Классический метод юридической науки

Содержание

1. Классический метод юридической науки..................................................... 3

2. Постклассический (неклассический) метод юридической науки................ 13

Заключение...................................................................................................... 23

Спискол использованной литературы.............................................................. 24

Классический метод юридической науки

Термин «метод» в переводе с греческого языка означает путь к цели. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя[1].

Необходимо отметить, что проблема разработки и определения методов научного познания и их структуры напрямую зависит от понимания всего инструментария научного познания. Однако чтобы искусно использовать весь арсенал юридических методов, важно понять предмет юридической науки, а также необходимо установить, что представляет ее объект, т. Е. какие явления социальной и природной действительности она изучает, каковы рамки рассмотрения сторон этих явлений, место и роль данной науки в общей системе наук. Проблема понимания объекта и предмета правовой науки задает вектор правильного использования методологии научного познания[2].

Становление методологии юридической науки исторически обусловлено развитием практической деятельности общества, накоплением им опыта правовой жизни в различных сферах жизни и как результат — развитием общественного сознания, его правового способа мышления. История представлений о праве, его осмысления, толкования и познания прошла примерно тот же путь, что и история науки как система знаний в целом. В ней, как правило, выделяют следующие этапы: философско-практический, теоретико-эмпирический и рефлексивно-практический. Первый период охватывает правовую мысль древности, Средних веков и значительную часть Нового времени, тогда как второй и третий периоды в основном приходятся на конец XVIII и XX век.

В целом, эволюционное (постепенное) развитие права, совершенствование правовой деятельности, правотворчества и юридической техники, а вместе с тем критического осмысления созданного и функционирующего права ознаменовалось появлением особого вида социальной деятельности — научно-доктринального, направленного на познание общих закономерностей правовой жизни и эволюции права. Это обстоятельство в свою очередь дало непосредственный импульс к появлению основ методологии юридической науки как раздела юридического знания, занимающегося разработкой и применением тех или иных способов исследования права и правовой действительности[3].

Наука в собственном смысле слова появилась в конце XVI-начале XVII вв. и за триста лет своего существования прошла три этапа развития: классический, неклассический и постнеклассический.

Классическая наука возникла в условиях Нового времени, когда в Европе прогремели первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия) и началась эпоха бурного промышленного развития. Лозунг эпохи сформулировал Ф. Бэкон: «Знание – сила», когда наука стала превращаться в самую значимую сферу жизни общества.

Классическая наука опиралась на механистический и метафизический материализм, суть которых сводится к следующим положениям:

1) объективный мир существует вне и независимо от познающего субъекта;

2) объекты познания воздействуют на субъект и отражаются в его сознании в виде идеальных образов;

3) эти образы адекватны объекту познания, поэтому возможно получение объективного знания и постижение истины;

4) в результатах познавательной деятельности не должны присутствовать субъективные моменты;

5) полученные знания являются абсолютной истиной, дающей полное знание о природе и обществе[4].

Зарождение классической науки связано с именем Галилея (деист), основано на механистических принципах и утверждении универсальности причинно-следственных связей (детерминизм).

Особенностью классической науки является математизация знания, использование приборов и экспериментальных установок.

В конце XX в. формируется неклассическая наука, чему способствовали открытия в области физики (электрон, рентгеновские лучи, радиоактивность, закон сохранения энергии, исследование электромагнитного поля и др.). На изучаемые объекты неклассическая наука стала смотреть как на сложное системное образование, свойства которых не сводились к сумме свойств систем, каждая система предполагала наличие своей структуры и системы возможных подсистем. В неклассической науке меняется представление о детерминизме. На смену лапласовскому детерминизму (причина порождает определѐнное следствие) приходит понимание случайности и хаоса, а отношения частиц в микромире носят вероятностный характер. Особенностью неклассической науки является и отношение к объекту, который можно познать только при помощи макроприборов, на основании чего формулируется принцип дополнительности.

Так в неклассической науке меняется представление об объективности познавательного процесса: объект рассматривается в связи с техническими средствами и в зависимости от познавательной деятельности субъекта, т.е. изменяется роль и значение субъекта познания. Характерной чертой неклассической науки является переход научной деятельности от творчества отдельных учѐных в новый статус социального института. Наука приобретает утилитарный характер. Теряется уверенность в возможности достижения абсолютной истины. Происходит процесс дифференциации и интеграции науки. Часто происходит смена парадигм, что порождает сомнения в возможностях рационального познания мира, в силе человеческого разума. Всѐ чаще истина трактуется как субъективная и относительная[5].

В 70-е гг. XX в. зарождается постнеклассическая наука, которая ориентируется на процессы глобального эволюционизма и на саморазвивающиеся сверх сложные системы. Зарождаются глобальные проблемы человечества. Последствия экстенсивного развития экономики сказываются на состоянии природной среды, изменении ее климатических и геофизических параметров. Отсюда основная тенденция постнеклассической науки связана с экологизацией. Потребительская идеология современного общества обнаруживает тенденцию к гуманизации постнеклассической науки, что предполагает гуманитарную экспертизу научных исследований (опасность для здоровья)[6]. Признаком развития постнеклассической науки становится высокая степень нравственной ответственности ученых за свои открытия. Особенностью современного этапа развития науки становится ее комерционализация, которая носит утилитарный характер (исследования, не сулящие непосредственную выгоду, не финансируются), поэтому фундаментальные исследования отстают от развития науки.

Отличия классической науки от неклассической (или постклассической) представлены в таблице:

Классическая наука Постклассическая наука
Вынесение субъекта за рамки объекта Признание субъектности знания и познания
Установка на рациональность Учет внерациональных способов познания
Господство динамических закономерностей Учет роли и значения вероятностно-статистических закономерностей
Объект изучения – макромир Объект изучения – микро-, макро- и мегамир
Ведущий метод познания – эксперимент Моделирование ( в том числе математическое)
Безусловная наглядность Условная наглядность
Четкая грань между естественными и гуманитарными науками Стирание этой грани
Отчетливая дисциплинарность. Преобладание дифференциации наук. Дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод).

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук)[7].

Так как юриспруденция, как не рассматривалась человеком как наука во время бурного развития классической науки, частнонауные и специальные методы просто не могли быть создании (или развиваться при их наличии на тот момент). Поэтому к классическим методам юриспруденции принято причислять философские и общенаучные методы. Не смотря на вышеизложенный факт отсутствия науки под названием «юриспруденция», методы активно развивались и были в последствии приняты на вооружение и этой наукой[8].

В основе методов, используемых юридической наукой, лежит всеобщий философский метод, всеобщность которого выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях научного познания. Этот метод позволяет заложить философские принципы исследования общих закономерностей права и государства, в частности диалектический подход[9].

Всеобщие философские методы, определяющие не только мировоззренческую позицию исследователя, но и порядок использования всей системы методов. Всеобщие философские методы представляют собой совокупность наиболее фундаментальных принципов и приёмов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Вместе с тем, основным назначением этого метода является исследование соотношения материального и идеального, объективного и субъективного, в исследовании всеобщей взаимосвязи и развития явлений. К всеобщим философским методам относятся: диалектический метод, метафизический, формально-логические методы.

Рассматривая диалектический метод исследования, немного остановимся на самом понятии диалектика. ДИАЛЕКТИКА (от греч. Dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель).

Итак, законы диалектики. Их, как известно три. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Вкратце охарактеризуем их. Единство и борьба противоположностей, один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Другими словами, единство и борьба противоположностей есть закон, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренне противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в состоянии борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе путем исчезновения старого и возникновения нового[10]. Переход количественных изменений в качественные, один из законов диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития. Достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы меры), количественные изменения объекта приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. В силу этого закона мелкие, в начале незаметные, количественные изменения, постепенно накапливаясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызывают коренные, качественные изменения, вследствие чего предметы изменяются, старое качество исчезает, возникает новое качество. Закон отрицания отрицания, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития[11]. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Итак закон отрицания отрицания есть закон действием которого обуславливается связь, преемственность между отрицаемым и отрицающим, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое, зряшное отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, прогрессивный характер[12].

Метафизику как метод подхода к предметам и явлениям действительности называют антидиалектикой. В таком смысле понятие метафизики стал употреблять Гегель. Мышление, оперирующее односторонними, застывшими понятиями, он определял как метафизическое. Односторонность, абсолютизация, преувеличение той или иной стороны объекта являются характерными особенностями метафизического метода. Широкое распространение метафизические взгляды получили в естествознании и философии XYII – XYIII веков. В этот период наука только собирала факты, расчленяла природу на отдельные, не связанные между собой части. Это выработало у исследователей привычку рассматривать вещи и их составные части вне сложного взаимодействия между ними, вне развития.

Метафизика как метод имеет, подобно диалектике, ряд своих принципов. Во-первых, все предметы, явления, процессы рассматриваются как оторванные и не зависимые друг от друга. Во-вторых, утверждается абсолютность, завершенность всех мировых связей. В-третьих, изменения, присущие конечным вещам, понимаются либо как процесс роста, то есть, как только количественные изменения, либо как повторение пройденного. И, наконец, в-четвертых, единственным источником изменений признается столкновение внешних противоположных сил[13].

Разновидностями метафизического метода являются софистика и эклектика. Внешне они очень похожи на диалектику, но по сути есть «поверхностная, пустая диалектика» и принципиально отличаются от подлинной диалектики[14].

Основу софистики составляет абсолютизация изменчивости и относительности познания, которая приводит к убеждению, что каждый человек имеет свою особую истину. Подобный релятивизм в конечном счете породил уверенность в возможность убедительно, аргументировано защищать любую точку зрения, даже заведомо ложную.

Формальная логика — это изучение мысли с позиции ее структуры и формы. Методы формальной логики :

- анализ – это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определенные элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;

- синтез – это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;

- абстрагирование – это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;

- конкретизация – соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;

- дедукция – это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;

- индукция – это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;

- аналогия – заключение о принадлежности определенного признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;

- моделирование – метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

Общенаучные методы — это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности — это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания[15].

На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях[16].

В этой группе методы делятся на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

Согласно историческому методу познания к государству и праву надо подходить как изменяющейся во времени и пространстве социальной действительности. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению[17].

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их существования как целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов. Чаще всего государство рассматривается в виде совокупности таких составных частей, как народ, власть и территория, а право — как система права, состоящая из сфер, отраслей, институтов и норм права.

С системным методом тесно связан структурно-функциональный метод, который заключается в познании функций государства и права, их составных элементов (функции государства, функции права, функции юридической ответственности и т. Д.).

На этом мы закончим рассматривать классические методы и приступим к постклассическим методам, а именно к тем, которые пришли с развитием науки и легли скорее не в основании самой науки юриспруденции, а скорее в основании развития иной[18].

Наши рекомендации