Глава 4. учение о человеке
Человек интересует философию с первых ее шагов. Исследующая человека философская дисциплина называется антропологией. Она исследует человека более 25 веков, но до сих пор он остается загадкой. В различные исторические эпохи философы давали различные ответы на вопросы: «Что есть человек?», «Чем он отличается от животного?», «Зачем человек живет?», «Как стать счастливым?», и на многие другие, в зависимости от уровня накопленных знаний о человеке.
Так, в античной философии человек понимался преимущественно как существо политическое: Платон и Аристотель, к примеру, рассматривали его с точки зрения роли человека в политической жизни, в управлении делами города-государства (полиса).
В эпоху средневековья человек предстает в философии преимущественно как существо моральное. В соответствии с религиозным догматом о творении человека из праха земного, с последующим вселением души, являющейся божественным началом, человек понимается как двойственное существо, в котором постоянно происходит борьба двух его начал: материального тела (носителя зла, греховности) и божественной души (носителя добра, благодати). Поэтому считалось, что человек на протяжении всей своей жизни находится в ситуации морального выбора между добром и злом.
Эпоха Возрождения находит другого человека – человека эстетического, то есть «человека прекрасного и человека-творца прекрасного». В Новое время философов интересует человек как субъект познания, или рациональный человек, наделенный рассудком и разумом, с помощью которых он познает мир и которыми руководствуется в своей деятельности.
Однако ни в один из названных исторических периодов человек не считался главным предметом философских исследований, критерием истины и точкой отсчета для всех философских построений. Человеку всегда отводилось подчиненное место - он зависел либо от космических законов, либо от Бога. В масштабных философских системах вплоть до XVIII в. философии человека уделялось немного места. Положение дел изменилось, благодаря уже упоминавшемуся немецкому философу И. Канту. Кант построил свою философию не как исследование независимого от человека мира, а как исследование человеческих способностей (чувственности, рассудка, разума и способности суждения), применяемых в различных областях деятельности (в изучении природы, в практической деятельности и в области искусства). Он стал первым из крупнейших философов XVIII в., кто показал зависимость философской и научной истины от человека, от его познавательных и творческих способностей. Он, таким образом, продвинул философию к новому пониманию человека, его места в мире, характерному для ХХ в. Кант считал именно человека главной целью познания, а все остальные области философского исследования (онтологию, гносеологию и т.п.) наделял подчиненным антропологии значением.
Философская антропология обобщает результаты многих специальных наук о человеке (физиологии, психологии, медицины, педагогики, социологии), включает их в единую философскую картину мира. При этом, философия не является простой суммой научных знаний о человеке, так как она находит в нем свое измерение, дает ответы на такие вопросы, на которые частные науки ответа не дают: «Что делает человека человеком?», «Как организовать жизнь так, чтобы всем людям жилось лучше?», «Как избежать войн?», «От чего зависят человеческие качества, характер человека?», «Свободен ли человек в своих поступках?» и т.д. Одним из важнейших является вопрос о происхождении человека на Земле, называемый проблемой антропогенеза (по-гречески, «антропос» означает «человек», а «генезис» - «происхождение», «рождение»).
В традиционной философии и до 2-й половины ХIХ века сложилось представление о человеке как существе биологическом, разумном и социальном. Причем, считалось, что биологическое целиком подчинено разумному, а разумное обслуживает потребности социального. Исследуя человека, традиционная философия закрепила существование в нем трех начал в терминах «человек», «индивид» и «личность».
Человек обозначает разумное живое существо, занимающее высшую ступень эволюции живой материи, обладающее качествами, свойственными всем людям, он являетсясубъектом общественно-исторической деятельности и культуры.
Слово «индивид» указывает на другую сторону людей, этим термином, производным от латинского слова individuum («неделимое»), обозначаетсяотдельный человек, в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом, обладающий особыми качествами, не сводимыми к общим родовым характеристикам человека.
Термин«личность» фиксирует особую сторону человека. В традиционной философии под личностью понимается человек как носитель сознания и других специфически человеческих качеств (например, совести, воли, чувства прекрасного и т.п.), а также как субъект истории. Понятие личности появилось в средневековой философии, до него его место занимало понятие души.
Человек в качестве биологического живого существа долгое время рассматривался как вершина эволюции живого, как «царь природы». Поэтому и ответ на вопрос «Откуда взялся человек?» искали в науках о природе - в естествознании. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882) в опубликованной им в 1871 г. работе «Происхождение человека и половой отбор» предложил эволюционный подход к объяснению выделения человека из животного царства. Дарвин на материале ископаемых останков доказывал, что человек является результатом постепенного развития (эволюции) приматов (высших животных, отряд которых включает обезьян и полуобезьян). Эволюция же стала следствием внутривидовой борьбы за выживание, которая постоянно ведется не только у приматов, но во всех видах живых организмов.
Идею о роли борьбы в эволюции Дарвин заимствовал у английского экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (1766-1834). Взяв идею борьбы за основу, Дарвин сформулировал известный принцип естественного отбора, гласящий, что в истории развития живой природы хуже приспособленные виды вымирали, а лучше приспособленные - выживали.Применив теорию естественного отбора для объяснения происхождения человека, Дарвин в упомянутом труде написал: «...человек произошел от какой-нибудь ниже организованной формы»1. Естествоиспытатель нигде не говорит, что человек произошел от обезьян. Напротив, он отмечает, что хотя высшие обезьяны гораздо более похожи на человека, чем на низших представителей своего подотряда, у них в истории эволюции был свой предок2.
Эволюционная теория Дарвина и была использована философами для решения проблемы происхождения человека, причем философами, стоящими на разных мировоззренческих позициях: как атеистами, так и религиозными мыслителями. Рассмотрим в самых общих чертах два варианта решения проблемы происхождения человека.