Конкретно-всеобщая теория развития и единый закономерный мировой процесс

I уровень - абстрактно-всеобщая диалектика (базовый уровень) - основные принципы, законы, категории восходят к Гегелю, уточнена Марксом. Эта теория описывает развитие вообще (только общего), без относительно ко всему многообразию Þ применение этой теории относительно к отдельным областям реальности. Исходя из законов ее нельзя определить, например человек. В этом ее ограниченность (не объясняет конкретной области реальности). Этот уровень раскрывает развитие вообще. Он необходимый, но не достаточный.

II уровень - Конкретная всеобщая диалектика: в отличие от абстрактной описывает развитие общего и в сжатом обобщенном виде все многообразие особенного. Эта диалектическая теория имеет стыковый характер (на стыке философии и частных наук). Сквозная идея - идея единого закономерного мирового процесса, т.е. идея последовательной закономерной смены основных форм материи. Наметки данной концепции у Гегеля, затем у Энгельса, II половина XX в. - отечественная философия (Кедров). При анализе данных форм материи можно выделить ряд диалектических закономерностей.

1. высш. формы материи возникают из низших (хим. из физ., живое на осн. хим).

2. низшая форма материи сохраняется в высшем во включенном в него виде в качестве основания высшего.

3. низшее сохраняется в качестве среды высшего, в невключенном в него состоянии.

4. высшее зависит от низшего как от своей основы из среды, но всецело определяет характер развития низшего, а $ по собственным законам.

5. закон интегративного характера высшего - предыд. уровни развития вкл. в высшее в неком иерархическом мире (соподчинение) (в чел. физ. и хим. процессы). Мировой процесс - многоплановый, многолинейный. Выделяется магистраль развития. Но! Есть и тупики: линия включенного низшего; линия невключенного низшего.

6. закономерность аккумулятивного характера мирового процесса. Все основное содержание предыдущего развития накапливается в высшей форме материи. Эта закономерность указывает на качественный характер.

7. с количественной стороны - закономерность комергентного характера развития. Суть: высшая форма материи возникает на основе части низшей формы материи. По мере эволюции вещество (его объем) утрачивается, теряется.

8. закономерность оптимального характера перехода новых форм материи. Высшие формы возникают на основе не предельного (max), а на основе оптимально развитого низшего.

9. всеобщий генетический закон - в процессе своего возникновения высшие формы материи в ускоренном виде повторяют все предыдущие этапы развития.

Проблема познания в философии

“Человек стал человеком, когда стал познавать мир”.

Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”.

Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)

бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.

Субъект, объект, предмет познания

Субъект познания – носитель или источник познавательной деятельности.

Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты.

Объект познания – то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается.

Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии.

Предмет познания – признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно – познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания.

Агностицизм и его причины

Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Причины агностицизма:

1. Объект познания очень сложен;

2. Сложность объекта познания;

3. Исходные метологические принципы.

В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе.

Наши рекомендации