Классификация этических направлений
Классификация этически направлений часто осуществляется по следующим признакам.
1) По представлению о смысле жизни.
В этом случае выделяют следующие этические направления:
Гедонизм. Приверженцы этого направления считают «смысложизненным ориентиром» удовольствие, наслаждение. Истоки нравственности видятся в природе, а не в Божественной воле. Представителями гедонизма считаются Аристипп и Гегесий (4 в. до н.э.), Г. Гоббс и Д. Локк (15 – 16 в.в. н.э.), З. Фрейд и Дж. Сантаяна (20 в.) и др.
Аскетизм. Цель аскетизма – подавление, компрометация чувственных влечений. Чувствительная жизнь – неистинна, греховна. Изощрённые аскетические практики стремления покинуть «этот» мир демонстрируют представители джайнизма в Древней Индии, некоторые гностики 1-3 в.в. н.э., христианские святые и др.
Эвдемонизм. Согласно этому направлению, смысл жизни – в естественном стремлении человека к счастью. Эвдемонизм может выступить как вид гедонизма (Эпикур, Лукреций – высшее удовольствие). Однако, античная идеалистическая мысль не отождествляет счастье с чувственным удовольствием (Платон, Аристотель). Эвдемонизм присутствует в этике Дюма, у французских энциклопедистов (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.), у Ж.Ж. Руссо. В современной этике встречаются элементы эвдемонизма (фелицитология).
Ригоризм. Главный принцип – подчинение воли человека нравственному закону. «Человек живёт не для радости, а для совести». Этика ригоризма – этика долга. В античной философии это «киники» и «стоики», в Новое время – это учение Н. Канта.
Утилитаризм. Главной нравственной ценностью считается польза. Утилитаризм пропагандировали древнегреческие софисты. В Новое время, с развитием буржуазных отношений, этика утилитаризма достигла своего расцвета, и это имело прогрессивный характер. Способом решения противоречия между частным и общим интересом стала теория разумного эгоизма (Г. Гельвеций). Сторонниками теории разумного эгоизма были Н.Г. Чернышевский (Россия), Н. Бентам, Дж. Миль (Англия), прагматик У. Джемс (США) и др.
По способу обоснования морали.
На основании представлений философов о природе нравственности выделяются следующие направлен:
Идеализм. Предполагается божественное, сверхъестественное обоснование нравственности. На первых этапах развития этика была тесно связана с религией. Последователи атеистических учений (Сократ, Демокрит и др.) подвергались гонениям. Даже в эпоху Нового времени свободомыслие не поощрялось. Можно выделить два течения идеализма: пантеизм и монотеизм. Пантеизм учение об истинном Боге, как о некоей божественной силе, безличном первоначале, (безличное – первично, личность, даже божественная – вторична). Монотеизм – вера в первичность и единственность Бога-творца. К монотеистическим религиозным учениям относятся философия египетского философа Эхнатона (16 в. до н.э.), иудаизм, христианство, ислам.
К идеалистическим направлениям в этике относят субъективный идеализм (нет реальности вне человеческого сознания и независимо от человеческого сознания) и автономную этику Н. Канта
Натурализм. Нравственность выводится из естественной природы мира и человека. Для натурализма значимы земные ценности. Человеку следует реализовывать себя в этой, а не загробной жизни. Кроме этики гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, к натуралистическим направлениям следует отнести «теорию нравственного чувства» (А. Смит и др.), а также эволюционистов Г. Спенсера, П. Кропоткина и др.
Социальный историзм. Это теории, рассматривающие природу морали в сфере социальной деятельности. Нравственные нормы определены деятельностью людей и зависят от уровня социально-экономического развития общества. Такой подход характерен для старших софистов Древней Греции, для Г. Гоббса, для марксизма.