Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

План

1. Работа с понятиями.

2. Проблема познаваемости мира в истории философии.

3. Основные виды познания.

4. Познавательные способности человека.

5. Диалектика чувственной и рациональной сторон познания.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

П. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

Работа с понятиями.

Агностицизм- направление в теории познания, отрицающее познаваемость мира. Скептицизм- философское направление, выдвигающее сомнение в качестве

принципа мышления (особенно сомнение в надёжности истинности). Познание- это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование; это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Знание- объективная реальность, данная в создании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Употребляется в значениях: а) Способности, умение, навыки, которые базируются на осведомлённости как что-либо сделать, осуществить; Ь) Любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация; с) Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношений человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Интуиция- способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Проблема познаваемости мира и философский скептицизм.

Вопрос «Познаваем ли мир в принципе?» относится к числу «вечных». В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен (если сравнивать с той же Вселенной) и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. В попытке решения данной проблемы можно обозначить два варианта решения:

1) мир познаваем таким, какой он есть на самом деле. Эта позиция называется
гносеологическим оптимизмом. Её разделяли все философы-рационалисты Нового времени
(Р. Декарт, Г. Гегель) и сторонники марксистской философии.

2) достоверное познание предметов, их сущности невозможно. Сторонники данной
парадигмы делятся на агностиков (Д. Юм, И. Кант), отрицающих саму возможность
получения объективно истинного знания, и скептиков, ставящих под сомнение
достоверность результатов процесса познания.

Например, основатель античного скептицизма Пиррол (ок. 365 - 275 до н. э.) считал достоверным чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным); заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Например: «Мне кажется, что это яблоко сладкое» - правильное суждение (истина), а суждение «Это яблоко сладкое» -неправильное (заблуждение), ибо найдётся человек, которому данное яблоко покажется, например, кислым. Поэтому, чтобы не попасть впросак, надо воздерживаться от категоричных суждений.

Философ Нового времени Д. Юм полагал, что причинно-следственные связи суть психический феномен. Есть наша привычка, что за одним явлением следует другое, эта связь фиксируется в ощущениях. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем.

В основе теории познающего субъекта И. Канта лежит следующее утверждение: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И сколько бы мы ни проникали вглубь явлений, наше знание всё же будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе. Мы не можем познать суть вещей, мы никогда не узнаем, каковы предметы на самом деле. Нельзя сравнивать то, что находится в сознании, с тем, что лежит за его пределами, трансцендентно ему. Всё, что содержится в мыслях и чувствах, имеет «примесь» субъективности. Внешний мир, подобно страннику, стучится в храм разума, возбуждает его к деятельности, оставаясь в то же время под покровом неведомого: ведь он не может, в самом деле, войти в этот храм, не подвергшись при вхождении деформации. И разум вынужден только догадываться о том, каков же этот странник, придумывать его образ, который оказывается чем-то кентаврообразным: что-то от самого странника, а что-то от нашей человеческой природы. Из этого описания видно, что источником агностицизма неизбежно является гипотеза о трансцендентности сознания.

Итак, Кант, во-первых, поставил здесь вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта, во-вторых, признал, что действительность всегда выводит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их. Кроме того, он констатировал, что мир познается только в формах его данности человеку. Именно последнее обстоятельство и позволило философу утверждать, что мы познаём явление вещи а не вещь как она существует сама по себе. Это утверждение, будучи абсолютизированным, создаёт непроходимую пропасть между сознанием и миром и ведёт к агностицизму.

Одним из источников агностицизма является гносеологический релятивизм -абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: всё в мире скоротечно, истина - и на житейском, и даже на научном уровне - выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признаётся заблуждением. У истины, как у лекарства, есть срок годности.

Примером крайнего релятивизма может служить учение античного философа Краткла (2-я пол. V в. - нач. IV в. до н. э.), считавшего, что всё в мире изменяется столь быстро, что в нём нет ничего абсолютно устойчивого. Поэтому, говорил он, нельзя даже назвать тот или иной предмет, животное или человека, ибо, пока мы будем произносить слово, они уже изменятся и не будут тем, за что мы их принимаем. Кратил советовал во избежания заблуждения молчать и лишь в случае самой крайней необходимости указывать пальцем.

Во второй четверти XIX в., в результате бурного развития физиологии, ученые обратили внимание на то, что не существует однозначной связи между свойствами предметов и органом, в котором возникают ощущения, (например, электрический раздражитель способен вызвать вкусовые, зрительные и другие ощущения - всё зависит

от природы органов чувств). Для немецких физиологов И. П. Мюллера (1801 - 1858) и Г. Гелъмгольца (1821 - 1894) данный факт стал основанием для философского агностицизма.

На рубеже XIX - XX вв. возникла философская концепция конвенционализма [виднейший представитель - французский математик и философ Анри Пуанкаре (1854 -1912)], согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учёными.

Агностицизм - это гипертрофированная форма скептицизма. Скептик признаёт принципиальную возможность познания, но выражает сомнение в достоверности знания. Агностик лее утверждает: «Я не знаю, что это такое и никогда не узнаю».

Агностицизм опровергается практикой: учёные создают теории, эти теории подтверждаются опытами, на основе этих теорий инженеры строят успешно работающие механизмы, машины и проч.

3) Основные виды познания.

Все виды знания (и формы познания) можно разделить на две группы, рациональные (житейское, научное и практическое) и иррациональные (художественное и религиозное).

1. Житейское познание (и знание). Оно основано прежде всего на наблюдении и
смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным
жизненным опытом , чем с абстрактными научными представлениями. Базирующееся на
здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной
основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой.
Пример: народная медицина.

2. Научное познание. Оно предполагает не только констатацию и описание фактов,
но также их объяснение. Учёные ищут ответ на вопрос: почему то или иное явление
протекает именно таким образом. Научное знание - это законы, устанавливающие связи
между явлениями или событиями. Научное знание не терпит бездоказательности: то или
иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное знание
- это, прежде всего, объяснительное знание.

3. Практическое познание. Этот вид познания тесно связан с предыдущим. Здесь
главной фигурой является инженер. Если учёные открывают законы, то инженеры
создают новые вещи (приборы, устройства, компьютерные программы, промышленные
технологии и т. д.) на основе уже известных законов (принципов). В этом смысле
политиков-реформаторов, например, можно назвать социальными инженерами: они
изменяют общество в соответствии с социологическими, историческими и прочими
закономерностями.

4. Художественное познание. Оно обладает определённой спецификой. Его
отличительные черты: образность (вместо понятийности), целостность и отсутствие
разделения на субъект и объект. Механизм художественного познания заключается в
самоотождествлении субъекта с изучаемым объектом. Это - иррациональное познание
(попробуйте пересказать содержание картины, стихотворения или кинофильма!), это не
только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира
душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем,
продумывание с новых точек зрения прежних жизненных решений - решений героев
художественного творения или собственных жизненных поступков. Этот опыт -
познавательный, эмоциональный и этический - создаёт связь поколений в общем потоке
всемирной истории.

5. Религиозное познание также специфично. Истины веры открываются только
глубоко верующему человеку. Их постижение возможно лишь в изменённом состоянии
сознания, достигаемом при помощи медитации. [Медитация - погружение разума в мир, в
предмет, сосредоточенность на чём-то одновременно с элиминацией (исключением)
любых внешних помех, препятствующих максимальной концентрации внимания на

предмете.] Основным методом постижения истин веры христианские теологи называют откровение (т. е. постижение истины в результате напряжённого самоуглубления индивида). Интересующиеся данной проблемой могут почитать монографию У. Джемса «Многообразие религиозного опыта» - СПб., 1992.

Наши рекомендации