Лекция 6. дискурсивные и интуитивные основания

1. интуиция в научном творчестве.

Древние мыслители под интуицией понимали непосредственное усмотрение реально существующего положения вещей (чувственная интуиция). Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления. Однако первостепенную значимость в качестве высшей способности к познавательной деятельности интуиция приобретает в философии Нового времени. В роли полноправной и полнокровной философской концепции интуитивное знание выступило в эпоху рационализма XVII в. Различные трактовки и подходы к проблеме интуиции в истории философии, начиная с ХVII в. развиваются в диалектической взаимосвязи с задачами, выдвигаемыми естественными науками и математикой.

Все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно, очевидно, неосознанно, быстро, безотчетно, легко, вне логики и созерцания, и в то же время само по себе логично и основано на предшествующем чувственном опыте.

Концептуальная интуиция- процесс формирования новыхпонятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.

Эйдетическая интуиция- построение новых наглядных образовна основе имевшихся ранее.

Традиционно инсайт как результат интуиции считается следствием некоторого скачка, разрыва в мышлении, когда человек обнаруживает результат, не вытекающий однозначно из посылок. При этом, как правило, поражает не сам факт скачка, а его величина, ибо небольшие скачки присущи практически каждому творческому процессу.

С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурирование сенсуального и интеллектуального материала. Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем.

Как инициировать интуицию? Одна из первоначальных и необходимых ступеней для начала путешествий сознания, для освобождения интуиции - это достижение состояния «безмолвия ума», успокоения в себе физической, витальной ментальной сфер. Медитация означает кратчайший выход из ментальных лабиринтов. Это - кратчайший путь к озарению. Нужно ясно себе представлять, что эффективны и безопасны только косвенные и слабые методы воздействия на психику и мозг. Попытки более решительного вмешательства в эту область, например, с помощью наркотиков, или малоэффективны, или небезопасны.

Абсурдно полагать, будто в отношении изобретательности интуиция стоит выше логики. Никакое научное открытие или техническое изобретение невозможно без предваряющего его знания и последующей логической обработки.

Творческое воображение в науке богаче, чем в искусстве, потому, что ему приходится выходить за пределы чувственного опыта и здравого смысла; оно точнее, чем в искусстве, потому, что ему приходится преодолевать себя и надо стараться быть истинным. Научное исследование не является поэзией, а имеет тенденцию стать истиной. Однако некоторые из его моментов и некоторые из его результатов, в особенности великие теории, изменяющие наше мировоззрение, настолько же поэтичны, насколько может быть поэтичной сама поэзия.

То, что бессознательное - психическое выполняет важные психорегулирующие функции, большинство специалистов не подвергают сомнению. Если логическое мышление оперирует открытой наличной информацией, то интуитивное мышление представляет собой как бы второй уровень познания, использующий временно неосознаваемую и как бы исключенную из активной работы сознания информацию. Огромную роль при этом играют память и личный опыт.

2. Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества.

В ответах на вопрос о том, что является необходимой предпосылкой и импульсом творческой активности и как она вообще возможна, в истории философской мысли можно найти указание на три возможных источника: Бог (Платон, Г.Гегель, Н.А.Бердяев и др.), Природа (Эпикур, Б.Спиноза, А.Бергсон и др.), Человек (Гельвеций, К. Маркс, Ж.-П. Сартр и др.).

В механизмах творчества, как отмечает современный отечественный исследователь В.А. Яковлев, объединялись такие способности человека, как интуиция, воображение, фантазия. Одни мыслители объясняли их через усмотрение с помощью «очей разума» очевидных истин (Р.Декарт, И.Кант, Э.Гуссерль), другие, напротив, противопоставляли эти способности разуму и логике, видели в них способ непосредственного усмотрения сущности вещей – знак божественного откровения и благодати (Блаженный Августин, А.Шопенгауэр, Э.Жильсон и др.). Третьи вовсе отказывались рассматривать данный механизм, особенно в рамках научного познания, относя его к области иррационального, а значит, недоступного для рационального научного анализа (К. Поппер). Анализ системы, порождающей процесс научного творчества, не может не учитывать момента, связанного с особенностями функционирования системы в рамках науки, накладывающей свой отпечаток на специфику творчества в рамках научного познания.

Целый ряд исследователей отмечали сложную цепь взаимосвязей науки с иными сферами человеческого знания и жизнедеятельности. Так, например, в работах известного французского философа А. Койре с очевидностью было показано, что:

а) научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли;

б) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций;

в) научная мысль – речь идет о физических науках – развивалась не в вакууме; это развитие всегда происходило в рамках определенных идей, фундаментальных принципов, наделенных аксиоматической очевидностью, которые, как правило, считались принадлежащими собственно философии.

На становление научного знания оказывает свое влияние не только философия, но и экономические, политические, культурные и иные факторы, под воздействием которых формируются многие научные гипотезы, теории, метафоры и модели. Это влияние не является односторонним, а скорее взаимно детерминирующим

Фиксация моментов взаимной детерминации, взаимодействия науки и иных проявлений человеческой жизнедеятельности позволяет говорить о науке, как об открытой системе, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей Лекция 6. дискурсивные и интуитивные основания - student2.ru . Общество оказывает свое влияние на становление и развитие науки, научного творчества посредством формирования спроса на определенные научные разработки, путем осуществления их финансирования, предоставления необходимых науке технических и иных познавательных средств, приспособлений и т.д. Кроме того, уровень развития самой науки, ее открытия и возможности их применения оказывают свое воздействие на развитие технологий, техники, производства, экологию и другие сферы культуры и жизнедеятельности общества.

Одним из первых взаимодействие науки, социума и культуры отмечал еще в 1950-е гг. немецкий философ М. Хайдеггер в своей работе «Время и бытие». Он отмечал, что науки все решительней и вместе с тем неприметней внедряются во все организованные формы современной жизни: в промышленность, экономику, образование, политику, военное дело, в публицистику всякого рода.

В случае с социальной детерминацией предполагается, что социальные факторы играют роль механизмов развития научного знания, его «движущих сил», что они определяют внутреннюю логику развития науки. Е.А. Мамчур указывает три типа социокультурного детерминирующего воздействия на процесс познания: а) каузальный; б) акаузальный (случайный); в) акаузальный, синхронизирующий (осмысленный).

И.С. Алексеев считает, что задачей фундаментальных наук является познание законов, которые управляют поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Они изучаются в «чистом виде», безотносительно к их возможному использованию. Прикладные науки имеют иную цель, которая состоит использовании результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем.

Фундаментальные и прикладные науки и наука в целом формируются под непосредственным воздействием производственной деятельности общества, во взаимодействии с широкой культурной и социальной средой, содержащей разнообразные философские, религиозные, этические и институциональные элементы. В силу этого наука не может не учитывать в своем развитии комплекс социальных и культурных проблем, которые исследуются ее средствами. Особую силу и важность это взаимодействие приобретает в последнее время, когда наука вторглась в общественную и частную жизнь каждого человека.

Социокультурная детерминация научного творчества находит свое выражение в усилении в науке, интеграционных процессов которые становятся насущной необходимостью в связи с тем, что наука выдвигает перед собой глобальные цели. В современных условиях наука направляет свои усилия на то, чтобы ответить на вопросы: куда течет история человечества и чего можно ожидать, каковы исторические пути развития, каковы особенности и последствия демографических кризисов и происходящего ныне демографического взрыва, как избегать неблагоприятных, катастрофических ситуаций и каковы условия самоподдерживающего и оберегаемого развития человечества.

В реальном исследовательском процессе наука не элиминировала субъекта, но предоставляет ему максимальные возможности в творческом поиске, «разрешая» выходить в виртуальный мир в ходе мысленного эксперимента, моделирования, создания абстракций и идеализаций различного рода.

Движение ученого к открытию является одной из мало изученных проблем науки, науковедения, философии науки, психологии научного творчества. Эта проблема возникает из того обстоятельства, что к законообразным формулам вещей люди приходят каким-то незаконообразным образом. Социокультурные, методологические, экономические, политические и иные детерминанты научного творчества в значительной степени определяют движение ученого к открытию, но не исчерпывают его. В научном и иных видах познания исследователь всякий раз вынужден заново и конкретно определять свой путь к истине, ибо нет заданного истинного пути ученого к новому знанию.

Социокультурные, коллективные и индивидуальные начала научного творчества, вместе с иными (внутренними и внешними) факторами развития научного познания образуют неразрывное, взаимодействующее целое. Представления о науке, как об открытой диссипативной системе, не позволяют говорить об исключительном детерминирующем воздействии того или иного фактора на развитие научного творчества. Все они равновелико значимы, но при этом в каждом конкретном случае проявляют себя различным образом, с разной детерминирующей силой. Именно поэтому наука предстает перед исследователем скорее как калейдоскоп образов, теорий, гипотез, озарений, парадоксов, нелепостей, случайностей, чем как здание, каждый кирпичик которого имеет свое, раз и навсегда, строго определенное место.

Наши рекомендации