Изменения проявлений атомов

Итак, мы видим, что тела или объекты, составленные сочетаниями атомов, в определенном смысле отличаются от самих атомов, а в другом отношении совершенно идентичны им. Проявление атомов в составе тел отличается от изменения положения атомов по отношению к друг другу. Поэтому можно сказать, что изменение проявления тел или объектов указывает лишь на изменение состояния совокупности атомов, а существование являет собой некое изменение проявления тел вследствие изменения положений атомов. Первое суть заключительная фаза изменения в самой субстанции, ибо проявление объекта – это лишь явный аспект проявления бытия атомов. Вьяса утверждает: дхармасварупаматрохи дхармаха, дхармивикрийяивайша дхармадвара прананкьяте. Зачастую изменения в объекте – теле, куске ткани, дереве – становятся заметными только на продолжительном интервале времени. Однако за этим стоит непрерывное изменение в проявлениях атомов, что и сделало видимым результат, для достижения которого невозможно мгновенное изменение. Все тела постоянно изменяются по наличному составу атомов и их проявлений. Минимальный масштаб времени, кшана, отмечает изменение всей вселенной. И каждый момент малого отрезка времени есть проявление того или иного частного изменения. Время в философии Йоги не обладает отдельным существованием, как в Вайшешике. Оно идентифицируется с минимально возможным изменением – сменой положения атома в своей области пространства. Такое проявление именуется дхармой (атрибутом), а частная агрегация атомов или гун, на котором основание это проявление, именуется дхармин (субстанция). Изменение [61] в проявлении называется поэтому дхармапариньяма (изменение атрибутов).

Опять-таки, изменение проявления можно рассматривать под двумя, несколько другими и весьма примечательными углами. Эти две точки зрения называются лакшанапариньяма и авастхапариньяма. Рассматривая отдельную группу атомов в теле, можно увидеть, что все изменения, которые произойдут с ней в будущем, уже существуют в латентном состоянии. Все предыдущие изменения при этом не утрачиваются, а переходят в сублатентное состояние. Прошлое не стирается целиком, оно хранится в той конфигурации атомов, что представлена в настоящем. Не будь прошлых изменений, не наступило бы настоящее. Настоящее скрывает в себе прошлое точно так же, как будущее скрывается в настоящем. Настоящее имеет бытие ровно настолько, насколько оно раскрыто прошлыми событиями, ушедшими ныне в сублатентное состояние.

Именно по этой причине мы видим, как тело начинает жить и как оно умирает. Рождение или смерть, таясь в череде изменений, дают особый окрас существованию, именуемый лакшанапариньяма. Наблюдается три стадии любого проявления: непроявленное с бытием исключительно в будущем, проявленное настоящее и прошедшеее, утерянное из виду, но сохраненное во всех стадиях эволюции. Поэтому, говоря, что некий объект еще не существует, уже существует или более не существует, мы имеем в виду лакшанапариньяму, запись истории объекта в будущем, настоящем и прошлом – трех различных сторонах единого бытия, дающих различные качества в виде непроявленного, проявленного и прошедшего, но сохраненного.

Далее, часто бывает, что несмотря на постоянное изменение объекта по причине непрерывной замены атомов, его составляющих, перемены идут совершенно незаметно для всех – для всех, кроме йогинов. Структура изменилась, [62] но как это произошло, мы не знаем по причине слишком грубого восприятия. Заметив два отличимых состояния объекта, второе из которых, скажем, выглядит как разрушенное первое, мы понимаем, что объект подвергся распаду в определенном интервале, когда актуальное ушло в сублатентное, а потенциальное устремилось к актуализации. Это и называется авастхапариньямой, или изменением состояния, которое, однако, неотличимо в материальном смысле от лакшанапариньямы и является лишь ее видоизменением. Именно по этой причине любая субстанция зовется новой, или старой, растущей или распадающейся. (* 20. (…санскрит…))

Теперь взглянем еще раз на соотношение дхармина (субстанции) и дхармы – качества или проявления дхармина.

Дхармин, или субстанция, есть то, что остается общим для латентных (прошедших, или шанта), вызревающих (настоящих, или удита) и непредсказуемых (будущих, или авьяпадешья) характерных качеств субстанции.

Субстанция (например, земля) обладает способностью существования в форме песчинок, комков глины или кувшина, в котором можно носить воду. Взяв, к примеру, комок глины, можно помыслить о его предыдущей (латентной) стадии в форме песчинок и о его будущей (непредсказуемой) стадии в форме кувшина. Земля в данном случае является общим элементом для всех трех стадий, реализуемых в силу определенной активности и последующих за ней изменений. Земля в этом процессе присутствует всегда и может рассматриваться как дхармин, характеризуемое, субстанция, а ее различные состояния суть дхармы, или качества. Когда дхармин, или субстанция, подвергается определенным изменениям, например из глины лепится кувшин, она проходит процесс дхармапариньямы, или изменения качества. [63]

Но дхарма формы кувшина, как можно предположить, сама должна подвергнуться некой перемене, поскольку она возникла из состояния относительного небытия, латентности или непредсказуемости. Это называется лакшанапариньяма дхармы, или группы качеств, составляющих гхата. Гхата в свою очередь подвергается новому изменению – обновлению или старению в зависимости от того, порождается она или движется к распаду. Это называется авастхапариньяма, или изменение состояния. Два эти процесса неотделимы, впрочем, от дхармапариньямы, являясь ее аспектами, так что можно подумать, что дхармин, или субстанция, напрямую подвергается дхармапариньяме и косвенно лакшана- и авастхапариньяме. Однако дхармин подвергается лакшанапариньяме напрямую. Объект, испытывающий лакшанапариньяму, может рассматриваться и с другой точки зрения – под углом изменения состояния, а именно, роста или распада. И хотя атомы кшити, ап и т.д. остаются неизменными, они постоянно испытывают изменяющее их конфигурацию воздействие в направлении от неорганики к растениям и далее к животным телам, а затем обратно в неорганику. Имеет место постоянная циркуляция перемен, при которой атомы кшити, ап, теджаса, вайю и акаши, оставаясь сами по себе неизменными, подвергаются дхармапариньяме и видоизменяют формы от неорганbrb к растениям и животным и обратно. Различные состояния, или дхармы, неорганики и т.д., будучи латентными, актуальными или завершенными, испытывают лакшанапариньяму. И есть также авастхапариньяма, при которой состояние (например, растения) обладает вектором к росту или угасанию и распаду.

Такое понимание циркуляции космической материи в общем применимо к любым объектам – кувшину, ткани и пр. Порядок эволюции при этом, например, таков: крупицы земли, комья глины, глиняный кувшин, осколки кувшина и вновь крупицы земли. Для всей субстанции характерен только один эволюционный порядок и его различные состояния сменяются последовательно и незамедлительно, не оставляя промежутков. Таким образом, мы видим, что одна и та же субстанция может без конца подвергаться последовательным переменам характеристик. И с этой переменой характеристик, или дхарм, есть лакшанапариньяма и авастхапариньяма как старое или новое, [64] как незаметное глазу изменение в направлении роста или распада. И Вачаспати приводит по этому поводу следующий замечательный пример:

Крестьянин делает запасы риса на много лет вперед, и частично этот рис становится таким хрупким, что рассыпается в пыль от малейшего прикосновения. Но с рисом нового урожая такое невозможно. Поэтому следует допустить, что изменения, происходящие в последовательные моменты, начинаются от самых незаметных и продолжаются до вполне очевидных. И требуется немало времени, чтобы с объектом стало происходить то же самое, что и со старым рисом.

[122]

Наши рекомендации