Список тем для эссе - размышлений

(Свободный выбор)

1. Один из главных триумфов новейшей математики, по мысли Рассела, заключается в открытии, в чем действительно состоит математика. – А в чем состоит философия?

2. «Философия – это состояние, которое возникает в процессе разговора о том, что есть философия». – Как Вы можете развернуть эту мысль?

3. Был ли И.С. Бах несостоявшимся Л. Ван Бетховеном, а Афины несостоявшимся Римом, а Платон – недоразвитым Аристотелем? – Возможен ли прогресс в философии?

4. «Философия – это некоторое состояние путаницы, в которой мы умны», - говорили древние. – Поясните эту мысль!

5. Гомера обманули, согласно притче, мальчишки, которые ловили блох, говоря, что, то, что увидели и схватили, то потеряли, а что не увидели и не поймали, то носят в себе. Самое близкое и истинное мы носим в себе, хотя и не увидели, и не поймали как блоху. Философия – это то, что мы носим в себе. – Как Вы это поясните?

6. «Философия всегда несвоевременна». – Какое основание имел М. Хайдеггер так сказать?

7. «Философия – это усложнение жизни в поисках простоты». - Вы согласны с этим? Аргументируйте свою позицию.

8. Что значит «смотреть разумом»?

9. Незнание – предмет философии: философия как профессиональное незнание. – Покажите, что это так.

10. «Философия – это пространство, в котором воссоздается мыслящий» - Каково Ваше понимание сказанного?

11. Литература, искусство, мифотворчество как зазеркалье, «светотень» философии. – Поясните Ваше понимание этого положения.

12. «Движения нет, - сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. – Является ли «хождение» философским аргументом?

13. «Справедливость есть число, помноженное на себя». – Что сказал Пифагор?

14. По Демокриту «бесстыжего человека воспитать нельзя» - Почему?

15. «Учись гораздо больше стыдиться себя, чем других» - Как понимать Демокрита?

16. «Жизнь Сократа как философская проблема» - Продемонстрируйте Ваше понимание данного тезиса.

17. Чем отличается мудрый человек от немудрого, если оба они, как утверждал Сократ, не знают ничего основательного?

18. Что сказал Сенека: «Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства, Луцилий!»?

19. На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие не знают». – Кто «знает», что нужно?

20. Однажды, когда к нему вошел Ксенократ, Платон попросил друга выпороть раба, объяснив, что он бы и сам это сделал, если бы не был в гневе. – В чем Вы видите мудрость этой притчи?

21. «Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди», - Что советовал Сенека?

22. «Учить хорошо читать меня». – Что советовал Ницше?

23. «Интеллигент – это тот, кто имеет совесть и вкус». – Как это понимать?

24. Античный афоризм: «Искусство - в умении скрыть искусство». – Что это значит?

25. М. Хайдеггер: «Мысль – это всегда одиночество». – Почему?

26. Гораций: «Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы». – Почему?

27. «Быть человеком – это значит постоянно каждый раз рождаться заново» - Разверните эту мысль.

28. «Плохие люди, - по мысли философа, - выигрывают, когда их лучше узнают, а хорошие теряют». – Почему?

29. Что значит «быть жадным в своем бескорыстии»?

30. Почему, по утверждению мудрецов, опаснее всего те люди, которые не совсем лишены ума?

31. Может ли стремление к свободе привести к новому рабству?

32. «Мысль не выражается, а совершается в слове». – Что сказал Л. Выготский?

33. «Где надежда, там боязнь: боязнь полна надежды, а надежда полна боязни». – Докажите справедливость этого утверждения.

34. Почему самые большие глупости люди совершают обдуманно?

35. Что такое честь, достоинство?

36. «Хочешь быть счастливым, научись страдать». – В чем Вы видите справедливость этого высказывания?

37. «Здесь и сейчас» - главная заповедь морального постулата. Завтра быть доброжелательным не имеет значения, как «нельзя уснуть на вчерашней добродетели». Вчерашняя добродетель ничего не значит. Человеческие вещи или человеческие институты отличаются тем свойством, что они сами по себе не существуют – они все время, непрерывно рождаются. – Как Вы это понимаете?

38. Петрарка: «Тот, кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем». – Что может быть объяснением этой точки зрения?

39. «Порок – лучшее украшение добродетели». – Что сказал В. Ключевский?

40. «Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать и так далее до самых темных глубин». – Как можно истолковать слова Ф. Кафки?

41. «Человек всегда приносит истину в жертву своему тщеславию, удобству, выгоде. Он живет не истиной, а фикцией». – Что сказал С. Моэм?

42. «Убейте Вашу совесть, советуют мудрецы, – это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни». – В чем Вы видите справедливость этих слов?

43. «Интеллигент – это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». – Что сказал Ю. Нагибин?

44. «Свобода, совесть, честь – причина самих себя». – Как Вы можете обосновать эту мысль философа?

45. Можно ли ложью открыть истину?

46. Понимание как понимание невидимого. – Обоснуйте этот тезис.

47. Что похвальнее: дать мало от малого или дать много от много?

48. «Те, кто придают столько значения фактам, оказываются в положении, когда не могут считаться с законами. Тот, кто видит факты, не видит законов». – Что сказал М. Пруст?

49. Не нравиться дурным людям – это похвально или нет?

50. «Истины, - как утверждает В. Гроссман, - высказываются наполовину, но до чуткого ума доходят целиком». – Каким образом?

51. «Философствовать, - говорил Цицерон, - это приготовлять себя к смерти». – В каком смысле?

52. Почему так поучительны ошибки мудрого человека?

53. «Лучшие наши друзья – наши враги». – В каком смысле?

54. Что для Вас значат слова: «Честь имею»?

55. «Плохо бывает до революции и после революции, а хорошо только в самый ее момент». – Как Вы это объясните?

56. «Если мы можем быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью». – Что может быть объяснением слов Монтеня?

57. «Бог раскрывается внутри творения» - Что сказал М. Хайдеггер?

58. «Человеку дан мозг, чтобы думать и выживать, но природа наша слаба и сменится еще не одно поколение, пока мы научимся понимать законы добра и зла. А мудрость – не хвост, не рука, не нога, в первый день у младенца ее нет, и неизвестно, будет ли. Она есть в искусстве. Счастлив тот, кто может угадать это в дни юности и познать в зрелости». – Как Вы можете объяснить эту мысль Л. Костомарова?

59. Как Вы понимаете слова Ф. Искандера: «Лакей познается не в лакействе, а в дерзости»?

60. «Каждый стоит ровно столько, стоит то, о чем он хлопочет». – Как вы понимаете слова Марка Аврелия?

ДОПУСКАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕМЫ СТУДЕНТОМ, ПРИ УСЛОВИИ СОГЛАСОВАНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная.

Алексеев, П. В. Философия : учебник по курсу "Философия" для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. - 588 с.

Селиверстова, Н. А. Основы философии: учебное пособие / Н. А. Селиверстова; под ред. проф. В. Н. Дуденкова. – СПб. : СПбГТИ (ТУ), 2011. – 188 с.

Философия: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Миронова. – М. : НОРМА, 2008. – 928 с.

Философия: учебник для вузов по нефилософским спец. / ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина. – 4-е изд. , стер. – М. : Гардарики, 2008. – 829 с.

Хрестоматия по философии : учебное пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак. ; сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 574 с.

Дополнительная

Бессонов, Б. Н. История философии : учебник для студентов вузов нефилософских специальностей / Б. Н. Бессонов. – М. : Юрайт ; М. : ИД Юрайт, 2010. – 278 с.

Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 622 с. - (Золотой фонд российских учебников).

Кузнецов, В. Г. Словарь философских терминов / В. Г. Кузнецов. – М. : Инфра-М, 2009.

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. – М. : Мысль, 2000-2001

Русская философия: энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина – М. : Алгоритм, 2007. – 736 с.

Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005 – 528 с.

Философия : учебник / А. Ф. Зотов и др. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 688 с.

Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров : В 2 ч. : Часть 1 : учебник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ ; под общ. ред. Ф. Д. Демидова. – М. : Изд-во РАГС ; М. : Издат. дом "ИНФРА-М", 2010. – 432 с.

Философия : хрестоматия – М. : РАГС, 2006. – 768 с.

Философия : энциклопедический словарь / под. ред. А. А. Ивина – М. : Гардарики, 2009. – 1072 с.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение – М. : АСТ, 2008. – 800 с.

Хрестоматия по философии – М. : Проспект, 2008. – 576 с.

Хрестоматия по философии : Учебное пособие / Составитель Г. В. Алексеев. – М. : Проспект, 2005. – 576 с.

Вспомогательная

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Приложение

Образец титульного листа

Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ивановский государственный политехнический университет

_________________________________________________________

Кафедра философии и социально – гуманитарных дисциплин

Эссе на тему:

«Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.

Выполнил студент

____________ учебной группы

__________________________

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

(фамилия, имя, отчество)

__________________________

Оценка ___________________

Иваново 2016

Наши рекомендации