Бесценное наследие масонства

Святая святых масонства украшена гностическими перлами тысяч веков. Ритуалы масонства полны слов, рожденных боговдохновенными мыслителями и мудрецами. Сотни религий принесли дары на алтарь масонства. Бесчисленные науки и искусства внесли свой вклад в его символизм. Масонство – это университет вселенского масштаба, в котором учат свободным наукам и искусствам души тех, кто раскроет им свои сердца. Его кресла – это обиталища мудрости, а его столпы поддерживают своды универсального образования.

Их чертежные доски заполнены вечными истинами всех веков, и на тех, кто понимает их священную глубину, нисходит осознание того, что внутри масонских мистерий лежит столь долго искомый ключ к тайнам, которые человечество стремилось раскрыть со времени возникновения человеческого разума.

Философская сила масонства лежит в его символах. Это и есть бесценное наследие масонских античных школ. В письме Роберту Гоулду Альберт Пайк пишет:

В моем интеллектуальном видении оно (масонство) стало обретать форму все более впечатляющую и величественную, торжественно таинственную и подавляющую. Мне оно кажется одиноко возвышающейся пирамидой, в чьих еще не обнаруженных залах, может быть, скрыты во имя просвещения будущих поколений священные книги египтян, столь надолго утерянные миром, подобные Сфинксу, затерянному в песках. Символизм масонства вместе с его духом братства и есть сущность масонства, которая представляется более древней, нежели все остальные ныне существующие религии мира. Символы и доктрины масонства гораздо старше его самого, на что указывал еще Заратустра. Мне представляется и величественным, и в то же время жалким то обстоятельство, что древняя вера наших предков утаила от мира свои символы, которые были в свое время столь красноречивыми, а теперь молчаливо ждут своих переводчиков. И теперь я прихожу к мысли, что истинное величие и благородство масонства состоит в том, что ему принадлежит его символика, поскольку она и есть сущность его души.

Хотя храмы Фив и Карнака сейчас представляют собой лишь впечатляющие руины, дух египетской философии триумфально шествует через века. Хотя воздвигнутые в скалах святилища браминов сейчас пусты и каменные изваяния на них превратились в пыль, мудрость Вед продолжает существовать. Хотя умолкли оракулы и дом мистерий представляет только молчаливый рад колонн, слава духовной силы Эллады сияет неугасимо. Хотя Зороастр, Гермес, Пифагор, Платон и Аристотель существуют лишь как туманное воспоминание человечества о все превосходящих гениях мысли, в масонском мистическом храме снова живы богоподобные люди, теперь уже в словах и символах, и кандидат, проходя инициацию, чувствует себя лицом к лицу с просвещенными жрецами далекого прошлого.

МИСТИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

Истинная история жизни Иисуса из Назарета никогда не была открыта миру ни в канонических Евангелиях, ни в апокрифах, хотя некоторые сбивчивые намеки можно найти в комментариях до никейских отцов. Факты относительно Его происхождения и миссии остаются до сих пор среди бесценных тайных сокровищ, сохраненных до наших дней в тайниках «Домов Братьев». Немногим из рыцарей тамплиеров, посвященным в тайны друзов, назареян, ессеев, иоаннитов и других сект, все еще существующих в отдаленных и недоступных уголках Священной Земли, были рассказаны странные истории. Знания тамплиеров о ранней истории христианства были, без сомнения, одной из главных причин их преследования и в конце концов уничтожения. Расхождения в писаниях ранних христианских отцов не только не могут быть сглажены, но, наоборот, ясно демонстрируют, что основа их писаний вряд ли серьезнее, чем фольклор и слухи. Для легковерного слушателя все возможно и ничто не представляет проблем. Трезвый исследователь, однако, в поисках фактов сталкивается с массой проблем, среди которых типичными являются следующие.

Согласно общепринятой концепции, Иисус был распят на тридцать третьем году Его жизни и на третий год Его служения после крещения. Около 180 года св. Ириней, епископ Лиона, один из наиболее видных доникейских теологов, написал работу «Против ересей», направленную против доктрин гностиков. В ней Ириней прямо говорит, что сами апостолы невольно свидетельствуют о том, что Иисус дожил до преклонных лет. Цитирую: «Они, однако, утверждают ложное мнение, говоря, что Господу был отпущен всего один год, что только год Он учил, а затем принял страдания на двенадцатом месяце. Говоря такое, они забывают, что действуют против себя, разрушая тем самым всю Его работу и силой умаляя Его век, которые гораздо более необходимы и почетны, чем все остальное. О Его большем возрасте, по моему разумению, свидетельствует то, что как учитель Он превзошел других всех. А то как бы Он имел учеников, если бы не учил? А как бы Он мог учить, не достигни он возраста мастера? Когда Он принял крещение, ему пошел только тридцатый год (по этому поводу Лука говорит: «А Иисусу пошел тридцатый год, когда Он принял крещение»), и в соответствии с мнениями этих людей Он учил один лишь год после крещения. Достигнув лишь тридцати с лишним годов, Он принял муку, будучи, по сути, очень молодым человеком, далеким от зрелого возраста. Первые тридцать лет, по разумению любого человека, есть ранняя стадия жизни, средняя объемлет возраст до сорока, и только после сорока и пятидесяти лет человек клонится к старости, и именно в таком возрасте Он выполнял долг свой Учителя, что бы там ни говорили Евангелия и старцы. Те, кто разговаривал в Азии с Иоанном, учеником Господа, утверждают, что он передавал им эту информацию. И он оставался среди них и во времена Траяна. Некоторым довелось видеть не только Иоанна, но и других апостолов и слышать от них то же самое, и при этом они клялись, что слышанное ими справедливо. Но кому мы тогда должны верить? Этим людям или же Птолемею, кто и во сне не видел ни малейшего следа апостолов?»

Комментируя вышеприведенный отрывок, Годфри Хиггинс заметил, что он избежал, к счастью, руки искоренителей, пытавшихся сделать Евангелия не противоречащими друг другу, вычеркивая все подобные утверждения. Он также заметил, что доктрина распятия была vexata questio (мучительным вопросом) для христиан даже во втором веке. «Свидетельство Иринея неприкосновенно, – говорит Хиггинс. – И с точки зрения основательной критики, и с точки зрения теории вероятности оно безупречно».

Должно отметить, что свое мнение Ириней противопоставлял другому широко распространенному мнению о том, что проповедь Иисуса продолжалась всего лишь один год. Из всех ранних отцов Ириней, писавший через 80 лет после смерти Иоанна Евангелиста, должен был иметь наиболее точную информацию. Если даже ученики Иисуса допускали, что Он жил в преклонном возрасте в телесном обличье, то откуда взялось мистическое число 33, произвольно выбранное для символизации срока Его жизни? То, что эти аналогии были осознанными и были использованы при обращении греков и римлян, становится ясно из сочинений Юстина Мученика, другого авторитета второго века. В своей «Апологии» Юстин обращается к язычникам так:

«И когда мы говорим также, что Слово, бывшее первым рождением Бога, было сотворено без плотского союза, и что Он, Иисус Христос, наш Учитель, был распят и умер, и восстал вновь, и вознесся на небеса, мы не говорим ничего отличного от того, во что вы верите, почитая сыновей Юпитера. И если мы утверждаем, что Слово Божье было рождено Богом в необычной манере, отличной от обычного порождения, пусть это будет, как уже говорилось, не такой уж для вас неожиданной вещью, для вас, говорящих, что Меркурий есть ангельское слово Бога. Но если кто‑либо возражает, что Он‑де был распят, то и тут Он в таком же положении, как и страдавшие сыновья Юпитера».

Из этого видно, что первые миссионеры христианской церкви допускали большее сходство между их верой и верой язычников, нежели их последователи в поздние века.

При обсуждении проблем, возникающих в попытках тщательно проследить жизнь Иисуса, недавно было высказано предположение, что в одно и то же время в Сирии жило два или больше религиозных учителя, носящих имена Иисус, Иешуа, Иегошуа, и что в евангельских сказаниях события жизни всех этих людей были перепутаны. В книге «Секретные секты в Сирии и Ливане» Бернард Шпрингетт, масонский автор, приводит цитаты из старой книги, автора которой он не может раскрыть из‑за связи с ритуалами сект. Последняя часть его цитаты прямо относится к обсуждаемому нами вопросу.

«Но Иегова дал процветание семени ессеев, в святости и любви, на много поколений. Затем во исполнение Божьих повелений явился главный из ангелов, чтобы поднять потомков до Голоса Иеговы. И через четыре поколения родился наследник по имени Иешуа, и был он ребенком Иосифа и Марии, преданным почитателем Иеговы, и сторонился всех, кроме ессеев. И это Иешуа из Назарета возобновил поклонение Иегове и восстановил многие утерянные обряды и церемонии. В возрасте тридцати шести лет он был побит камнями в Иерусалиме».

В последнее время было опубликовано несколько книг в дополнение к скудным описаниям Иисуса Евангелиями. В одних книгах делаются ссылки на недавно найденные рукописи, в других ссылаются на прямое духовное откровение. Одни из этих сочинений в высшей степени правдоподобны, другие же совершенно невероятны. Ходили слухи о том, что Иисус посещал Грецию и Индию и учился там, и что была найдена монета, выбитая в Индии в честь Иисуса в первом веке. Известно, что в Тибете находятся раннехристианские записи, а монахи буддийских монастырей на Цейлоне все еще хранят свидетельства о том, что Иисус посещал их и вел дискуссии об их философии.

Хотя влияние Востока ощутимо в любом аспекте раннего христианства, современная церковь все меньше проявляет охоту обсуждать этот вопрос. Если когда‑нибудь с уверенностью будет установлено, что Он был посвящен в языческие греческие или азиатские мистерии, эффект этого для наиболее консервативных членов христианской веры будет катастрофическим. Если Иисус был воплощением Бога, как это торжественно заявляли церковные соборы, почему Он упоминается в Новом Завете как «взывающий к Богу высокий священник ордена Мельхиседека»? Слово «орден» подразумевает, что должны быть равные по знатности Ему или даже выше. Если «Мельхиседеки» были божественными или жреческими правителями наций на земле еще до инаугурации системы временных правителей, тогда утверждение, приписываемое св. Павлу, должно свидетельствовать, что Иисус был одним из таких «философски избранных» или же пытался восстановить систему их правления. Нужно также вспомнить, что Мельхиседек выполнял ту же самую церемонию с вином и преломлением хлеба, что и Иисус на Тайной Вечере.

Джордж Фабер заявлял, что настоящим именем Иисуса было Иешуа Хамассия. Годфри Хиггинс открыл два упоминания, одно в «Midrashjoheleth» и другое – в «Abodazara» (ранние еврейские комментарии к Священному Писанию), говорящие о том, что фамилия семьи Иосифа была Пантер, потому что в обеих ссылках утверждалось, что человек был излечен «во имя Иисуса бен Пантера». Имя Пантер устанавливает прямую связь между Иисусом и Бахусом, который был вскормлен пантерами и иногда изображался сидящим на одном из этих животных или же в колеснице, ими запряженной. Шкура пантеры была священной в некоторых египетских церемониях посвящения. Монограмма IHS, сейчас интерпретируемая как Iesus Hominum Salvator (Иисус Спаситель Людей), устанавливает другую прямую связь между христианскими и вакхическими обрядами. IHS произошло от греческого ΤΗΣ, и его нумерическое значение – 608 – означает эмблему солнца и составляет священное и тайное имя Вакха (см. «Кельтских друидов» Годфри Хиггинса). Возникает вопрос, а не было ли спутано раннее римское христианство с культом Вакха из‑за нумерического параллелизма в двух верах? Если бы это утверждение было доказано, тогда многие до сих пор не объясненные загадки Нового Завета были бы решены.

Не так уж невероятно, что Иисус Сам пропагандировал аллегории космической активности, которые впоследствии были спутаны с Его собственной жизнью. Невозможно опровергать, что Χριστοζ (Христос) представляет солнечную силу, которой поклонялись многие нации древности. Если Иисус открыл природу и цель этой солнечной силы под именем и личностью Христа, таким образом приписав абстрактным силам атрибуты Богочеловека, то в этом случае Он следовал прецедентам, установленным всеми предыдущими мировыми учителями. Богочеловек, наделенный всеми качествами Божества, означает скрытую божественность в каждом человеке. Смертные люди достигают божественного состояния через воссоединение с этим божественным «я». Союз с бессмертным «я» и составляет бессмертие, и «спасен» тот, кто найдет свое истинное «я». Этот Христос, или божественный человек в человеке, является реальной человеческой надеждой на спасение – это живой посредник между абстрактным божеством и смертным человеком. Подобно тому как Атис, Адонис, Вакх и Орфей были в реальности просвещенными людьми, которых потом спутали с символическими персонажами, созданными для персонификации божественной силы, так и Иисус был спутан с Христом, или богочеловеком, чьим чудесам он поклонялся. Так как Христос был богочеловеком, заключенным в каждом создании, первым долгом посвященных было освободить или «воскресить» этого Внешнего внутри себя. Тот, кто достиг воссоединения с его Христосом, был впоследствии поименован или назван христианином.

Одной из наиболее глубоких доктрин языческих философов является универсальный бог‑спаситель, поднимающий души возрожденных людей на небеса через свою собственную природу. Эта концепция, без сомнения, инспирировала Иисуса на слова, которые ему приписывались: «Я путь, я истина, я жизнь: ни один человек не поднимается к Отцу, кроме меня». В попытках сделать одного человека из Иисуса и Его Христоса христианские писатели скомпоновали доктрину, которая должна быть разложена на основные составляющие ее части, если нам предстоит открыть заново истинное значение христианства.

В Евангелии говорящий Христос представляет совершенного человека, который, пройдя через различные стадии «мировой мистерии», символизируемой 33 годами, восходит к небесным сферам, где он соединяется с Его вечным Отцом. История Иисуса, таким образом представленная, подобна масонской истории о Хираме Абиффе и является частью секретного ритуала посвящения, принадлежащего раннему христианству и языческим мистериям.

В ходе веков, непосредственно предшествовавших христианской вере, секреты языческих мистерий постепенно попадали в руки профанов. Исследователю сравнительной религии ясно, что эти секреты, собранные небольшой группой преданных делу философов и мистиков, были облачены в новые одежды и таким образом сохранены на несколько веков под именем мистического христианства. Общепринято предположение, что ессеи были хранителями этого знания, людьми, инициировавшими Иисуса и давшими ему образование. Если это так, то Иисус, без сомнений, был посвящен в том же самом храме Мельхиседека, где за шесть веков до этого был посвящен Пифагор.

Ессеи, наиболее видная из ранних сирийских сект, были орденом благочестивых мужчин и женщин, ведущих аскетическую жизнь, проводящих свои дни в простых трудах, а вечера в молениях. Иосиф, великий еврейский историк, отзывается о них самым лучшим образом. «Они достигли бессмертия души, – говорит он, – и считают, что вознаграждение праведностью стоит того, чтобы за него бороться». В другом месте он добавляет: «И все же их образ жизни лучше, чем любых других людей, и они полностью привержены возделыванию земли». Имя ессеи произошло, судя по всему, от древнего сирийского слова, означающего «врач»; верили, что эти добрые люди целью своего существования полагали лечение болезней ума, души и тела. Согласно Эдуарду Шюре, у них были две общины: одна в Египте на берегах озера Маорис, а другая – в Палестине в Энгадди, около Мертвого Моря. Некоторые авторитеты находят корни ессеев в школе пророка Самуила, но большая часть исследователей согласна в том, что они имеют египетское или восточное происхождение. Их методы молитвы, медитации и поста не сильно отличались от аналогичных методов, принятых на Дальнем Востоке. Членство в ордене ессеев становилось возможным через год испытательного срока. Эта школа мистерии, подобно многим другим, имела три степени, и только немногие кандидаты успешно проходили все три из них. Ессеи разделялись на две большие коммуны – одна состояла из тех, кто предпочитал безбрачие, а вторая – из семейных людей.

Ессеи никогда не становились купцами и не участвовали в коммерческой жизни городов, но полностью посвящали себя возделыванию земли и выращиванию овец для шерсти; они также занимались гончарным ремеслом и были искусными плотниками. В Евангелиях и апокрифах Иосиф, отец Иисуса, был гончаром и плотником. В апокрифическом евангелии Фомы, а также псевдо‑Матфея описывается, как ребенком Иисус делал из глины воробьев, которые оживали по его хлопку в ладоши. Ессеи считались наиболее образованными среди евреев, и часто именно они выбирались в качестве учителей для детей римских офицеров, пребывавших в Сирию. То обстоятельство, что столь многие из них были ремесленниками, часто истолковывают как то, что этот орден был прямым предшественником или прародителем современного масонства. Символы ессеев включают различные орудия труда, и ессеи были тайно заняты в возведении духовного и философского храма в качестве места обитания живого Бога.

Подобно гностикам, ессеи были эманационистами. Одна из их важнейших целей состояла в том, чтобы перетолковать Закон Моисея в соответствии с определенными секретными духовными ключами, сохраненными для них со дня основания их ордена. Тогда следовало бы ожидать, что ессеи были каббалистами и, подобно некоторым другим сектам того времени в Сирии, ожидали прихода Мессии, предсказанного ранними писаниями Библии. Иосиф и Мария, родители Иисуса, как полагают, были членами ордена ессеев. Иосиф был намного старше Марии. Согласно «Protevangelium», он был вдовцом со взрослыми сыновьями, и, как утверждается в евангелии от Псевдо‑Матфея, он относился к Марии как к ребенку, ведь лет ей было меньше, чем его внукам. В детстве Мария была посвящена Богу, и апокрифические сочинения содержат много упоминаний о чудесах в раннем ее возрасте. Когда ей было 12 лет, священники держали совет о будущем ребенка, решившего посвятить себя Богу, и высокий еврейский священник с нагрудным знаком вошел в Святая Святых, где появившийся перед ним ангел провозгласил: «Захария, иди, позови всех вдовцов в твоем народе, и пусть каждый из них возьмет палку, и на кого Господь укажет, тот и будет мужем Марии». Идя во главе вдовцов, Иосиф собрал все палки у других мужчин и отдал их для хранения священнику. Палка Иосифа была вполовину короче остальных, и священник, возвращая палки, не обратил внимания на нее, оставив эту палку в Святая Святых. Когда все другие вдовцы получили свои палки назад, священник ожидал знака свыше, но ничего не последовало. Иосиф из‑за своего преклонного возраста не просил своей палки назад, поскольку ему и в голову не приходило, что его могут выбрать. Но перед высоким священником появился ангел и приказал ему вернуть короткую палку, которая лежит незамеченной в Святая Святых. Когда высокий священник передавал палку Иосифу, белый голубь слетел с ее конца и сел на голову пожилого плотника, и именно Иосифу была отдана девочка.

Редактор «Священных книг и ранней литературы Востока» обратил внимание на специфическое освещение детства Иисуса в большинстве апокрифических книг Нового Завета, в частности в одной работе, приписываемой Фоме Неверующему, самая ранняя греческая версия которой датируется 200 г. новой эры: «Юный Христос был настоящим шалуном, проклиная и ломая все, что сердило его». Эта апокрифическая работа, написанная с целью заставить читателя трепетать от страха, была популярной в Средние века, поскольку находилась в полном согласии с жестокостью и духом преследования, свойственным средневековому христианству. Подобно многим другим священным книгам, книга Фомы была создана с двумя целями, близко меж собой связанными: во‑первых, превзойти язычество в свершении чудес, а во‑вторых, внушить всем неверующим «страх перед Господом». Апокрифические писания подобного рода не имели на самом деле основания. По достижению определенного времени «чудеса» христианства стали его огромной ответственностью. Сверхъестественные явления, в век доверчивости приводившие к убеждению невежд, в нынешний век приводят лишь к отчуждению людей разумных.

В греческом евангелии Никодима заявлено, что, когда Иисус предстал перед Пилатом, штандарты, несомые римскими солдатами, склонились перед Иисусом, несмотря на усилия удержать их. В письмах Пилата также появляется утверждение, что кесарь, рассердившийся на Пилата за казнь справедливого человека, приказал обезглавить его. Моля о прощении, Пилат был посещен ангелом Господним, который заверил римского прокуратора, что все крещеное человечество будет помнить его имя и что, когда Христос придет во второй раз судить свой народ, Пилат предстанет перед Ним как свидетель Его.

Истории, изложенные выше, представляют собой украшения, которые наносились на тело христианства в ходе веков. Народный ум всегда был добровольным стражем и хранителем этих легенд, упорно сопротивляясь любой попытке лишить его веры в это собрание сомнительных фактов. В то время как народная традиция часто содержит определенные элементы истины, пропорции при этом сильно искажены. В то время как основные линии этой истории могут быть фундаментально истинными, детали являются безнадежно ошибочными. Об истине, как и красоте, можно сказать, что она выглядит наиболее красиво, когда не украшена. Через туман фантастических наслоений, в котором истинные основания христианской веры едва видны, слабо просвечивают немногие великие и благородные доктрины, сообщенные миру великой и благородной душой. Иосиф и Мария, две набожные и святые души, посвятили себя служению Богу и мечтали о приходе Мессии во имя Израиля, повиновались предписаниям высоких священников ессеев в приготовлении тела для прихода великой души. Таким образом, была рождена безупречная концепция Иисуса. Под безупречностью понимается скорее чистота, нежели сверхъестественность.

Иисус получил воспитание и образование у ессеев и позднее был инициирован в их наиболее глубокие мистерии. Подобно всем великим посвященным, Он должен был совершить путешествие далеко на Восток, и годы жизни, о которых ничего неизвестно, Он, без сомнения, провел в ознакомлении с секретными учениями, позднее переданными Им миру. Подверженный аскетической практике Его ордена, Он приобщился к христионизированию. Воссоединив Себя таким образом со своим собственным духовным источником, Он стал известным под именем Того, Кто был распят, собрав вокруг Себя учеников и апостолов. Он посвятил их в секретное учение, которое было утеряно (по крайней мере, частично) из доктрин Израиля. Его судьба неизвестна, но, по всей вероятности, Он претерпел муки, как и множество других, кто пытался реформировать этические, философские или религиозные системы своего времени.

С народом Иисус говорил притчами, с учениками Он также говорил притчами, хотя более возвышенного и философского толка. Вольтер говорил, что Платон должен был быть канонизирован христианской церковью, потому что, будучи первым пропагандистом мистерии Христоса, он внес в ее фундаментальные доктрины больше, чем кто‑либо другой. Иисус раскрыл своим ученикам, что низший мир находится под контролем великого духовного существа, которое и сделало мир согласно воле Вечного Отца. Ум этого великого ангела был одновременно умом мира и мировым умом. Чтобы человек не умирал по причине своей принадлежности к миру, Бог послал старшего и наиболее возвышенного из Его окружения – Божественный Разум. Этот Божественный Разум предложил себя в качестве жертвы и был преломлен и съеден миром. Отдав свой дух и свое тело в виде тайного и священного ужина двенадцати представителям разумных созданий, этот Божественный Разум стал частицей каждого живого существа. Часто человек может использовать эту силу как мост, через который он может пройти и достичь бессмертия. Тот, кто поднимет свою душу до Божественного Ума и правильно послужит ему, достигнет правоты, освободив этот Божественный Ум, который вернется в лучезарное состояние к своему собственному божественному источнику. И поскольку Он принес им это знание, ученики говорили друг другу: «Он Сам есть этот Ум во плоти».

Наши рекомендации