Федеральное государственное образовательное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Челябинский филиал
2015/2016 учебный год
кафедра «Философия, история и право»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
1. Предмет философии и ее функции. Философские вопросы в жизни современного человека.
2. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии.
3. Мировоззрение как социокультурный феномен. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.
4. Философия как форма духовной культуры. Философия и экономика.
5. Возникновение философии. Философия Древнего мира.
6. Специфика античной философии и основные этапы ее развития.
7. Материалистические и диалектические идеи в учениях ранней античности. Проблема первоначала.
8. Афинская школа философии: Сократ, Платон и Аристотель.
9. Эллинистическо-римская философия: стоицизм, эпикуриизм, неоплатонизм.
10. Возникновение, основные этапы, характерные черты и проблемы средневековой философии.
11. Спор об универсалиях: реализм и номинализм в средневековой европейской философии.
12. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
13. Характерные черты философии Возрождения.
14. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время.
15. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
16. Дуализм и рационализм Р. Декарта.
17. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека.
18. Основные идеи социальной философии Просвещения ( Франция XVIIIв.).
19. Классическая немецкая философия (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах) и ее открытия.
20. Основные идеи марксистской философии.
21. Философский позитивизм в XIX – XX веках.
22. Постклассическая философия XIX – начала XX в. (А.Шопенгауэр, Фр.Ницше и др.).
23. Возникновение, основные этапы развития и характерные черты русской философии.
24. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской – философии.
25. Теория «культурно-исторических типов» Н.Данилевского.
26. Проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского.
27. Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX – начала XX в. Философские и социально-экономические взгляды В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова.
28. Марксистская философия в России: этапы развития, основные идеи и представители.
29. Современная философия: главные проблемы и тенденции философии ХХ века.
30. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
31. Бытие как проблема философии. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория.
32. Движение способ существования материи
33. Пространственно-временные характеристики бытия
34. Идея развития в философии.
35. Основные принципы, законы и категории диалектики.
36. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм их сочетания и гармонизации.
37. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности.
38. Проблема сознания в философии.
39. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания.
40. Многообразие форм познания и типы рациональности.
41. Проблема истины в философии и науке. Познание и практика.
42. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки.
43. Научные революции и смена типов рациональности.
44. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
45. Философское понимание общества и его истории. Природа и общество.
46. Гражданское общество, нация и государство.
47. Динамика и типология исторического развития.
48. Основные концепции философии истории.
49. Человек и мир в современной философии. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
50. Смысл жизни: смерть и бессмертие.
51. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
52. Экономика как объект философского анализа. Проблемы философии экономики в истории общественной мысли.
53. Философия экономики как мировоззренческая, теоретико-методологическая и аксиологическая основа моделей современной экономической деятельности.
54. Экономика и информационное общество. Экономика и глобализация.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ