Глава 10. Бытие. Глава 1. Происхождение вселенной

"Моисей простым языком говорил такие вещи, которые обычный человек, наделенный здравым смыслом, может понять без особых наставлений" ЖАН КАЛЬВИН

С незапамятных времен людей интересовал вопрос о возникновении мира. Еще на заре цивилизации на Ближнем Востоке об этом сложили множество чарующих мифов и легенд. Отражая политеистические верования языческих народов, легенды повествуют о жестоких битвах божеств за господство над миром.

Например, в шумерских клинописях, датированных приблизительно 2500 годом до Р.Х., есть рассказ о том, как боги Энлиль и Энки лепят из глины людей. Борьба между божествами отражена в египетской мифологии: верховный бог Солнца Ра со своей свитой сражается с Апопом - владыкой подземного мира. Из древних сказаний наиболее известен вавилонский народный эпос "Энума Элиш", который, в основном, прославляет бога Мардука и город Вавилон. И вот, будучи окруженным народами - творцами этих мифов, Израиль бежит из Египта, бродит по пустыне и завоевывает Ханаан.

Рассказ о сотворении мира из книги Бытия имеет ряд сходных черт с рассказами языческих соседей Израиля, хотя есть и сильные отличия. Более века в богословии велись горячие споры из-за относительной значимости этих элементов. Ряд вопросов все же удалось разрешить, но природа и замысел главы 1 книги Бытия продолжают будоражить умы богословов.

Бытие - это "книга начал". В ней повествуется о сотворении вселенной, возникновении человеческого рода, появлении первой семьи. Но она - больше чем хроника начала начал. В ней - зародыши множества тем, получивших свое дальнейшее развитие как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Из нее мы узнаем о взаимосвязи Бога, человека и природы. Творец и Держитель вселенной являет Себя как Господь и Судия истории, которая развивается по определенному замыслу и движется к конечной цели. Великие доктрины о сотворении мира, грехе, спасении уходят своими истоками именно в эту книгу. Понятия о завете, благодати, избрании, искуплении неотъемлемы от учения о спасении от греха и зла. Поэтому не стоит удивляться, что вокруг книги Бытия чаще, чем вокруг любой другой книги Библии, вспыхивали споры среди историков, литераторов, богословов и ученых. Эти дебаты вышли за стены церквей и семинарий, перенеслись в школьные классы и залы судов.

Часть проблем возникает из-за недопонимания сути учения, содержащегося в книге Бытия. О чем эта книга должна была рассказать израильтянам, сражавшимся с языческими мифами соседних народов? О чем может сказать эта книга народам постхристианской культуры, чьи боги и ценности стали проникать и в церковь?

Как определить подход к книге Бытия

При толковании главы 1 книги Бытия нужно помнить три правила: следовать историческому контексту, правилам литературного жанра и смысловому контексту. Во многих комментариях первые два элемента игнорируют - уж слишком не терпится узнать, "что говорит нам эта глава сегодня". В результате получается истолкование, которое местами было совершенно не понятно древним израильтянам и не представляет верующим никакого оружия для борьбы с языческой мифологией. Поэтому при анализе мы будем строго придерживаться принципа, изложенного в главе 8: чтобы определить современное значение текста, нужно решить, какой смысл вкладывал в него автор.

1. Исторический контекст. Что происходило с Израилем, когда ему была дана книга Бытия? Народы какой культуры, каких религиозных воззрений их окружали? Чтобы дать правильные ответы, нужно прежде всего решить вопрос об авторстве и дате написания книги. В прошлом веке наблюдались два основных подхода к трактовке книги Бытия.

Одна группа толкователей напрочь отрицала авторство Моисея, раннюю дату написания книги, да и саму ее богодухновенность, считая ее историческим вымыслом. Этот эволюционный взгляд на историю рассматривал Пятикнижие как кульминацию длительного процесса развития общества. Считалось, что в культурном и религиозном аспектах человечество шло по пути исторической эволюции - от дикого первобытного состояния к состоянию цивилизованному. Но, когда открытия археологов показали ошибочность этой точки зрения, возникла новая модель - модель сравнительной религии, которая стала чрезвычайно популярной. Эта теория считает, что главы 1-11 книги Бытия написаны на основе заимствованных у соседних народов верований. Согласно обоим взглядам, Пятикнижие было написано неизвестными авторами уже после Моисея, скорее всего, в поздний период существования иудейской монархии.

Другие исследователи считают, что именно Моисей написал большую часть Пятикнижия (возможно, при этом он использовал более ранние источники), а отредактированы книги были уже после его смерти. Использованная в этих главах историко-культурная модель строится на том, что рассказ о сотворении мира был дан израильтянам в пустыне после исхода из Египта, но до покорения Ханаана. Согласно такому взгляду, Пятикнижие - это откровение от Бога, данное через пророка Моисея по пути из Египта в землю обетованную. Но опять же, чтобы правильно истолковать отрывок, нужно разобраться в историческом контексте событий и определить, с какой целью это откровение было дано народу.

Более четырех сотен лет евреи жили в Египте, вдалеке от обещанной Аврааму земли. Это были столетия тяжкого физического и душевного труда. У народа не было Писания - только устные предания патриархов. Вера праотца Иосифа в Бога сменилась почитанием чужих богов. Случай с золотым тельцом показывает, что в Египте израильтяне могли поклоняться и богам плодородия (Исх. 32:1-6). Чудо избавило их из рабства, чудо вело в Ханаан, тем не менее, о Боге Авраама, Исаака и Иакова они знали очень немного.

Когда путники пришли к горе Хорив, их мировоззрение и образ жизни несколько отличались от мировоззрения и образа жизни окружающих народов. Они вышли из языческой культурной среды. Но теперь Бог призывал их заключить с Ним завет, стать "царством священников и народом святым" (Исх. 19:6). Израильтяне согласились, но их "да" было лишь началом длительного и трудного процесса: Бог создавал новую культуру.

Бог подготавливал Моисея в доме фараона и еще сорок лет в пустыне, тем не менее, задача Моисея была очень сложной. Людям нужно было дать совершенно новое богословие, чтобы они узнали Бога и Его цели. Нужно было дать им новое представление о вселенной, чтобы они смогли изменить свое отношение к существующему миропорядку; новые религиозные институты, чтобы вести их в поклонении; новую антропологию, чтобы понять, в каком положении находится человек, новый образ жизни - новые нравственность и этику. Моисеи написал пять книг, чтобы евреи стали Божьим народом, народом Божьей культуры.

Очень важно понять, где находились иудеи в тот момент. У каждого языческого народа были десятки богов, которые покровительствовали всякому делу и занятию. Народ и его боги образовывали органическое единство на своей земле. Религия служила процветанию общества, а не отдельно взятого человека. Просто так сменить один пантеон богов на другой было невозможно - это случалось лишь тогда, когда один народ порабощал другой. Но и тогда боги побежденного народа входили в пантеон богов народа-победителя. Например, в Египте поклонялись только языческим богам. Первоначально Моисей попросил отпустить израильтян на три дня в пустыню, чтобы там они могли поклониться своему Богу: в пустыне египетские боги были бессильны, их уже можно было не опасаться. Но Бог вызвал религиозный кризис, раскрыл иудеям Свои замыслы, показав, какой новый порядок хочет учредить. События, произошедшие у Синая, никак не могли случиться, скажем, в земле Гесем (см. Быт. 45:10, 47:6; Исх. 8:22).

Израильтяне уже ушли из Египта, но мировоззрение их оставалось прежним. Язычество - понятие более объемное, чем многобожие. Это целое мировоззрение. Поэтому, чтобы порвать с прошлым, нужно было дать народу мощное учение, которое могло бы противостоять язычеству. Так и появилось Пятикнижие и его первая книга - Бытие.

2. Литературный жанр. К какому литературному жанру можно отнести эту книгу? Что это - поэзия или проза, историческая хроника или притча? Лишь ответив на этот вопрос, можно заняться толкованием.

Стиль главы 1 книги Бытия отличается простотой, "экономным языком". Но спросить, что это - проза или поэзия, будет уже излишним упрощением. Здесь нет синонимического параллелизма и ритмов еврейской поэзии, но все же в отрывке встречается аллитерация (один из способов звуковой организации речи - звуковые повторы. На аллитерации построены многие пословицы, поговорки, скороговорки - "Мели, Емеля, твоя неделя"). Повторы и паузы сближают эту книгу с поэтическим жанром. А вот наличие кульминационных моментов роднит отрывок с прозаическими текстами. Первую главу иногда называют гимном, потому что в ней воедино сплетены поэзия и проза (1) .

В отрывке не используются риторические приемы, а вот образный язык для описания действий Бога присутствует: это антропоморфизмы, которые наделяют Бога человеческими свойствами - Он говорит, видит, трудится и отдыхает. Но, сказав, что глава 1 книги Бытия - это "полупоэтическое" произведение, в котором использован образный язык, мы так и не ответим на главный вопрос: как связано повествование с реально происходившими событиями?

Во-первых, нам надо раз и навсегда избавиться от пустившего глубокие корни убеждения, что образная речь чем-то "ниже" прямой передачи мысли, а потому, вроде бы, недостойно использовать ее для рассказа о Боге. Еврейский язык очень богат образными выражениями. Писание изобилует символами и сравнениями, с помощью которых Святой Дух с силой и прямотой донес до нас Свою весть. Что останется от Псалма 22, если изъять из него всю образную речь? Во-вторых, нужно избавиться еще от одного ложного ощущения: нам почему-то кажется, что прозой передают факты, а стихами - вымысел. На самом же деле и в прозе очень часто встречаются образные выражения, причем проза используется не только для написания исторических хроник, но и для передачи легенд и притч. Так и в поэзии может оказаться очень мало образных выражений, а передавать она будет реальные события. Например, пророки рассказывали о событиях прошлого и предсказывали события будущего, используя как символы и образы, так и слова в их прямом значении (см. Иез. 16 и 22 - это два рассказа об одних и тех же событиях). Иисус подвел итог многовековой истории Израиля в единственной притче - притче о злых виноградарях (Мф. 21:33-41). Истинный толкователь Библии признает и по достоинству оценивает столь широкое литературное разнообразие текстов Писания.

Читая главу 1 книги Бытия, мы видим, что это - описание событий прошлого, рассказ о сотворении Богом мира, о Его словах и делах. Образный язык этого отрывка ограничивается антропоморфизмами (более яркий рассказ о сотворении мира можно найти в Иов. 38:4-11). Текст не имеет элементов притчи - короткого аллегорического рассказа, цель которого - научить истине или преподать урок нравственности. Этот жанр обычно рассказывает о людях и начинается со слов, подобных первым словам Иисуса из притчи о блудном сыне - "У некоторого человека было два сына..." (Лк. 15:11-31). Глава 1 книги Бытия исторична, потому что передает реально происходившие события. Современные ученые выделяют два периода развития истории: историю, которая началась с изобретением письменности и появлением городов, и "доисторию" (2) . Поэтому определения события из главы 1 Бытия можно отнести к "доисторическим". Тем не менее, отрывок вполне можно назвать исторической хроникой или первобытной историей, чтобы как-то отделить ее от мифов и легенд, в которых конкретные идеи выражены в форме вымысла.

Толкуя отрывок, не нужно забывать и о его структуре. Рассказчик строит рассказ, как хочет. Он сам решает, с какой точки зрения описать событие, как показать ход его развития. Важно не забывать этот принцип, когда мы будем обсуждать проблему временных рамок главы 1 Бытия. У нас с древними израильтянами разные системы ценностей, разное отношение к одним и тем же вещам. Например, научный подход к природе заключается в том, что нужно все измерить, высчитать, показать механизм того или иного явления, вывести теорию. Для нас время - это одно из важнейших измерений пространства, поэтому мы уверены, что историческая хроника должна очень точно сообщать нам о временной последовательности, о точных датах событий. Но авторы Библии вовсе не связаны подобными представлениями и ограничениями. Даже в рамках общей хронологической последовательности событий они считают возможным объединять определенные события по темам. Например, в Евангелии от Матфея повествовательные отрывки чередуются с учением Христа. Автор группирует события по темам. Так как Матфей не намеревался соблюдать в рассказе о жизни Иисуса точный хронологический порядок событий, то и искать его там нет смысла.

Подобным же образом нужно подходить и к главе 1 Бытия' не следует искать в ней точного хронологического порядка в описании событий. Если внимательно посмотреть, как строит автор свой рассказ, то будет видно: особое внимание он уделяет созидающим словам Бога. "И сказал Бог" встречается в тексте восемь раз и каждый раз служит началом четверостишия (рис. 9) (3) . Эти четверостишия образуют каркас повествования (в третьем и седьмом четверостишиях отсутствует последняя строка "И был вечер и было утро", потому что они совмещены с четвертым и восьмым созидающими словами Бога для образования третьего и шестого дней творения). Хотя эти восемь четверостиший отличаются по длине строк и описанию отдельных деталей, размер в четыре строки сохраняется.

Очевидно и другое: восемь созидающих слов тесно связаны с шестью днями творения, будучи включены в единую симметричную структуру (см. рис. 10). Вторая часть недели (дни с четвертого по шестой) образуют параллель первой части недели. Еще на заре христианской церкви этот литературный прием подметил блаженный Августин. Он считал, что все было создано одновременно, а разбивка творения на дни просто показывает лишь шкалу ценностей мироздания. Два столетия назад фон Гердер разглядел ту же симметрию в описании двух "троек" дней. Эти две группы дней противопоставляются по ряду признаков: сотворение пространства... и его обитателей; образование мира... и наполнение его (4) . О подобной последовательности говорит строка из Быт. 2:1: "Так совершены небо и земля (1-3 дни) и все воинство их (все живые организмы - 4-6 дни).

То, что автор использует важные в нумерологии числа 3, 7, 10, также показывает, насколько тщательно структурирован рассказ о сотворении мира. Начинается он с описания трех элементов - бесформенная земля, тьма и бездна, которые преобразуются в два этапа (каждый - по три дня). Слова, составляющие "заключительную" и "одобрительную" формулы - "и стало так" и "и увидел Бог, что это хорошо", - встречаются семь раз. Словосочетание "и сказал Бог", глагол "создать" и слова "по его роду" встречаются десять раз.

Глава 10. Бытие. Глава 1. Происхождение вселенной - student2.ru

Глава 10. Бытие. Глава 1. Происхождение вселенной - student2.ru

Рис. 9. Восемь четверостиший главы 1 книги Бытия

"Земля же была безвидна и пуста" (Быт. 1:2)

Созидающие повеления

День

Элементы мироздания

Созидающие повеления

День

Элементы мироздания

Глава 10. Бытие. Глава 1. Происхождение вселенной - student2.ru

Рис. 10. Литературная структура главы 1 книги Бытия

Структурируя свой рассказ и используя числа, автор старался привлечь внимание читателя как к форме повествования, так и к его содержанию, т.е. этот отрывок тщательно обдуман. Историко-художественное толкование главы 1 книги Бытия отдает должное литературному мастерству автора, библейскому взгляду на происхождение природы и всего мироздания, с которым согласны священнописатели, авторы книг Ветхого и Нового Заветов.

Толкование главы 1 книги Бытия

После того, как мы разобрались с историческим контекстом и литературными особенностями текста, можно приступить к третьему этапу. Мы понимаем, что на нескольких страницах невозможно привести подробное толкование текста, но у нас, по крайней мере, есть возможность проследить нить рассказа и разъяснить употребление наиболее часто встречающихся слов.

(1) В начале сотворил Бог небо и землю

Существительное "Бог" - это единственное подлежащее первого предложения. Он же является главным действующим лицом всего рассказа. В главе 1 слово "Бог" встречается 34 раза (в русском переводе - 30). Слова "сотворил Бог" еще можно перевести так: "Когда Бог начал творить...". Но подобный перевод слишком тяжел, кроме того, в нем слышны дуалистические нотки, несовместимые со смыслом всей главы (5) .

Установить значение слова "творить" ("бара") в данном контексте можно, если посмотреть, как оно употребляется в других отрывках Ветхого Завета. Субъектом действия всегда является Сам Бог, а объектами действия - разнообразнейшие предметы (Ис. 40:26) или ситуации (Ис. 45:7-8). Его синонимы - образовать ("ятсар") и сделать, устроить ("асах") также несколько раз встречаются в книге Бытия (например, 1:26-27; 2:7, 19), но могут иметь более одного значения (любая мысль может быть выражена несколькими словами или синонимами) (6) . В Ис. 43:7 встречаются все три слова: "Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил" (также см. Ис. 45:18). Конкретный контекст определяет, о каком значении слова идет речь: это может быть акт первоначального сотворения (Ис. 48:3, 7) или процесс, стремящийся к своему завершению (Быт. 2:1-4; Ис. 65:18).

Первые слова Библии можно понять двояко: как начало рассказа о созидании Богом мира или как краткое изложение того, что последует дальше. Как бы мы ни отнеслись к этой строке, ясно одно: в "начале" сотворена была не только материя, но и время. Так как все наши мысли и поступки определенным образом вписываются во временные рамки (прошлое - настоящее - будущее), нам трудно и даже невозможно представить себе мир без времени. Тем не менее, много веков назад блаженный Августин отметил, что Бог творил в рамках временного пространства и при помощи времени (7) .

(2) "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною" Священнописатель развивает свою первую мысль, перенеся теперь взгляд на Землю (ср. с Пс. 113:24). Здесь он использует два рифмующихся слова - "тоху" и "боху" (8) , с помощью которых описывает мрачную картину: пустота и бесформенность, погруженные во тьму. Эти два слова, которые говорят об отсутствии формы и содержания, являются ключом к пониманию литературной структуры данной главы.

Слово "бездна" ("теом"), вокруг которого бушевало множество споров, приобретает особую значимость, если предположить, что учение обращено против язычества. Сто лет назад были найдены и опубликованы Вавилонские "версии" сотворения мира и великого потопа. Тогда и возникла новая богословская школа, которая объявила, что еврейская вера - это лишь блеклое отражение господствовавшей тогда вавилонской религии. Считалось, что глава 1 Бытия - это позднее заимствование из аккадского эпоса. Ученые утверждали, что слово "теом" происходит от имени Тиамата - женщины-чудовища из этого эпоса.

В последние годы от этого взгляда пришлось отказаться (хотя у него остались сторонники) (9) . Во-первых, "теом" не является производным от "Тиамата", хотя оба слова и происходят от общего семитского корня. Во-вторых, после изучения 35 случаев употребления слова "теом" в Библии, а также его производных стало ясно, что это - поэтический термин, который употреблялся при описании больших скоплений воды, причем в отношении лишь к неодушевленным предметам. Герхард Хазель делает вывод: "Автор еврейского рассказа о сотворении мира использует слово "теом" в "деперсонализированном" и "немифическом" качестве: "теом" - лишь пассивный бессильный неодушевленный элемент, использованный в процессе творения" (10) . Возможно, этот термин был выбран специально, чтобы противопоставить его однокоренным словам, которые в языческих религиях использовались для описания определенных понятий, так сказать, в качестве "антимифического" средства.

(3-5) "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И был вечер, и было утро: день один".

Вот одно из восьми созидающих повелений Бога, которые Он произнес за шесть дней. Главное в рассказе главы 1 - это Божье слово: Бог говорит, и то, что Он сказал, свершается. Древнееврейское слово "омар" имеет целый ряд значений (11) . Его использование в главе 1 Бытия подчеркивает, что Бог дал созидающее повеление, обязался "держать" всю вселенную и заявил о Себе, как о Творце (отголоски той же темы мы видим в Пс. 148:5 и Евр. 11:3). Ясно одно: в рассказе нет и намека на порождение бога богом или борьбу богов, о которой так много рассказывают языческие религии. Легче всего подметить, что Бог творит именно словом. Но сотворение словом в чистом виде мы находим лишь в стихах 3 и 9; в остальных шести случаях слово соседствует с каким-то действием, на что указывают глаголы создал, отделил, поставил.

Сотворение света - это первый шаг от первобытной бесформенности к порядку. "И увидел Бог свет, что он хорош" (ст. 4). Здесь нет и намека на этический дуализм, на то, что добро и зло существовали извечно. Для части язычников день и ночь были враждующими силами. Тут все иначе. Творец определяет ценность всякого творения (ст. 4а), его место (ст. 46) и смысл (ст. 5а).

(6-8) "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды... И был вечер, и было утро: день вторый".

Твердь (небо) отделяет "нижние" воды (моря, подземные воды) от "верхних" - облаков, дающих дождь. В отличие от первого дня после созидающего повеления следует действие: "И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так" (ст. 7). Подобное же сочетание слова с действием мы видим и на четвертый день: "И создал Бог два светила великие... и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной" (ст. 16-17). То же происходит и на пятый день: "И сотворил Бог рыб больших..." (ст. 21). Необычно рассказано о шестом дне творения: Бог как бы повелевает Сам Себе, а потом исполняет это повеление: "И сказал Бог: сотворим человека... И сотворил Бог человека" (ст. 26-27). Столь большое разнообразие формулировок, употребленных для описания восьми событий/процессов при сотворении мира служит нам предостережением: не следует стараться вывести единого принципа или единого механизма творения.

(9-10) "я сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да появится суша. И стало так". (11-13) "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое... И стало так... И был вечер и было утро: день третий".

На третий день произошли два события. Во-первых, созидающее повеление Бога продолжало формировать мир - земля была отделена от воды. Во-вторых, Бог дал земле созидающую силу производить растительность, но и тут был установлен твердый порядок - "по роду своему". Эти же слова, использованные потом по отношению к животным (ст. 24), имели особое значение для евреев, ибо языческие мифы рассказывали о гибридах людей с животными. (Концепция о постоянстве видов, которая часто мерещится в этих стихах креационистам, никак не могла бы быть понята первыми читателями текста). Здесь же Бог дает повеление земле произвести что-то конкретное, что она и производит.

Теперь акцент смещается: сказав о формировании земли, автор переходит к рассказу о ее "заселении". На ранее безвидной и пустой земле возникает четкий порядок (свет отделен от тьмы, "верхние" воды от "нижних", суша от моря), земля одевается зеленью и готова принять первых обитателей. То, что Бог первоначально сотворил, Он теперь наполняет обитателями. Вторая часть недели заполнена событиями, которые выстраиваются параллельно событиям ее первой части.

(14-19) "и сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи... И создал Бог два светила великие... для управления днем... и ночью... И был вечер, и было утро: день четвертый".

Твердь небесная заполняется светилами - звездами, Солнцем, Луной, "чтобы светить на землю". (У нас возникает вопрос, как же освещалась земля (ст. 4) до появления Солнца. Он порожден нашей уверенностью в том, что повествование ведется в строго хронологическом порядке). Важно то, что здесь Солнце и Луна не упомянуты по именам: эти семитские слова являлись одновременно и именами божеств. Подобное упоминание о Солнце и Луне можно рассматривать как протест против любых форм поклонения небесным объектам, которое было популярно у соседей-язычников (12) . В данном случае небесные тела не имеют власти богов, а служат лишь знамениями (см. Пс. 120:6). Их удел (ст. 16, 18) - давать свет, никакой божественной силой они не обладают. Посмотрите, как несколько предложений выбивают почву из-под ног суеверия, которое старо, как и сам Египет, и современно, как газетные колонки с гороскопами.

(20-23) "и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной... И был вечер, и было утро: день пятый". Теперь заполняются обитателями воды и небо. Слово, переведенное как "птицы", на самом деле значит "летающие существа", т.е. сюда включаются и насекомые (ср. со Втор. 14:19-20). Остро обсуждается и вопрос насчет "рыб больших" ("танниним" - морские чудища). Для окружающих народов это слово звучало очень зловеще, потому что им обозначали силы хаоса, противостоявшие в начале богу Ваалу. В Ветхом Завете оно употребляется без всякого мифологического оттенка, а просто обозначает животное большого размера. Автор в данном случае подчеркивает: у этих страшных животных есть свое место в мироздании - они живут в воде, как и их более мелкие товарищи. Далее, здесь снова встречается слово "бара" - впервые после ст. 1. Этот глагол особо подчеркивает, что страшилища созданы Богом. Морские твари - не "предсуществовавшие" соперники Создателя, как говорит о них ханаанская мифология. Нужно отметить, что в Пс. 148:7 "танниним" вместе со всеми остальными тварями славит Господа.

(24-25) "и сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее... И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их". (26-31) "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый".

Седьмое и восьмое созидательные действия пришлись на шестой день. Седьмой акт творения населил землю тремя группами животных: Он производит "душу живую", "зверей земных" и "всех гадов земных". Данное созидающее действие можно назвать параллельным действию из ст. 20-23, но есть и отличие: Бог повелевает земле что-то сделать, но, тем не менее, делает это Сам. Здесь мы видим: "естественное воспроизводство" и Божье созидающее действие являются, на самом деле, лишь двумя сторонами одной и той же медали.

Восьмое действие производит на свет мужчину и женщину, которые являются частью природы, но в то же время поставлены над ней. Их, как и сухопутных животных, Бог создал на шестой день, благословил и велел им плодиться и размножаться, но превосходство их над природой видно уже из того, какие слова говорит Бог перед началом творения: "Сотворим..." (вместо "да произведет земля..."). Кроме того, Бог прямо велит им "обладать землею" и "владычествовать" над остальными тварями. Уникальность человека - в его отношениях с Богом. "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему", т.е. разумным, нравственным и общественным существом. Слова "мужчина" и "женщина" в данном случае имеют особый смысл. Когда Бог создает людей двух полов, Он делает их взаимодополняющими друг друга, и венцом всему станет новозаветное учение о равенстве полов ("Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" - Гал. 3:28).

Израилю было очень важно знать, что человек (мужчина и женщина) - это венец творения, что он должен владычествовать над землей и ее обитателями. В языческой мифологии сотворение человека не было главным актом творения: боги случайно вспомнили, что им нужны источники пищи и удовлетворения прочих физических потребностей. Но в главе 1 Бытия описана обратная ситуация. Деревья и растения созданы для удовлетворения нужд человека (ст. 29). С начала до конца рассказ о сотворении мира противостоит основополагающим учениям языческой религии Египта - той страны, где так долго жили евреи, - и религии ханаанских народов, где евреям предстояло жить.

После каждого этапа творения Бог объявлял, что труд Его хорош. "Так совершены небо и земля и все воинство их" (Быт. 2:1). Рассказ о сотворении мира заканчивается седьмым днем.

(2:2-3) "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седъмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седъмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал".

Слово "почил" значит "перестал, прекратил" ("шабат"). Это отдых после труда или удовольствия, но отдых без усталости, отдых деятельный, ведь Богу постоянно нужно питать Свои творения. Природа не самодостаточна - ей постоянно нужна Божья поддержка.

Из этой части рассказа вытекают и практические выводы, воплощенные в десяти заповедях. Израилю заповедано Богом трудиться шесть дней и отдыхать на седьмой:

"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20:8-1 1).

(2:4а) "Вот происхождение неба и земли...".

Рассказ заканчивается текстом, который содержит название книги (мы обычно помещаем его в начале).

Дни творения

Толкователи главы 1 Бытия много спорят о том, что считать днем. Многие комментарии начинаются с этого вопроса и заводят читателя в дебри герменевтики. Во-первых, нужно определить, с каких позиций следует рассматривать эту главу. Так как никто не может быть до конца объективным, то не нужно спрашивать, есть ли у нас верный подход для толкования. Вопрос поставлен так: "Каким из подходов мы воспользуемся?".

С точки зрения сравнительного религоведения, глава 1 Бытия - это труд неизвестного автора, который жил намного позже Моисея, а сам рассказ - это заимствование из легенд других семитских народов. Согласовательный подход считает, что рассказ из главы 1 Бытия полностью соответствует научным моделям сотворения мира. Сторонники этого подхода стараются показать научную достоверность Библии. Мы же воспользуемся культурно-историческим подходом: рассказ этот был дан народу в пустыне, поэтому постараемся понять, что именно Моисей хотел сказать израильтянам в те времена, причем не будем стараться согласовать рассказ с научными теориями прошлого и настоящего (см. гл. 13).

В Ветхом Завете слово день ("йом") имеет целый ряд значений. Обычное значение - это день недели, но слово может означать "время" (Быт. 4:3), "конкретный период", "эпоху" (Ис. 2:12; 4:2) или же "отрезок времени" (Иис.Н. 24:7). Мы уже обратили внимание на то, что в рассказе восемь созидающих повелений привязаны к шести дням недели, разбитым на две группы по три дня. За шесть дней темная и бесформенная, пустая и безжизненная Земля превратилась в освещенную, имеющую форму и наполненную живностью. Кульминационным моментом творения стало создание мужчины и женщины. Так о каком же значении слова "день" нам следует говорить?

До 1750 года было принято считать, что Бог создал землю за шесть дней, по двадцать четыре часа в каждом, хотя некоторые отцы церкви, например, блаженный Августин, толковали слово "день" аллегорически (13) . Архиепископ Усшер приблизительно в 1650 году даже вычислил дату сотворения мира - 4004 год до Р.Х. Но когда в XIX веке окрепла геология, многих потрясло известие о том, что Земле много миллионов лет. Так как авторитет науки был очень высок, многие богословы тут же предприняли попытки защитить Библию и для этого доказать ее научную достоверность. Поэтому возникли многочисленные "согласовательные" теории, призванные хоть как-то увязать библейское учение с современными научными теориями.

Например, "геология потопа" попыталась катастрофой вселенского масштаба объяснить многочисленные находки окаменелостей (14) . Когда новейшие открытия в геологии заставили усомниться в этом взгляде, он сменился теорией "реституции" или "разрыва", популяризованной шотландским священником Томасом Чалмером в 1804 году. Согласно этой точке зрения между Быт. 1:1 и 1:2 произошла катастрофа, т.е. прошло достаточно времени, чтобы успели образоваться геологические пласты. Но время шло. Чтобы объяснить новейшие научные находки, понадобилось уже несколько катастроф или потопов.

Эти теории давали науке необходимое для развития геологических формаций время, но никак не могли объяснить последовательности залегания слоев. Возникла теория "дня-эпохи", согласно которой "дни", описанные в Бытии, - это на самом деле метафорическое описание геологических эпох. Сторонниками этого взгляда были североамериканские геологи Дж. В. Даусон и Дж. Дана, а также многие богословы. Теперь уже дни творения были более или менее точно соотнесены с геологическими эпохами. Согласно другой версии, каждый день творения длился двадцать четыре часа, но между днями проходили геологические эпохи.

У всех перечисленных взглядов есть три общих недостатка. Во-первых, они пытаются отыскать в Библии ответы на такие вопросы, на которые священнописатели не пытаются отвечать, в частности, на вопрос о механизмах действия природных сил. (Чтобы понять, насколько неверно поставлен такой вопрос, рассмотрите следующую ситуацию: предположим, кто-то пытается узнать о смысле и цели жизни из чисто научной работы по астрономии, автор которой даже и не пытался освещать хоть какие-нибудь философские вопросы). Библейский рассказ о сотворении мира не приводит никаких научных данных или выкладок. Жан Кальвин подчеркивал этот факт: "Святой Дух и не собирался учить нас астрономии... Моисей и другие пророки говорили столь обычным и простым языком, что ничто не могло укрыться от слушателей" (15) . Учитывая принцип Кальвина, мы можем сегодня сказать: "Святой Дух и не намеревался учить нас геологии или биологии".

Во-вторых, согласователи стараются привнести в Библию понятия, которых нет в тексте, но любая попытка соединить библейский текст с данными "современной" науки обречена на неудачу: что скажут о библейском тексте, когда современная теория будет пересмотрена или признана неверной? За последние два столетия мы видели много тому примеров, ибо согласователи постоянно старались примерить всякую новую теорию к Библии. Писание не становится достовернее от того, что его заставляют гоняться за новейшими научными открытиями. Зачем согласовывать вечные библейские истины с вечно меняющимися научными теориями? Поэтому, когда теории устаревают, людям начинает казаться, что Библия устарела и ее место на пыльной полке.

В-третьих, если бы в книге Бытия содержался рассказ о новейших научных теориях, то сам текст был бы совершенно непонятен его первым читателям, да и большинству людей, которые жили в последние три тысячелетия. Возьмем наш век: сколько людей сегодня понимают абстрактный язык науки? И кто из понимающих его пользуется им для решения жизненных проблем, о которых и пишут, в основном, библейские авторы?

Историко-культурный подход снимает эти вопросы, ибо объясняет суть дней творения исходя из авторских целей, литературного стиля повествования и того значения, который имел текст для израильтян, собравшихся у Синая.

Цель автора - изложить учение о Боге и творении, чтобы показать всю несостоятельность языческих мифов соседних народов. Бог Израиля - это всемогущий Творец земли и неба. Сотворенный им мир - мир порядка и постоянства. Мужчина и женщина - это венец творения. Они созданы по образу и подобию Бога, чтобы радоваться жизни и хранить вверенную им землю.

Литературный стиль отрывка - это полупоэтическое повествование историко-художественного содержания; структура - две параллельные "триады". При таком толковании нас не удивляет, что сотворение Солнца, столь необходимого для земной растительности (которая появилась на третий день), отнесено на четвертый день. Вместо того, чтобы выдумывать изощренные объяснения этой предполагаемой проблемы, мы просто говорим: учитывая цели автора, вопрос этот безоснователен. В рассказе не соблюден хронологический порядок событий, как это считают "согласователи" (16) .

Смысл слова "день" нужно определять (когда встречается слово, имеющее несколько значений) из контекста и авторского замысла. В тексте постоянно указывается на смену вечера и утра, т.е. дано прямое указание на солнечный 24-часовой день. Это было ясно и Моисею, и первым читателям текста. В отрывке нигде не сказано о геологических эпохах. Процесс творения проходил в шесть равных этапов, после которых следовал седьмой день - день отдыха. Это полностью соответствует представлениям израильтян о неделе. Но остается вопрос: как понимать описание дней - в буквальном или переносном смысле, т.е. не содержится ли в рассказе аналогий о созидающем Божьем труде? Является ли он точным хронологическим отчетом о творении?

В главе 8 мы отмечали, что "Бог есть дух", Который никто не может увидеть. Его мысли и пути выше наших. Поэтому (за исключением вочеловечивания Иисуса) мы можем познавать Бога лишь через аналогию, т.е. "частичное сходство между определенными характеристиками двух предметов, на которых можно строить сравнение" (17) . Чтобы объяснить отношения Бога с людьми и Его действия в истории, Его постоянно сравнивают с человеком: написано, что Он видит, говорит и слышит, как человек, хотя не имеет глаз, губ или ушей. Эти обороты - антропоморфизмы - убеждают нас в том, что Бог, по крайней мере, обладает личностью и Его можно познать, близко общаясь с Ним. (В науке также используются аналогии: так, в физике на примере движения бильярдных шаров объясняют поведение молекул газа, которых мы на самом деле не видим).

Параллель с человеком проводится и в главе 1 Бытия. Священнописатель привязывает созидательную деятельность Бога к шести дням, каждый из которых заканчивается вечером и начинается утром. Седьмой день - день отдыха. Учитывая все, что мы говорили об аналогиях, подумаем: почему нам и дни творения нужно воспринимать буквально, будто Бог трудился шесть дней (или эпох), а потом отдыхал? Коней на переправе не меняют. Это правило остается в силе, даже когда речь идет о смене принципа толкования.

Жесткая буквальность не учитывает тех аналогий, через которые дано было откровение, и вызывает бессмысленные вопросы о рабочем графике Бога. Как Бог работал? С перерывами или без? Если Бог сотворил свет мгновенно, то значит ли это, что и первый день недели был, в основном, днем отдыха, как и седьмой? Как вписываются в эту схему процессы воспроизводства животных и растений, которые Он сотворил в последующие дни?

В тексте говорится о 24-часовых днях, но это не значит, что Божья созидательная деятельность ровно столько и длилась. Даже когда мы рассказываем о людях, совершивших что-то значительное, количество их рабочих дней вовсе не соответствует затраченным усилиям! Например, историк может написать: "Президент Рузвельт принял решение о создании атомной бомбы, а президент Трумэн приказал с ее помощью уничтожить Хиросиму и Нагасаки, чтобы положить конец войне с Японией. Эти два дня коренным образом изменили сам характер ведения военных действий". Главное в отрывке - кто и почему совершил то или иное действие, а вовсе не когда (с точностью до недели) это действие свершилось.

Если слишком долго размышлять, сколько времени заняло у Бога сотворение мира (сколько дней или эпох), то мы не увидим главной мысли главы 1 Бытия. Подобные "научные" изыскания уводят толкователя в сторону от главного пути - пути Божьего откровения. Как только мы перестанем спорить о длине дней творения, мы тут же поймем, какое значение эти строки имели для Израиля тех дней. Во-первых, главное в них - не точное описание труда Бога в первые дни, а аналогия, указывающая, как нам следует работать. Эта схема - шесть плюс один (работа плюс отдых на седьмой день) - выделяет субботу из остальных дней недели. Так Бог показывает нам отличие человека от остальных тварей. Человек сотворен по образу Божьему: ему дана власть над миром, мужчина и женщина - венец творения. От своих трудов они отдыхают в субботу - таково правило, ведущее свою историю от сотворения мира (Быт. 2:2; Исх. 20:11).

При сравнении слово употребляют в прямом его значении, но оно воспринимается как образ. Например, когда Иисус назвал Ирода "эта лиса" (Лк. 13:32), Он имел в виду не то, что Ирод - просто животное. Он хотел сказать, что Ирод обладает всем известными качествами лисы. Царь Давид в Пс. 22 говорит: "Господь - пастырь мой". Но имеет в виду не всякого, а лишь заботливого пастыря. Сравнение понятно, потому что люди знают, какие качества присущи "лисе", а какие "пастырю". Поэтому то, что под днем в главе 1 Бытия подразумевается "рабочий день", а не какая-то "эпоха", показывало израильтянам: такую же схему замыслил Бог и для людей - шесть дней труда и седьмой день отдыха.

Привязка Божьей созидательной деятельности к дням недели служит еще одним козырем в споре с язычеством. "То, что акты творения были растянуты на несколько дней, четко отделило этот рассказ от мифов языческих народов. Глава 1 говорит именно об истории, события которой свершались единожды и необратимо" (18) . Глава 1 Бытия резко контрастирует с языческими рассказами о сотворении мира, в которых развитие происходит циклично.

Существуют еще два толкования понятия "дни творения". Археолог П. Дж. Вайзман считает, что это - дни откровения: Бог передавал Моисею рассказ в течение шести дней - каждый отрывок на отдельной скрижали (19) . Он отмечает, что прецеденты подобной литературной формы есть и у других древних народов. Второе мнение таково: глава 1 Бытия была богослужебным текстом, т.е. текстом, используемым во время богослужений, подобно эпосам других народов (20) . Как бы мы ни оценили эти два толкования, они, по крайней мере, строятся на историко-культурном подходе, и их авторы стараются понять, каково же было значение текста для первых слушателей.

Значение главы 1 Бытия

В прошлом веке текст главы сильно пострадал от западных толкователей. Либеральные литературные критики отрицали, что записанный Моисеем рассказ несет на себе печать Божьей власти. Консервативно настроенные богословы изыскивали в тексте намеки на научные теории и полностью забывали о его первоначальном смысле. Представители "левого крыла" богословов, вооружившись ножницами и клеем, напридумывали множество вариантов предполагаемого авторства текста и допускаемых дат его написания. Толкователи "правого крыла", используя научные тексты, напряженно трудились, чтобы их трактовка не отставала от бегущей вперед науки. В итоге, суть главы 1 Бытия настолько замутили, что рядовой читатель сегодня просто теряется в догадках: о чем это все? Можно ли верить первым строкам Библии? Поэтому нам нужно понять: каково значение нашего текста для древнего Израиля, библейского богословия, современной науки и современной церкви.

1. Израиль у подножья Синая. Глава 1 Бытия - это четкое и полное обоснование монотеизма, это слово против всяческих лжерелигий (политеизма, идолопоклонства, анимизма, пантеизма, синкретизма), предрассудков (астрологии и магии), ряда философий (материализма, этического дуализма, натурализма и нигилизма). Просто удивительно, как такое глубокое содержание могло уместиться в столь коротком рассказе (всего 900 слов!), который и до сих пор (вот уже более 3000 лет) понятен представителям всех народов, ибо написан раз говорным языком. Каждый день творения побеждает двух богов из пантеона язычников: богов света и тьмы; неба и моря; земли и растительности; Солнца, Луны и звезд; морских и небесных существ; домашних и диких животных и, наконец, царей, которым тоже поклонялись как богам. Хотя в человеке нет ничего божественного, все люди - от фараона до последнего раба - сотворены по Божьему подобию, и у них всех есть общая задача - хранить Землю.

Для Израиля эти вопросы были делом жизни и смерти. Божьему народу и не нужно знать, как проходило сотворение мира, но ему отчаянно нужно знать Творца. Бог, Который установил с ними завет, - это Творец и Владыка всего мира. Он не похож на языческих богов, которые с трудом создают новое. Он - сильнее всего, что стоит между Его народом и обетованной землей. Он - единственный, Кто достоин поклонения и веры. Рассказ о сотворении мира дает израильтянам надежду на то, что они останутся избранным Божьим народом. Для них учение о сотворении мира - это не космология, а вероисповедание, которое они многократно повторяли в ветхозаветных псалмах и пророчествах.

2. Библейское богословие. И в Ветхом, и в Новом Заветах Божья созидательная сила тесно связана с Его искупительной любовью.

"Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, У кого надежда на Господа Бога его, Сотворившего небо и землю, Море и все, что в них, Вечно хранящего верность" (Пс. 145:5-6). "В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте" (Евр. 1:2-3). Бог - Творец вселенной - это Господь и Судия истории, Ко-торый приходит во Иисусе Христе, чтобы показать Его спасительную любовь и силу. В трех величайших символах веры - апостольском, никейском и халкедонском, - возникших в пылу богословских споров, ясно прослеживается эта связь. Благодаря ей человек наделен творческими способностями, его жизнь имеет смысл, а христиане - уверенность в окончательной победе над всеми формами зла. Таким образом, рассказ о сотворении мира тесно связан и с эсхатологическими чаяниями верующих (учением о конце мира).

Эсхатология - более обширная наука, чем футурология хотя каждый не прочь узнать четкий график грядущих событий. Эсхатология рассказывает о завершении того, что Бог начал в процессе творения. Бог творит через Свое извечное Слово. Через вочеловечивание и прославление того же Слова во Иисусе Христе Он дарует искупление и все ведет к завершению. "Творение - первый шаг, ведущий от Бога, но это одновременно и первый шаг на пути к Богу: чтобы вернуться, нужно пройти весь путь, начавшийся с сотворения мира. Бог сотворил мир с определенной целью, которую дал нам познать в воскресении Иисуса Христа" (21) . Хотя проблема сотворения мира имеет научную и философскую стороны, для богословия она все-таки гораздо важнее.

3. Научные исследования. В главе 9 мы уже отмечали тот весомый вклад, который внесло учение о Боге и сотворении мира в развитие современной науки. Тем не менее, существует определенное направление в современном богословии, которое считает, что библейские представления о природе нуждаются в "демифологизации", а иначе они просто неприемлемы в наш век науки. Нужно сказать, что глава 1 Бытия - первая попытка "демифологизации" языческих культов - показала путь современным "демифологизаторам". Очистив вселенную от всех богов и богинь, рассказ о сотворении мира "разбожествил" природу. В природе нет божественных мест или существ, которых следует бояться и задабривать. Строго монотеистически вера Израиля полностью "демифологизировала" окружающий мир и дала науке возможность изучать и исследовать любой уголок вселенной, не боясь за это наказания высших сил.

Это не значит, что природа не имеет ничего общего с Богом. Она остается Божьим созданием; Бог сказал о ней, что она хороша; Бог хранит и держит ее; она являет Его славу-

Развенчаны мифические персонажи, и сцена опустела - теперь она готова к показу величайшей драмы, драмы об искуплении и новом творении во Христе.

4. Современная церковь. Учение о сотворении мира имеет огромное значение для нынешней христианской мысли и жизни. Глава 1 Бытия поднимает два вопроса, которые касаются каждого христианина, живущего в условиях современной культуры. Во-первых, какие лжебоги правят в нашем обществе и даже в церквях? Они сильно отличаются от божеств, которым приносили жертвы соседи израильтян, но в поклонении мы недалеко ушли от ханаанских языческих народов. Чтобы избежать воздействия теперешних небиблейских философских и религиозных взглядов и суеверий, нужно очень четко понимать суть главы 1 Бытия.

Во-вторых, как следует вести себя христианам - хранителям земли сегодня, когда мы все встревожены состоянием окружающей среды? У экологической проблемы множество аспектов: научный, технический, политический, экономический, социальный, правовой. Библейское учение о сотворении мира и ответственности человека за мир дают нам важнейшие нравственные и этические основания для подобного рода деятельности. Важно и то, как мы понимаем природу. Большинство других религий считает, что мир духовен "сам в себе" или же вообще бездуховен. Но, с точки зрения Библии, природа сотворена Богом: она материальна и играет важнейшую роль в осуществлении Божьих замыслов. Из этого учения вытекают основополагающие принципы, которым в последнее время много внимания уделяют писатели-христиане (22) . Безусловно, церкви нужно крепкая современная богословская доктрина сотворения мира, которая помогла бы определить отношения человека с окружающей средой.

На учении о сотворении мира строится и доктрина о Божьем Провидении, о том, что Бог не оставляет всю тварь заботами, что Он искупил человечество, что сотворит новое не-бо и новую землю. Учение о всемогуществе и всесилии Бога нашло свое воплощение в гимне из последней книги Библии:

"Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Отк. 4:11).

Наши рекомендации