Мировоззрение и специфика философии
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Предшественниками философии можно считать легенды и мифы. В них предпринимались первые попытки решить вопросы о сущности природы и человека. Первые литературно-художественные произведения, в которых затрагивались фил. проблемы, были созданы в государствах Двуречья Тигра и Евфрата, Древней Греции и Древнего Египта. Именно там 4,5-4 тысячи лет тому, назад зародилась философия. Приблизительно 3 тыс. лет назад зародились древние религии - буддизм и иудаизм, которые имели в себе зачатки философии.
Научная философия возникла одновременно в трех регионах древнего мира: в Индии Китае и Древней Греции. Именно в этих странах 2,5 тысячи лет тому назад, в 7-6 вв. до н.э. вместе с появлением первых наук (медицины, математики, астрономии) появилась научная философия. Ее возникновение было связано с тремя основными предпосылками: появлением мифологии, зарождением религии и накоплением научных знаний о мире и человеке. Причина того, что наибольшее развитие философия получила именно в этих регионах, кроется в общеисторических закономерностях роста экономики и культуры, которые сделали наибольшие успехи именно в этих регионах из-за благоприятных географических условий. Благодаря экономическому развитию общество смогло взять на себя расходы по содержанию новой группы людей - философов. Зарождение философии происходила на фоне роста всей духовной жизни, литературы, науки, возникновения первых религий. Затем возникла необходимость фил. осмысления всех накопленных знаний.
Однако наибольшего развития фил. достигла в Древней Греции. Это объясняется воздействием некоторых дополнительных предпосылок, которые особенно благоприятствовали развитию философской мысли именно в Греции и странах востока. Одной из основных причин этого феномена является отсутствие влиятельной касты жрецов, которые обычно сковывали духовную деятельность граждан. В Древней Греции дополнительным благоприятным условием развития философской мысли было возникновениездесь зачатков демократии и общественных условий, духа соревновательности е художественном творчестве, спорте, теоретической мысли, свободной состязательной деятельности. Ранняя греческая философия зародилась не в центральной ее части, а на окраинах, на островах малой Азии и островах Средиземноморья, расположенных на перекрестках торговых путей, связывающих Грецию со странами Востока. Именно здесь сформировались первые греческие города - государства Милет и Эфес, в которых мудрецы получили возможность соединить свой знания с богатствами восточной философии и культуры. В части древнегреческих городов утвердились истинно демократические порядки ставшие на многие века образцом и эталоном для европейской цивилизации. По этой причине именно греческая философия явилась подлинной колыбелью всей европейской и мировой философий и культуры.
Античная философия охватила длительный период истории, под античной фил. понимают древнегреческую и древнеримскую философию периода 7 8. до н.э. и кончая 5 в. н.э. Античная философия вобрала в себя великое множество учений, школ и направлений. Греческая фил. определила стратегию философского учения: единая основа, сущность "субстанция" мира как целостности, причина всех изменений, многообразия и разнообразия, законы и принципы как упорядочивающее и основополагающее начало.
Философия начинается с поиска ответа на вопрос: "что есть все?" (Фалес 624-547 г. до н.э.). Многообразие ответов на него сводилось к одному: поискам начала лежащего в основании, вечной основы, сущности, первопричины-субстанции. Греческая фил. стоит у истоков всех ныне существующих философских учений и как родоначальница философии науки, несмотря на жизнь длинной в 12 веков, не утратила общих черт, которые позволяют рассматривать ее как своеобразный исторический тип философствования. Выделяют 4 этапа античной философии:
Досократовский - 7 в. до н.э. - 5 в, до н.э.
Время расцвета. Классика 5-6 в. до н.э.
Эллинский период - 6-2 в. до н.э.
Римский период - 1 в. до н.э - 5 в. н.э.
ФИЛОСОФИЯ, КАК НАУКА
ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ
Философия может существовать на обычном и абстрактно-логическом уровне. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения жизни людей, окружающего мира, самого человека, На абстрактно-логическом уровне мышления формируются философские учения, концепции и теории. Результатом этого мышления является и научная философия.
Научной философией считается теоретическое, систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов и суждений, научной философией признаются те учения, теории и институты, которые приобрели статус науки как явления общества. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины.
Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличаются от объектов и предметов других наук, прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявлениях бытия. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался, и уточняется по сей день различными философскими школами и направлениями. Предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.
Использование субъектами своего или общественного мировоззрения в интересах оптимизации мыслительной и практической деятельности означает наличие методологической функции. Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. Методология - это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности, система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах.
В структуре всеобщей, общенаучной и конкретных разновидностей методологии философия - всеобщая и часть общенаучной методологии. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями. Исходное значение для повышения мыслительной деятельности человека имеют принципы бытия и познания: связи, развития, материальности и др.
Основными методами, с помощью которых осуществляется философское знание, являются:
Диалектика - метод фил, исследования, когда вещи, явления рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий.
Метафизика - метод, противоположный диалектике - объекты рассматриваются обособлено, статично, однозначно.
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм, принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов и понятий, результате чего делаются поверхностные выводы.
Софистика - метод, основанный на выводах из ложных, но поданных как истинные посылки, или новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
Мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, недостаточным развитием познания, зависимостью от сил природы. В этих условиях мировоззрение опиралось на формы образов и символов. Но на смену им приходит Логос - разум. Фил. зародилась как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам, в отличие от религиозного мировоззрения с его проблемам/ отношения человека к превосходящим силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.
Термин "философия" в переводе с греческого означает любовь к мудрости. По сути, это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Ценность мудрости в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, однако проблемы мировоззрения она решала с позиции разума. Поэтому можно сказать, что философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.
Мировоззрение - это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь его ориентирами в повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию. Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью общих взглядов на мир и место в нем человека.
Относя фил. к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. След. мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Можно выделить три осн. формы мировоззрения:
1) мифология - фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности.
2) Религия - форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир.
3) Философия - научно-теоретический вид мировоззрения выполняющий задачу постижения сущности социального и природного бытия, мира в целом, места и отношения чел. к миру и смысла чел. жизни.
Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его от природы и быта.
Философия - это научно-теоретический тип мировоззрения, основанный на знании, логике, системности, опирающийся на четкие понятия и категории.
Философия в своем развитии прошла три основные стадии эволюции: 1) космоцентриэм -философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов; 2) теоцектризм - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы - Бога; 3) антропоцентризм - в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.
Основная специфика фил. в ее двойственности, т.к. она имеет общие черты с научным знанием (предмет, методы), однако наукой в чистом виде не является, т. к. она обогащает иные науки, не поглощает их и стоит выше отдельных наук. Главное отличие философии от других наук в том, что она является теоретическим мировоззрением, обобщающим все раннее систематизированные знания.
К особенностям фил. знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени. Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних фил. школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.
4 ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия возникла в обществе рабовладельческой демократии, в 3-4 вв. до н.э., где часть господствующего класса, полностью освободившись от материальных забот, стала иметь достаточно времени для размышлений.
Возникновению философии способствовал благоприятный климат и наличие политических и гражданских свобод в эллинских городах - полисах.
Греки изобрели философию и сделали ее самостоятельно культурой, по своему значению равной искусству и религии.
Философия дополнила мифы и религию Древней Греции развитым рациональным мышлением. Для греков философия стала стратегией свободной человеческой деятельности. Философия, в отличие от мифотворчества, учит тому, что свою жизнь и свое будущее человек должен формировать сам, полагаясь на собственный разум.
Философия и религия - это две основные формы мировоззренческого сознания, они обращают человека к вечным и подлинным истинам. Мировоззрение -это целостный взгляд на мир и место человека в нем, оно имеет три формы: мифология, религия и философия. Религия - это массовое сознание, вера в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на окружающий мир и жизнь человека. Философия -элитное сознание, высочайший уровень мыслительной культуры.
Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; рефлексивно, логично, опирается на четкие понятия и категории. Философия как мировоззрение прошла три этапа развития:
космоцентризм - когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил - Космоса;
теоцентризм - объяснение всего сущего через господство сверхъестеотвеной силы - Бога;
антропоцентризм - философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека. Философия не сводится к науке. Научное знание объективно по отношению к человеческим ценностям, т.к. физ. и хим. формулы не подлежат нравственной оценке. Философские же истины отражают жизненные интересы и цели человека.
Философия изучает четыре основные раздела:
Онтология, гносеология, человек, общество.
Методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика, материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
Основными функциями философии являются:
Мировоззренческая функция - способствует формированию целостности картины мира, представлении об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция - абстрактно-теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком.
Гносеологическая - регламентирует механизм познания - правильное и достоверное познание окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция - учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы, обобщать действительность.
Критическая - проповедуемый всеми философами со времен антично/ философии принцип - подвергать все сомнению.
Аксиологическая функция - оценка исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, и т. п.). Социальная функция - объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению. Помогает осознать и сформулиравать коллективные цели и способы их достижения.
Воспитательно-гуманитарная - прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл в жизни.
Прогностическая функция - основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, науки, человека, природы и общества.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Ф.Энгельс определил основной вопрос философии следующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Философы разделились на два лагеря сообразно тому, как отвечали на этот вопрос. Те, кто утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь.
Материализм - направление в философии, сторонники которого считали, что материя первична по отношению к сознанию и она является изначальным источником всех вещей. Материя существует реально, независимо от сознания, является самостоятельной субстанцией; сознание - это свойство организованной материи. Материализм в доказательстве своих доктрин всегда опирался на достижения точных наук и логику, но "не мог объяснить сущность сознания и явления окружающего мира.
Энгельс использовал термин "отношение мышления к бытию", разделяя традиции немецкой классической философии. Хотя ряд синонимичных с ним понятий, например, "отношение сознания и материи", "субъекта и объекта", по своей сути передают содержание и структуру основного вопроса философии.
Как правило, в структуре основного вопроса философии выделяют две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая говорит о том, что является первичным, дух или природа. Гносеология поднимает аопрос о познаваемости мира нашим мышлением, можем ли мы 8 наших представлениях и понятиях составить верное отражение действительности - вопрос о тождестве мышления.
Вопрос об отношении мышления к бытию возвышается над всей философской проблематикой т.к. его решение оказывает влияние на деление философии на два лагеря и разделяет фил. науку по принадлежности к ряду дисциплин. Наряду с полярными главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют компромиссные течения -дуализм и деизм. Основной вопрос философии выявляет основание для разграничения идеализма и материализма. Сам факт размышления над проблемой соотношения мышления и бытия позволяет отличить философские науки от прочих наук. Когда философия анализирует, как соотносится мышление человека и его бытие, она выделяет многообразие оттенков этого взаимодействия. Взаимоотображение в системе "человек - мир", "мышление - бытие" может быть представлено гносеологическими, аксеологическими, эстетическими и прочими отношениями.
Предмет философии на протяжении всего периода ее развития непрерывно изменялся, а основной вопрос оставался неизменным. Это суть вопроса о соотношении основного вопроса и предмета философии. Проблематика философии, понимаемая как ее-предметность, изменялась на протяжении всего исторического периода развития. В совокупности философских дисциплин: онтология, гносеология, логика, этика, - каждая из них имеет свой специфический предмет, и вместе они составляют структуру философского знания. Поэтому определить предмет философии можно, лишь оперируя абстракциями высокой степени общности.
Однако философы утверждают, что деление между двумя направлениями в философии - на материализм и идеализм - не означает абсолютного противоречия между ними. Наоборот, материализм и идеализм - это взаимосвязанные стороны одного процесса развития философского знания.
С решением основной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и др. В каждом разделе философии есть свой центральный вопрос и своя ведущая проблема, например для антропологии - что есть человек и каково его место в окружающем мире, для этики - вопрос о природе и происхождении морали, о добре и зле.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философии, основной вопрос не нашел достоверного решения и является извечной проблемой.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы занимают центральное место в китайской философии. Человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин, ци, шень.
Цзин - энергия зарождения всего сущего, корень и семя живого организма. Ци - материально-духовная энергия, которая служит строительным материалом всего сущего. Шень -духовная энергия, существующая в человеке, стержень чел. Личности.
Помимо трех видов космической энергии, китайская фил. выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская, инь - женская.
Все сущее (даже неодушевленное) делится на два противоположных начала мужское и женское.
Предметы (Солнце, небо, день - мужск., Луна, земля - женск.) в основе существования природы и всей окружающей действительности лвжиг "Тай-цзи" -единство и борьба, взаимодополнение женской и мужской энергии.
В отличие от европейской фил. китайская воспринимает человека с рядам особенностей: чел. жизнь начинается с момента зачатия, человек продолжает свою жизнь в обществе и после смерти, духовным центром человека является сердце, он является равной частью природы и космоса, призывает ценить земную жизнь. Очень большое внимание уделяется проблеме долголетия.
Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождения жизни на земле из пяти первоэлементов: земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном движении. Это создало почву для возникновения философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легиэма.
Основателем даосизма является Лао-Цзы 5 в, до н.э. В трактатах "Дао дэ цзин" он пытался объяснить основы построения и существования мира и найти путь, которым должен следовать человек и природа. Фил. даосизма имеет ряд основных идей: Все вещи и явления в мире взаимосвязаны. Материя, из которой состоит мир, ед/на и не исчезает, участвуя в круговороте. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел - покой и смирение. Только император имеет контакт с Богом, и миссия его священна. Достигнуть совершенства и познать истину возможно, освободившись от желаний и страстей.
Наибольшее распространение получила фил. Конфуцианства (основоположник Конфуций, 4-5 в. до н. э.). Этико-политическое учение, основными принципами которого считаются взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе), человеколюбие (почитание родителей и предков), сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма).
На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление уподоблялось управлению колесницей: император правит, чиновники - вожжи, закон и мораль - узда, уголовное наказание - бич, народ - лошади. Конфуций был прот/в насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами".
Его учение сыграло важную роль в объединении китайского общества, а те основополагающие принципы, которые мыслитель разработал 2500 лет назад, не утеряли своей актуальности и сегодня. Трактат "Каким должен быть руководитель" яркое подтверждение этому. Руководитель должен обладать следующими качествами: подчиняться императору, управлять на основе добродетели, обладать необходимыми знаниями, быть патриотом, ставить высокие цели, быть благородным, делать добро государству и окружающим, предпочитать убеждение и личный пример принуждению, заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В этот же период получило распространение учение Лао-цзы о священном дао (даосизм). Все вещи имеют свой собственный путь, они рождаются и умирают на этом пути. Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования, быть смиренным. Общество должно управляться путем государственного насилия.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В первых священных книгах Индии - Ведах -наряду с религиозными идеями, излагались представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуруши), целостности духовной субстанции (Брахмана), индивидуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бессмертие, согласно закону воздаяния (Карма). Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в 16 н. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджуведа, Атхарведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э.
Многие фил. проблемы эпохи затрагивались в известных поэмах Древней Индии - эпосах "Махабха-рата" и "Рамаяна". Они ознаменовали эпический период древнеиндийской философии 6-2 вв. до н.э.
Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э. наступает эра сутр (краткие философские трактаты, в которых рассматривались отдельные проблемы).
Учение о бытии и небытии древнеиндийской философии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и умирает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет -до нового рождения Брахмы. Весь ход истории - это чередование жизни Бога и Абсолютного Небытия. При каждом новом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.
Характерной особенностью древнеиндийского учения о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В отличие от европейской философии, признающей только материальное сознание, индийская фил. подразделила его на три вида: "практити" - материальное сознание, "пуруша - чистое сознание! первичная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), "майя" -сознание миражей и сновидений. Характерными учениями для инд. фил. являются :
- учение о душе - атман и манэс;
- сансара - философское учение о вечности души и ее земном пути;
- карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и нравственном развитии души - мокши;
- мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, которого необходимо добиваться в земной жизни;
- ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубиение и непричинение зла асему окружающему.
После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель - Гаутама Будда (560-483 гг. до н.э.).
Согласно его учению, все в мире "преходящее», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби (неудовлетворенности). Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (драхма).
Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый Поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и стремление к жизни ведет к освобождению.
Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма откосятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь.
Высшим идеалом для буддиста является не стремление достигнуть личного спасения и блага, а бескорыстная любовь ко всем существам вместе.
РАННИЙ ЭТАП
АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Первые, досократовские философские школы Древней Греции возникли в 7-5 вв. до н.э. в начинающих свое процветание древнегречвских полисах.
Термин "досократики" вводится для совокупного обозначения наиболее известных фил. школ: милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, анатомисты.
В начальный период развития древнегреческие философы стремились понять сущность мира, природы, космоса. Все они пытались найти первоначало мирз, объяснить, из чего все состоит. Так мыслители милетской школы философии искали единый для всего источник, через который пытались объяснить все многообразие вещей и явлений природы.
Таким источником Фалес считал воду. Все возникает из воды и, умирая, превращается в воду.
Аналогичные воззрения развивали и соратники Фалеса - Анаксимен, который считал первоначалом воздух, и Анаксимэндр, выдвинувший идею о апейро-не - нечто неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся а движении первоначало.
Одним из наиболее крупных учений тех лет является учение Гераклита Эфесского. По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Эту закономерность Гераклит определил как логос. Он считает, что все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. В этом вечном движении все происходит из единого, и из всего единое. Мудрость есть познание разума, логоса, быть мудрым -значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность.
Следующими крупными шагами в развитии философии можно считать воззрения, которые выдвигали философы эллинской школы - Парменид и Зенон. Они возглавили дальнейший этап на пути рационализации знания, перейдя от конкретных обоснований первоначала (вода, воздух) к бытию, как таковому, где бытие - основное понятие их философии.
По Пармениду - "Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать. Здесь мы видим, как философ приводит понятие неизменной субстанции - сущего, истины. Сущее же раскрывается только при помощи мышления, в то время как чувственное восприятие порождает только мнение. Парменид делит мир на две первоматерии - светлый и деятельный огонь и темную пассивную массу. Элеа-ты четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Чувственное восприятие не дает истинного знания, а лишь знакомит с внешней стороной вещи, тогда как знание истинной сущности вещи дает философское учение о бытие. Чув-ственное многообразие мира иллюзорно.
Зенон доказывает иллюзорность мира через свои апории. Так, в одной из них, которая называется "дихотомия" (деление на два) доказывается, что для того, чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти надо пройти четверть пути, далее - одну восьмую, и так до беско-нечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть уже в ближайшую к ней, ибо она недосягаема и ее фактически нет и, следовательно, движение невозможно, Апории Зенона вызвали глубокий кризис в философском мире, и выход из этого кризиса предложил Демокрит.
Демокрит утверждал, что есть атомы и пустота. Атомы различаются по форме, расположению, весу. Они движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы - бытие, то пустота - небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Демокрит дал теоретическое решение про- блемы, поставленной элеатами, хотя сама проблема множественности и движения жива по сей день.
9 ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИД
Античная философия древних греков возник- ' ла в 6-7 вв. до н.э. Она внесла исключительную роль в развитие мировой цивилизации. Благодаря античной философии зародилась европейская культура и цивилизация, западная философия и ее последующие школы. До сих пор европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему первоисточнику и образу мышления.
Сам термин "философ" возник в противоположность "софосу" - мудрецу-пророку обладающему божественной мудростью. Философ" - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ - это человек, любящий истину, стремящийся к мудрости. Цель философа -понять в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия; понять мир, используя разум, аргументацию, логику, опыт. Надо объяснить мир как целое, избегая мифов, веры в фантазии как это делает искусство и религия.
Греки считали, что начало философии - е удивлении человека перед миром и самим собой. Философствование свойственно человечеству, это не просто процесс поиска истины, а еще и способ жизни, присущий свободной личности.
Античная философия развивалась поэтапно, и в ней можно выделить следующие периоды:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) объясняли явления природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.
Среднюю классику (Сократ его школы, софисты) главная проблема - сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов, выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего.
Эллинистический период (Эпикур, Пирон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема -мораль и свобода человека, проблемы государства, природы, смерти и загробной жизни, структура и судьба космоса, отношение Бога и человека.(Плотин, Порфирий, Прокл, Филон). Античная философия выдвинула ряд идей и проблем, которые актуальны и сегодня.
Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элементах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).
Проблема человека, его познания, вго отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение чел. и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом. (Сократ, Антифонт, Эпикур)
Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию с этим/ понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (Сенека, Эпиктет).
Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.)
Проблема чувственного и сверхчувственного -идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания ( Платон, Аристотель и ученики).
Античная философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освобождены от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом. Главной идеей был космо-центризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки к человеку. Человек признавался частью природы.
В античной философии были заложены два направления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита)