Критика морали у Ницше. Понятие рессентимента.

Рессентимент – злоба и бессилие, у апостола Павла: я делаю то, что ненавижу. Она остается к морали рабов (мы хорошие, враги плохие). Воля к власти как преодоление рессентимента.

“Проклятие христианству” – за враждебным отношением христианства к искусству Ницше ощущает враждебность к жизни. "Перед всякой моралью (в особенности христианской, т.е. безусловной, моралью, жизнь постоянно должна оставаться неправой, так как жизнь по своей сущности есть нечто неморальное".

"Бог умер!" — христианство разрушило трагич. истину жизни, поставив на ее место чистые фикции бога, мораль, грех, искупление, бессмертие. Единств. христианин — Христос, кот. реализовал хриcт. практику, а христиане говорят не о жизни, а о вере. Вера в Бога “парализует”. "Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, вместо того, чтобы быть ее просветлением и вечным ее утверждением!" "христ. церковь обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость... Я называю христианство единым великим проклятием, единой великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести... величайшим несчастием человечества." Аскетический идеал: бедность, смирение, целомудрие – спаситель дегенерирующей жизни, стремящейся удержать себя и борющейся за свое существование. Наука – не антипод аскетического идеала, а новейшая и преимущественная форма его. Оба они стоят на почве преувелич. оценки истины. Аскетический идеал придал смысл бессмысленности страдания.

Негативная задача: на пути творения новых ценностей (утвержд. воли к жизни) Н. столк. с противником в лице совр. христ. мора­ли, поэтому он решает "радикальным сомнением в ценностях ниспровергнуть все оценки, чтобы очистить дорогу". Борьба за освобождение сознания от влас­ти соц. авторитетов под лозунгом "переоценки всех ценнос­тей" — глашатай "евр. нигилизма". Все работы после "Заратустры", явл. такую "переоценку": "По ту сторону добра и зла. Прелюд. к фил-и будущего" и приложение к ней, "К генеалогии морали". Всякая мораль — тирания по отно­шению к "природе" и "разуму": она учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает потребность в огранич. горизонтах, глупость. Огранич. чел развития, медленность, час­тое возвращение вспять обусл. морал. инстинк­том повиновения, культивир. в Европе стадного типа человека, счит. себя единств. возможным типом чело­века вообще. Мо­раль делает его смирным, уживчивым и полезным стаду, это — дух общественно­сти, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, состра­дание и т.п. А то, что возвы­шает личность над стадом — неза­вис. дух, потребн. в одиночестве, чувство достоинства, великий разум и т.п., наз. опасным и злым, в прот. посредственности желаний. Зло – лучшая сила человека, основа добра."Добрые люди никогда не говорят правды."

Два осн. типа морали во всех культурах: тео­рия морали господ и рабов. За совр. состояние общества отв. рабская мораль, она же требует всеобщ. равенст­ва. Т.к. современность зиждется на рабских культ. идеалах, необходима не просто критика, а радикальная пе­реоценка всех евр. идеалов. Евр. путь развития чреват рядом чудо­вищных последствий: девальвация ценностей евр. духовности, "восстание масс", тоталита­ризм и воцарение "грядущего Хама" с нивелировкой человека под флагом всеобщ. равенства людей.

Переоценка традиц. представлений об истине и заблуждении, нет принц. разницы между ними, то и другое носит чисто служебный характер. Всеобщие и необх. истины — лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть, хотя они не произвольны, т.к. опред. чертами человека как вида и его ресурсами. Все понятия опр. полезностью в трансценд. жизн. процессе.

(“Воля к власти”) Оценка культуры с (.) воли к жизни. Против морали и рац-ма. В основе морали – желание (зачастую бессознат.) физич. слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде — замена насилия, др. способ доминировать. Любая рац. аргументация — утверждение воли. В фил. полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет др. Науч. концепции и ценности — субъект. интерпретации, за кот. стоит цель сохранять некие формы жизни.

Наши рекомендации