-стояние (Vor-etwas-stehen), έπιστήμη,показывает и заключает в себе следующее: мы становимся сведущими, знаем толк в том, перед чем вот так стоим. Следовательно, мы можем со знанием дела предстоять той вещи, перед которой и по отношению к которой мы, внимая ей в своем пребывании перед ней, стоим. Мы можем предстоять какой-либо вещи, то есть мы разбираемся в ней. Поэтому έπιστήμηмы переводим как «умение-в-чем-то-разобраться».
Очень часто это слово переводят как «наука», сразу же — причем поспешно, неточно и приблизительно — имея в виду новоевропейскую, современную науку. Эта наука, то есть современная наука, в самом своем существе, которое в ходе новоевропейской истории заметным образом дает о себе знать, технична по своей сущности. Когда мы говорим, что новоевропейская наука представляет собой одну из необходимых форм утверждения современной техники, это кажется странным. Это странное не исчезнет и в том случае, если мы тотчас прямо скажем, в чем заключается сущность современной техники. Правда, сразу об этом не скажешь: отчасти потому, что эта сущность в каком-то отношении еще сокрыта, отчасти потому, что то, что уже можно прояснить в этом вопросе, нельзя описать в нескольких предложениях. Только одно становится ясно уже при малом бодрствовании осмысляющей мысли: как науки о неживой и живой природе, так и науки об истории и исторических деяниях в своем формировании все однозначнее превращаются в тот способ действия, которым новоевропейский человек, через предпринимаемое им разъяснение, овладевает природой, историей, «миром» и «землей» вообще — всё для того, чтобы эти разъясненные области планомерно и в соответствии с потребностью использовать для упрочения воли к утверждению себя господином над целым (das Ganze) мира в смысле его упорядочения. Эта воля — которая во всяком намерении и начинании, во всем, что стало предметом ее воления и было достигнуто, волит только саму себя, причем себя, «оснащенную» постоянно возрастающей возможностью волить себя самое — является основой и сущностной сферой современной техники. Техника — это организация (Organisation) и орган (Organ) воли к воле. Различные человеческие сообщества, народы и нации, группы и индивиды всюду — лишь предмет воления этой воли и, со своей стороны и через себя самое, не являются ее источником и средоточием, но всегда предстают лишь как ее совершители, нередко даже вынужденные.
Но к чему эти слова о современной технике и совершенно техническом характере современной науки? К тому, чтобы поразмыслить, имеем ли мы право переводить греческое слово έπιστήμη,«умение-в-чем-то-разобраться», словом «наука». Если при этом — что напрашивается само собой — нам тотчас приходит в голову только современная наука и если к тому же мы имеем о ней смутное представление, тогда перевод становится неправильным. Тем не менее, когда греческое слово έπιστήμηмы передаем немецким словом «наука» (Wissenschaft), в этом проступает нечто истинное, причем как раз тогда, когда мы думаем о техническом (das Technische) современной науки. Таким образом, современная наука и греческая έπιστήμηвсе-таки взаимосвязаны. Это так. Поэтому при переводе греческой επιστήμηнемецким словом «наука» можно было бы, не долго думая, сослаться на тот нередко подмечаемый факт, что вообще западноевропейская история, в том числе и современная, восходит к эллинству и что такое ее происхождение особенно сказывается на западноевропейском способе познания и форме знания. Разве без Греции и без постоянной возможности вновь и вновь вступать с ней в диалог существовала бы римская, средневековая, новоевропейская установка на знание? Что было бы, если бы Греции не было? Что вообще можно сказать о бывшем (das Gewesene) и его загадке? Бывшее — это не одно только прошедшее (das Vergangene).
Несмотря на ревностное стремление докопаться до самых дальних закоулков прошедшего, нам, людям сегодняшним и новоевропейским, историография еще очень мало дает понять о неуничтожимой близости бывшего. Быть может, будучи способом технического овладения прошедшей историей, историография как раз является той плотиной, которую новоевропейский человек сам возвел перед бывшим и его простыми чудесами. Считая себя продвинувшимися вперед, мы думаем, что обогнали бывшее, в то время как на самом деле оно постоянно все проще и чище опережает нас, пока, наконец, мы не начинаем догадываться, что в бывшем нас по-настоящему ждет (entgegenwartet) сокровенная тайна нашего существа и что только так есть настоящее (Gegenwart). Чтό если мы еще как следует не знаем, что такое настоящее? Чтό если мы только и делали, что сновали взад и вперед в своих подсчетах между только что прошедшим и как раз сейчас проходящим и прошедшим раньше и очень давно? Причем и теперь, когда мы онемечили επιστήμη«наукой» («Wissenschaft»)?
Если мы утверждаем, что έπιστήμηв каком-то смысле можно переводить «наукой», воспринимая последнюю в ее современной технической сущности, тогда мы мыслим нечто иное, чем просто отмеченную историческую взаимосвязь современной культуры и эллинства. Мы мыслим о гораздо более существенном и решающем, которое вряд ли предугадано в его причине и масштабе и уж, конечно, как следует не продумано: речь идет о том, что уже по-гречески постигаемое существо знания и «науки», сама έπιστήμη,имеет глубокое внутреннее родство с τέχνη,если они вообще не одно и то же. Но что значит τέχνη?После немногих данных нами указаний относительно того, как понимать έπιστήμη,мы уже не захотим разъяснять природу греческой τέχνηс помощью представлений о современной «технике». Правильный путь, скорее, обратный. Но легче сказать, чем сделать. Итак, мы снова спрашиваем: что значит τέχνη?
Мы придерживаемся исходного значения слова. Скажем наперед, что путь через разъяснение коренного значения слов и слова полон опасностей. Простое владение словоупотреблением и пользование словарями недостаточны для того, чтобы пойти по нему, но здесь мы не можем подробно обсуждать вопрос о том, что еще — и в первую очередь — для этого нужно. Тем не менее всякий, кто внимательно со-мыслит, заметит и однажды поймет, что здесь мы не «снимаем» первые попавшиеся значения с поверхности одних лишь слов, не конструируем из этого философию и не считаем достаточным и исчерпывающим вникание в названные словом вещи. Чтό такое слово без связи с тем, что оно называет и чтό в нем приходит в него, это слово? Побережемся от всяческих пустых и случайных этимологий; они превращаются в игру, если называемое словом прежде не подверглось долгому, неторопливому осмыслению, не было снова и снова продумано, а затем проверено и вновь и вновь выверено в своем словесном существе.
Повторение
1) Взаимообращенность мышления и вещей.
Логика, чистое мышление и рефлексия
«Логика» — так называется «учение о правильном мышлении». Она представляет внутренний строй мышления, его формы и правила. В таком случае «заниматься логикой» — значит учиться правильно мыслить. Но когда мышление правильно? По-видимому, тогда, когда оно протекает в соответствии с установленными в логике формами и правилами и, таким образом, соответствует «логике». Мышление правильно, когда оно «логично». Говорят, что то-то и то-то «совершенно логично», но при этом подразумевают не мышление и его правильность, а определенные обстоятельства (событие или факт), которые последовательно явились результатом какого-то положения вещей. Это «последовательное» состоит в появлении определенных «вещных» обстоятельств, возникших в соответствии со сложившимся положением вещей. Тогда «логическое», «последовательное» и вообще правильное заключается в вещах, а не в нашем мышлении. Мы говорим о внутренней «логике вещи». Таким образом, мы только тогда мыслим логически, то есть правильно, когда мыслим «вещно», то есть мыслим из вещей и «вмысливаемся» в них. Но может ли наше мышление быть таким, не впуская себя в вещи и не считаясь с их обязательностью? Следовательно, когда речь заходит о правильности мышления, мы снова говорим именно о нем и о его правильном сообразовывании с вещами. То есть налицо двойная «логика»: логика мышления, которая говорит, каким образом мышление правильно следует вещам и сообразовывается с ними, и логика вещей, показывающая, что — и насколько — вещи имеют свою внутреннюю последовательность. Вещи не «говорят» и не «заговаривают» с нами, если прежде мы сами не обращаемся к ним своей мыслью. Однако наше мышление остается непрочным и становится необузданным, если прежде вещи не обращаются к нему и не удерживают его в этом обращении. Возникает странное соседство логики вещей и логики мышления, когда мышление и вещи обращены друг на друга, возвращаются друг в друга и взаимно друг друга удерживают у себя. Но все становится еще страннее, если эта обращенность друг на друга, в которой вещи и мышление друг друга требуют для себя, не исходит ни от вещей, ни от мышления. Все становится загадочным, если это обращенность вещей к нам происходит в них и уже давно пришла к человеку, хотя он не обращает внимания на ее приход и совсем не думает о ее происхождении.
Быть может, загадочно уже указание на то, что ни логика мышления, ни логика вещей, ни то и другое в их взаимосвязи не составляют настоящей логики. В таком случае происхождение и причина правильного мышления, даже мышления вообще, остаются для нас сокрытыми. Тогда получается, что мы даже не знаем или лишь смутно догадываемся, какой призыв обращен к нам, когда пытаемся следовать расхожему требованию мыслить правильно. Быть может, преисполнившись хитрости в своем непрестанном выдумывании все нового и нового, человек уже давно живет в пренебрежении к мышлению, и всё потому, что закоснел в мысли, будто мышление — это только вычисления. Правда, такое мнение так же старо, как и само настоящее мышление, из которого мы однажды увидим, что мышление может заблудиться в своем собственном существе, где оно постоянно и блуждает.
Поэтому настоящая неправильность мышления заключается не в том, что в какой-нибудь последовательности мыслительных шагов, например, в умозаключении, совершается логическая ошибка, а в том, что само мышление ошибается в своей собственной сущности и сущностном происхождении. Быть может, это неусмотрение собственной сущности и является причиной настоящей неправильности мышления? Тогда, правда, задача правильно мыслить и правильно учиться мыслить приобретает иное, весьма высокое, быть может, даже высшее измерение.
(Может быть, эта ошибка в усмотрении собственной сущности является тем приданым, которое отличает происхождение и предназначение мышления и только мышления — тем приданым, которое надо мыслить не просто как недостаток, но, скорее, как залог того, в чем принимаются настоящие решения (Entscheidungen), если решение (Entscheidung) принадлежит разделению (Scheiden), а то — различению (Unterscheidung). Различение же есть только там, где есть различие. Но может ли явиться различие, если ему навстречу не устремляются различение и готовность к нему? Различать — не это ли основная черта мышления? И откуда она в нем появляется?).
Но дает ли «логика», как учение о правильном мышлении, залог того, что мы через нее научаемся мыслить? Как вообще обстоят дела с «учиться»? Если оно означает «идти в учение», а всякое «учить» и «учиться» по-прежнему сущностно отличается от того, что попадает в круг одной только муштры, натаскивания и зубрежки; если «учиться» — значит «идти в учение», то есть, пребывая в нем, быть в пути, тогда во всяком «учиться» уже каким-то образом правит мышление. Теперь, когда мы вот так прямо об этом заявляем, мы еще не можем сказать, что есть мышление, но если без него поистине не существует никакого правильно понятого «учиться» и «учить», тогда всякое «учиться мыслить» каким-то образом, будучи этим «учиться», уже есть «мыслить», в котором мы мыслим о мышлении и только о нем.
Но не получается ли так, что в «учиться мыслить» мы мыслим только «о» мышлении? Кажется, так оно и есть. Ведь «логика» как учение о правильном мышлении — это все-таки мышление о мышлении. Но это занятие, то есть мышление ό мышлении, явно что-то искусственное, почти противоестественное; мыслить о мышлении — в этом есть нечто «искривленное» и скрытое и, когда это происходит, мышление «поворачивается» на самое себя, «заворачивает» к себе и таким образом отказывается от своего прямого пути. Такое «поворачивание» называется рефлексией. Занятие ею мешает действию и приводит к нерешительности. И к тому же мышление о мышлении — не является ли оно верхом рефлексии? Это все равно, что рефлексия о рефлексии: мышление впустую вращается вокруг себя самого, отрываясь от всех вещей. Кроме того, мышление о мышлении чуждо естественному мышлению, непривычно для него; это некое оторванное от жизни занятие, в котором трудно найти опору и путеводную нить. Мыслить о мышлении, то есть заниматься «логикой» — тотальная абстракция. Разве может в ней и через нее быть то научение, из которого мы учимся мыслить? Ведь всякому научению нужны простые, прямые пути, на которых мы воочию встречаемся с тем, чему надо научиться; учение должно начинаться неторопливо и продвигаться вперед постепенно, без искривления и запутывания. Мыслить о мышлении — есть ли что-нибудь более путаное и, может быть, даже опутывающее? Поэтому здоровый человеческий рассудок, нередко отягощенный всем этим, уже много раз сомневался в пользе логики. Говорят, что если уж и надо специально учиться мыслить, если к тому же мыслить правильно всегда означает «мыслить вещно», тогда самый надежный способ научиться мыслить — в мыслящем общении с вещами. Мыслить исторически (historisch) мы учимся в исторических науках. К чему здесь логика? Мыслить физически мы учимся с помощью физики. Таким образом, всякому предметному мышлению мы учимся, когда занимаемся соответствующим предметом.
Но дело в том, что здесь мы не хотим учиться мыслить исторически, биологически, физически и вообще научно, равно как не хотим учиться мыслить экономически и художественно: мы хотим «только» учиться мыслить. «Только мыслить»? Что же мы мыслим, когда «только» мыслим? «Только мыслить» — не меньше ли это, чем мыслить вещно, потому что тогда вещь как будто отсутствует? Или «только мыслить» — значит мыслить больше, чем все вещное мышление? Потому что тогда мы, наверное, имеем дело с чистым мышлением, свободным от всех вещей? Но что — и в каком направлении — мыслит мышление, если оно «только» мыслит? По-видимому, логика как учение о правильном мышлении не предполагает отнесенности к какой-либо особой предметной области. Ее тема — только мышление вообще. И здесь мы хотели бы научиться только мыслить и только научиться мыслить. И только об этом идет речь здесь и сейчас, причем настолько лишь об этом, что первым делом мы стараемся научиться самой возможности учиться мыслить. Тем самым нельзя не спросить, что при этом может «логика»; что она такое. Что же, в конце концов, общего у мышления с «логикой»?
2) Возвращение к греческой взаимосвязи именования:
επιστήμη λογική · έπιστήμη и τέχνη
Наименование и тем самым предмет и его сущностная форма восходят к грекам. Если в западноевропейской истории и сохранилось что-то от эллинства, что остается современным для нас, то это, конечно, «логика», даже если мы этого совсем не видим. «Логика» восходит к λογική (λογική, λογικά — то, что касается «логоса» (λόγος). Перед λογική можно поставить έπιστήμη, и тогда все выражение переводится как «наука о логосе». Нам известны другие похожие названия: επιστήμη φυσική, έπιστήμη ήθική, то есть наука о φύσις и том, что ей принадлежит, наука об ήθος и том, что его касается.
Прежде чем пояснить, что в титуле έπιστήμη λογική подразумевается под словом λόγος, скажем о том, что означает έπιστήμη, встречающаяся во всех трех наименованиях. έπίστασθαι — становиться перед чем-либо, стоять перед ним, причем так, чтобы во время такого стояния это нечто показалось перед ним, то есть перед нами (средний залог). Перед-чем-то-стоять означает позволить этому чему-то показаться, чтобы тем самым смочь пред-стоять перед себя-показывающим, в соответствии с тем, что есть это себя-показывающее и как оно есть. Смочь предстоять какой-либо вещи (vorstehen) — значит разбираться в ней (sich auf sie verstehen), и, таким образом, έπίστασθαι означает вообще «что-то понимать».
Если мы в какой-то мере правы, переводя έπιστήμηсловом «наука» — а мы действительно можем так делать — тогда получается, что известное нам как «наука» в своих сущностных основаниях характеризуется и определяется через έπιστήμη— знать-толк-в-чем-то.
Как бы ни была современная наука удалена от греческой έπιστήμη— как во времени и объеме содержания, так и по способу ее устроения, форме осуществления и сфере значимости — ее ядро есть έπιστήμη,и это столь исходно, что все, заключенное в έπιστήμηв зачаточной форме, проявляется только в виде современной науки. Это то самое, что мы называем основной технической чертой современной науки. Но тогда получается, что уже греческая έπιστήμηбыла связана с «техникой»? Именно так, хотя не с современной машинной техникой, а с тем, что называется греческим словом τέχνη.Но что такое τέχνη?
Логика,έπιστήμη,τέχνη.