Резонанс напряжений

Положим, что в цепи, содержащей последовательно соединенные емкость Резонанс напряжений - student2.ru , индуктивность Резонанс напряжений - student2.ru и обладающей активным сопротивлением Резонанс напряжений - student2.ru , действует переменная ЭДС, изменяющаяся по закону

Резонанс напряжений - student2.ru .

Тогда согласно сказанному в предыдущем разделе, в цепи будет протекать переменный ток

Резонанс напряжений - student2.ru ,

амплитуда которого Резонанс напряжений - student2.ru связана с амплитудой ЭДС Резонанс напряжений - student2.ru законом Ома для переменного тока

Резонанс напряжений - student2.ru , (10)

где Резонанс напряжений - student2.ru - есть сопротивление всей цепи:

Резонанс напряжений - student2.ru , (11)

а фазовый угол Резонанс напряжений - student2.ru , на который колебания тока отстают от колебаний напряжения, определяется формулой (9).

Допустим теперь, что мы изменяем частоту колебаний Резонанс напряжений - student2.ru . Как показывают формулы (9)-(11), это вызовет изменение и амплитуды тока Резонанс напряжений - student2.ru , и сдвига фазы Резонанс напряжений - student2.ru .

Остановимся сначала на изменениях амплитуды тока. Если Резонанс напряжений - student2.ru , то Резонанс напряжений - student2.ru . Тогда сопротивление цепи Резонанс напряжений - student2.ru обращается в бесконечность и Резонанс напряжений - student2.ru . Это и понятно, так как при Резонанс напряжений - student2.ru мы имеем постоянный ток, а постоянный ток не проходит через конденсатор. При увеличении Резонанс напряжений - student2.ru квадрат реактивного сопротивления Резонанс напряжений - student2.ru сначала уменьшается. Поэтому и сопротивление Резонанс напряжений - student2.ru уменьшается, а Резонанс напряжений - student2.ru увеличивается. При частоте Резонанс напряжений - student2.ru , определяемой условием

Резонанс напряжений - student2.ru , (12)

реактивное сопротивление Резонанс напряжений - student2.ru обращается в нуль, а сопротивление цепи становится наименьшим, равным активному сопротивлению цепи. Сила тока достигает при этом максимума. При Резонанс напряжений - student2.ru квадрат реактивного сопротивления снова не равен нулю и увеличивается с возрастанием Резонанс напряжений - student2.ru . В соответствии с этим сопротивление Резонанс напряжений - student2.ru увеличивается, а амплитуда тока Резонанс напряжений - student2.ru уменьшается, асимптотически приближаясь к нулю при увеличении Резонанс напряжений - student2.ru .

Зависимость Резонанс напряжений - student2.ru от Резонанс напряжений - student2.ru , выражаемая формулами (10), (11) приведена на рис.10, где показаны две кривые, соответствующие различным значениям активного сопротивления Резонанс напряжений - student2.ru . Чем меньше Резонанс напряжений - student2.ru , тем выше и острее максимумы кривых.

Обратимся теперь к к сдвигу фаз между током и ЭДС. Из (9) видно, что при очень малых частотах, когда Резонанс напряжений - student2.ru , Резонанс напряжений - student2.ru очень велик и отрицателен, и, следовательно, Резонанс напряжений - student2.ru . В этом случае ток опережает напряжение и цепь имеет емкостной характер. При возрастании частоты Резонанс напряжений - student2.ru реактивное сопротивление Резонанс напряжений - student2.ru , оставаясь отрицательным, уменьшается по абсолютной величине и разность фаз Резонанс напряжений - student2.ru уменьшается. Когда Резонанс напряжений - student2.ru , формула (9) дает Резонанс напряжений - student2.ru , а значит, Резонанс напряжений - student2.ru . При дальнейшем увеличении Резонанс напряжений - student2.ru реактивное сопротивление становится положительным и увеличивается с возрастанием Резонанс напряжений - student2.ru . Следовательно, при Резонанс напряжений - student2.ru ток отстает от напряжения и цепь приобретает индуктивный характер, причем угол Резонанс напряжений - student2.ru асимптотически стремится к предельному значению Резонанс напряжений - student2.ru при увеличении частоты Резонанс напряжений - student2.ru .

Резонанс напряжений - student2.ru Рис.10. Амплитудно-частотная зависимость Резонанс напряжений - student2.ru Рис.11. Фазово-частотная зависимость

Зависимость сдвига фаз от частоты колебаний изображена графически на рис. 11. Также, как и Резонанс напряжений - student2.ru , фазовый сдвиг зависит от активного сопротивления контура Резонанс напряжений - student2.ru . Чем меньше Резонанс напряжений - student2.ru , тем быстрее изменяется Резонанс напряжений - student2.ru вблизи Резонанс напряжений - student2.ru , и в предельном случае Резонанс напряжений - student2.ru изменение фазы приобретает скачкообразный характер.

Резюмируя сказанное, мы видим, что особым является случай, когда частота ЭДС генератора (или приложенного внешнего напряжения) Резонанс напряжений - student2.ru равна частоте Резонанс напряжений - student2.ru . При этом амплитуда тока достигает максимального значения, а сдвиг фаз между током и напряжением равен нулю, или иными словами, контур действует как чисто активное сопротивление. Этот важный случай вынужденных колебаний называется резонансом напряжений.

Отметим, что частота Резонанс напряжений - student2.ru , при которой наступает резонанс равна частоте собственных колебаний контура без активного сопротивления (без затухания).

Найдем теперь, чему равны амплитуда колебаний напряжения на конденсаторе и фазовый сдвиг между этими колебаниями и колебаниями приложенного к контуру напряжения. Амплитуда напряжения на конденсаторе

Резонанс напряжений - student2.ru , (13)

где Резонанс напряжений - student2.ru - коэффициент затухания контура. Фазовый сдвиг Резонанс напряжений - student2.ru между колебаниями напряжения на конденсаторе и колебаниями приложенной ЭДС, как следует из рис.9, равен

Резонанс напряжений - student2.ru , Резонанс напряжений - student2.ru . (14)

Основные качественные особенности зависимостей Резонанс напряжений - student2.ru и Резонанс напряжений - student2.ru приведены в теоретической части описания лабораторной работы "Вынужденные колебания в последовательном колебательном контуре".

Рекомендуемая литература

1. С. Г. Калашников. Электричество. Москва, "Наука"-1985, § 217-223.

Наши рекомендации