Юность Цицерона. Цицерон как оратор и начинающий философ.

ЦИЦЕРОН, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106—43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лации, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. Квинт Туллий Цицерон) получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее — Муций Сцевола Понтифик. Его учителями были такие столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Цицерона пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79—77 гг., Цицерон уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию. Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Цицерона. По возвращении в Рим Цицерон активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. — претором, в 63 г. — консулом. В том же 63 г. Цицерон раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Цицерона уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Цицерон вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51—50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфянами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Цицерон выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалом в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Цицерон предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Цицерон переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Цицероном филиппиками (см. Демосфен), он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике — юном Октавиане (см. Август). По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Цицерон был убит 7 декабря 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. Литературное наследие Цицерона включает в себя речи, сочинения по риторике, философские трактаты и письма. Речи иллюстрируют 30 лет его чрезвычайно деятельной жизни (81—43 гг.). Они были тщательно подготовлены к публикации. Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от фактически произнесенных. Стиль отчетливо эволюционирует: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, с характерными длинными периодами, через «средний» стиль — более умеренный, тоже с украшениями, однако менее патетический, Цицерон пришел к совершенно простому и лишенному украшений «аттическому» стилю. Но ему удавалось в зависимости от характера речи и от аудитории использовать их все. Речи Цицерона отличали эрудиция, полет и юмор. Их воздействие основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы, изобилующей старательно подобранными стилистическими средствами. Из ораторского наследия Цицерона сохранилось 58 речей целиком или большей частью и 20 фрагментов. Исходя из характера этих речей их можно было бы разделить в самом общем виде на судебные и политические. Наиболее известные из первых — В защиту Квинкция (Pro P. Quinctio; 81 г.), первая опубликованная речь на гражданском процессе, отмеченная чертами азиатской манеры, и речи на процессе против Вереса (70 г.), наместника Сицилии в 73—71 гг., который допустил там великие злоупотребления. Процесс против Вереса включает: Речь против Квинта Цецилия (In Q. Caecilium), подставленного Вересом на роль обвинителя; Первая речь против Вереса (In Verrem actio I), после которой Верес был осужден на изгнание, и Вторая речь против Вереса (In Verrem actio II) в 5 частях. Эта последняя, никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и представляет важный документ для установления методов эксплуатации, используемых администрацией провинций. Ее четвертая часть под заглавиемО статуях (De signis) приводит обзор произведений искусства на Сицилии. В защиту Мурены (Pro Murena; 63 г.), шутливая, весьма удачная в стилистическом отношении. В защиту поэта Архия (Pro Archia poeta; 62 г.) содержит среди прочего восхваление поэзии и науки. Из речей политического характера первая — это О предводительстве Помпея (De imperio Gn. Pompei; 66 г.) в войне с царем Понтийским Митридатом. Речи против Катилины (In Catilinam orationes IV; 63 г.), разоблачающие разорившегося аристократа, предводителя готовившегося в Риме переворота. Этих речей было четыре. Из них наиболее известна первая. Она отличается совершенным владением так называемым средним стилем.Речи против Антония (In Marcum Antonium orationes Philippicae; 44 г.), которых было четырнадцать, произнесенные в Сенате и перед народом с целью спасения погибающей республики, страстные и полные оскорблений, вновь становятся патетическими. Сочинения по риторике касаются теории красноречия: подбора материала, манеры произнесения, стиля, языка и интеллектуальной подготовки оратора. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Цицерона Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носят следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Об ораторе (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Исократ). Цицерон соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Цицерон нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Цицерон изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Цицерон возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Цицерон излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Цицерон написал в 54—51 и 46—44 гг. В соответствии с духом времени, Цицерон был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Панетием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Цицерон признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. В обширном творчестве Цицерона внимания заслуживает Республика (De republica; 54—51 гг.) в 6 книгах, сохранилась только часть произведения, в том числе окончание, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). Цицерон развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О законах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские беседы (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Цицерон оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Цицерона, посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Цицерон поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Цицерона состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Цицерона нам известны почти 1 000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включают в себя переписку Цицерона с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Цицерону. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68—44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Цицерона к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего — возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60—54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Цицерона к брату Квинту и среди них — первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанный в ответ на письмо брата для Цицерона, когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту(Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержат корреспонденцию Цицерона с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Цицероном; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Цицерона отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Цицерона. В письмах Цицерон предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Цицерона. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под названием Феномены, расширенного Цицероном за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Цицерона во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Цицерона на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Цицерона достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Цицерон, называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Цицерона и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - "Об ораторе", "Брут, или о знаменитых ораторах", "Оратор" - памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.

В теории познания Цицерон склоняется к скептицизму, считая, что нет критерия для отличия реальных представлений от нереальных. Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях, как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство. Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство?

Теория красноречия Цицерона занимает среднее положение между азианизмом и умеренным классическим аттицизмом. В трактате "Об ораторе" он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы и за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих и хороших ораторов мало, потому, что красноречие - нечто такое, что даётся труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Он пишет: "В самом деле, ведь здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединяться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость, как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю древности, чтобы черпать из неё примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне ещё распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец, что сказать мне о сокровищнице всех познаний - памяти? Ведь само собою, разумеется, что если наши мысли и слова, найденные и обдуманные, не будут поручены ей на хранение, то все достоинства оратора, как бы они ни были блестящи, пропадут даром".

Цицерон считает, что основа ораторского искусства, прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня. Красноречие - это искусство, но труднейшее из искусств.

Действующими лицами своего диалога, авторитетом которых Цицерон подкреплял своё мнение, были учителя его молодости, лучшие ораторы предшествующего поколения Лициний Красе и Марк Антоний, а также их ученики - Сульпиций и Котт, и менее значительные лица. Он поддерживает Платона и Аристотеля в том, что речь внушительная, отвечающая чувствам и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора. В этих суждениях сказалось психологическое направление исследования ораторской речи: "Кому, например, неизвестно, что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращаться к кротости и жалости? Но достичь этого красноречия может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие её вспыхивать и успокаиваться".

Какие же условия для оратора важнейшие? Во-первых, природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание. Во-вторых, изучение ораторского искусства (теория). В-третьих, упражнения (практика). Собственно, в данных утверждениях нет ничего нового, поскольку об этом писал ещё Аристотель. Тем не менее, Цицерон старается синтезировать предшевсвующие теории, осмыслить их, и на их основе создать обобщённую теорию ораторского искусства.

В первой части работы "Об ораторе" Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. "Если же речь идёт о том, что по-настоящему превосходно, - пишет Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учён и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем. Если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования". Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести её за собой.

И в других трактатах Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. В его риторических трактатах ясно прослеживается отношение к философии и праву, как к части ораторского образования и воспитания. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы утверждали, что риторика не есть наука, риторы утверждали обратное. Красе действующее лицо диалога предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.

Цицерон отмечает, что все другие науки замкнуты каждая в себе самой, а красноречие, то есть искусство говорить толково, складно и красиво, не имеет никакой определённой области, границы, которой сковывали бы его. Человек, берущийся за ораторское искусство, должен уметь сказать решительно обо всём, что может встретиться в споре между людьми, иначе он не может посягать на звание оратора.

Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет три рода речей: выступление на форуме, Выступление в суде на гражданских делах и разбирательствах, хвалебные речи. Однако Антоний, говоря о видах красноречия, указывает, что нецелесообразно к судебному и политическому красноречию приравнивать малопрактическое хвалебное красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых случаях ставит дискуссионные вопросы и не даёт на них чёткие ответы. Это мнение может выразить одно действующее лицо, другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.

Вот как по Цицерону происходит формирование оратора: "Итак, можно сказать: человеку даровитому, который заслуживает поддержки и помощи, мы передадим только то, чему научил нас опыт, дабы он под нашим руководством достиг всего, чего мы сами достигли без руководителя; а лучше этого обучить мы не в состоянии". Основное - дар слова, который необходимо развивать постоянно.

Цицерон анализирует построение судебной речи, которая должна доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем мы выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону. Он останавливается на типах доказательств и их применении. Автор рассуждает о страстях, возбуждаемых речью. Раздел о возбуждении страстей изложен им подробно, ибо практически большая часть речей ораторов, и в частности его самого, строилась с учётом воздействия на психику слушателей, но теоретически идеи воздействия не были обобщены. Цицерон показывает превосходство психологического подхода к красноречию.

Он пишет о юморе и остроумии, которые плохо укладываются в риторическую схему. Классификация юмора не всегда последовательная, иллюстрируется примерами из римской ораторской практики и попутными практическими комментариями Цицерона. Он, таким образом, пытается уложить теорию юмора в рамки классической риторики, хотя сам убеждён, что юмор - свойство природное и ему научить нельзя.

Обязанность оратора заключается в следующем:

найти, что сказать;

найденное расположить по порядку;

придать ему словесную форму;

утвердить всё это в памяти;

произнести.

Как видим, Цицерон придерживается установившейся классической схемы, согласно канону которой, даётся пятичастное деление риторического процесса, то есть весь путь " от мысли к звучащему публичному слову". Кроме того, в задачу оратора входит

расположить к себе слушателей;

изложить сущность дела;

установить спорный вопрос;

подкрепить своё положение;

опровергнуть мнение противника;

в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положение противника.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора - это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи - чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. "Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчёркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке /…/, существует с одной стороны, такие недостатки, которые стараются все избегать, например, голос слабый, женственный или как бы немузыкальный, неблагозвучный и глухой. С другой стороны, есть такой недостаток, которого иные сознательно добиваются: так, некоторым нравится грубое мужицкое произношение, ибо им кажется, что оно вернее придаёт их речи оттенок старины".

В понятие чистоты языка входила нормативность речи ("Ясно, что для этого нужно говорить чистым латинским языком…"), то есть использование нормативного произношения и нормативных морфологических форм и конструкций. Но этого мало.

Цицерон замечает: "Ведь никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то, что за оратора, и за человека-то не считают". Далее Цицерон суммирует требования, которые предъявляют к речи оратора, считая, что если его речь удовлетворяет им, то он приближается к идеальному оратору, действующему в нужном направлении на аудиторию: "Кем восторгаются? Кого считают, чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, развёрнуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, - одним словом, красиво. А тот, кто так владеет речью, как требует важность предметов и лиц, тот немалой заслуживает похвалы за то, что можно назвать уместностью и соответствием с предметом".

Интересно философское рассуждение Цицерона о нравственности и красноречии: "Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать всё, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор, и она служит ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды её превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять её с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенным этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие".

Здесь Цицерон, пожалуй, впервые ставит так широко вопрос об образе оратора. Слово, искусство красноречия связано с личностью говорящего, через них выражается ум, эрудиция оратора, его знания, опыт, а также воля, которая действует на слушателей через речь. Красноречие - это высшее проявление нравственной силы человека. Следовательно, чем нравственнее человек, тем, по мнению Цицерона, красноречивее. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. Только в таком случае речь может принести людям удовлетворение. Если же силой слова будут пользоваться люди нечестные, то это сильное оружие попадёт в руки безумцам, которые могут направить его во зло.

Философский подход к слову, как благу и аду, как орудию честных и нечестных людей, даёт возможность взглянуть на теоретические изыскания Цицерона под углом гуманистического направления риторического искусства, го высшего назначения в качестве выразителя общегуманитарных идей. Не случайно Цицерон силу слова связывает с мудростью, отмечая, что эту науку мыслить и говорить, эту силу слова древние называли мудростью. " Ведь в старину-то наука, - замечает он, - как видно, одинаково учила и красному слову, и правому делу; и не особые учителя, но одни и те же наставники учили людей и жить, и говорить".

Цицерон неоднократно подчёркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы - материал действительно громадный и важный. Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит, прежде всего, как бы из некой её общей свежести и сочности: её нежность, её учёность, её благородство, её пленительность, её изящество, её чувствительность или страстность, если нужно - всё это относится не к отдельным её частям, а ко всей совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения и блёстки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения.

Цицерон - против слащавости и вялости речи, - за то, чтобы она была и динамична, и красива, и приятна, но её приятность должна быть строгой. Она выделяет слова простые, употребляемые обычно, среди которых тоже должен производиться отбор, и решающим при этом должно быть слуховое впечатление (избегать затасканных и приевшихся слов, пользоваться яркими, в которых есть полнота и звучность), выделяет малоупотребительные и новообразованные слова, а также слова в переносном смысле. Автор в трактате "Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своём практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее плотно изложил в этом трактате.

Трактаты "Брут" и "Оратор", написанные в 46 году до н.э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге "Об ораторе". Обосновывает он это направление и сточки зрения исторической (в "Бруте"), и с точки зрения теоретической (в "Ораторе"). В диалоге "Брут, или о знаменитых ораторах" Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке, с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив, стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие их идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического прогресса и постепенного восхождения красноречия от ничтожества к совершенству. Красноречие для Цицерона - по-прежнему не самоцель, а лишь форма политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана с судьбой государства. Цицерон считает, что развитие римского красноречия определяется, прежде всего, внутренними причинами - широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов, он ещё раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате "Об ораторе"

"Оратор" - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: "Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был". В этом трактате больше всего Цицерон говорит о словесном выражении и о ритме, что диктует его стремление доказать аттицистам - а именно по этим вопросам шёл спор - свою правоту: он стремился отстоять своё право на величественный и пышный слог, отведя упрёки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трёх стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя.

Цицерон видит красоту речи в её свежести, сочности, нежности, учёности, благородстве, пленительности, изяществе, страстности, причём "цветы слов и мыслей" должны распределяться в речи "с разбором". Словесные нагромождения, речь, расцвеченная чрезмерно яркими красками, не доставляет длительного удовольствия, пресыщает слушателей, раздражает их. По этим взглядам Цицерона нельзя было причислить ни к аттицистам, ни к азианцам. Он создал свой собственный стиль и требовал разумного употребления "цветов красноречия". Он продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил и критически переосмыслил взгляды на ораторское искусство теоретиков и практиков красноречия, путём тщательного анализа сопоставил различные точки зрения, создал свою теорию.

Заключение

Проповедуя идеал оратора, Цицерон видел в ораторе гражданина высокой культуры, постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением истории, интересом к философии, праву, этике и эстетике. Нельзя забывать и о том, что риторические труды Цицерона стали образцом для всех, изучающих законы красоты слова в эпоху Возрождения и в последующие века.

На все времена сохраняется завет Цицерона: "Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты, и грацию великих актёров".

Цицерон считал, что красноречие развивается постоянными упражнениями. Своё мастерство он объяснял не столько талантом, сколько неустанным трудолюбием и самообучением. Мнение о Цицероне отражено в словах прославленного преподавателя и теоретика риторики в Древнем Риме Квинтилиана: "Небо послало на землю Цицерона для того, чтобы дать пример, до каких пределов может дойти могущество слова".

Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

3. Цицерон-политик. Подавление заговора Катилины.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народ. При этом он подчеркивает, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Марк Туллий Цицерон. Избранные сочинения. М., 2000. - С. 231. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, "общий правопорядок". Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового государства". Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе.

Аристотель заметно повлиял на введенье философа в трактовке Цицероном роли семьи, как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 2005. - С. 384

Появление государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они носят божественный характер и основаны на справедливости.

Наши рекомендации