Развитие речи (от 2 лет до 2 лет 6 мес.).
1. Ваш малыш должен обязательно проявлять возросшую речевую
активность, инициируя короткие диалоги. Сначала они могут
быть очень простыми и происходить в специально
подготовленной взрослым ситуации. Например, мама «забывает»
поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка кушать
вместе со всеми. В такой ситуации маленький ребенок будет
вынужден обратиться с просьбой или вопросом ко взрослому.
Если малыш не может найти «нужных» слов, незаметно помогите
ему, задав общий вопрос: «У всех есть тарелки? У кого нет
ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста,
еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?» Форма такой «помощи»
может варьироваться в достаточно широких пределах в
зависимости от индивидуальных речевых способностей ребенка и
особенностей его поведения, но в любом случае сама обстановка
общения должна быть ориентирована именно на словесную
просьбу - обращение, а не на протест или недовольство,
выраженное с помощью возгласов или указательных жестов. В
качестве образца правильного речевого поведения можно
продемонстрировать малышу диалог между родителями, если
мама «забудет» положить папе вилку или ложку.
2. Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения, притом
не только те, которые, как правило, употребляют все дети ( я,
мне, мое). Важно, чтобы малыш учился различать, кто «он», а кто
«она», где «твое», а где «его». Для этого можно задавать ребенку
вопросы типа: «Мальчик - это «он» или «она»? А мама - это «он»
или «она»? А лисичка - это «он» или «она»». В русском языке
родовые различия между одушевленными предметами выражены
соответствующей формой личного окончания глагола в
прошедшем времени. Дети после 2 лет уже неплохо «помнят» действия, которые произошли недавно, например, с героями детской сказки. Поэтому можно обращаться к ним и с «замаскированным» вопросом: «Лисичка у бежала или медведь убежал? Он убежал или она убежала?»
3. Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомится медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте её, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве - улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы...(летят)....» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов (очень...любит, совсем не...боится, быстро-быстро ...бежит). Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга: когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «И», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его (Мишка мед любит и на дерево .... Пчелы увидели медведя и на него ....). Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим «приглашением» ребенка его продолжить (Мишка по лесу идет и...).
4. Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка
употребление разнообразных прилагательных. Многие молодые
родители ошибочно полагают, что самым важным для ребенка
является умение назвать цвет предмета. Это глубокое
заблуждение! Ваш малыш, прежде всего, должен освоить такие
качественные прилагательные, как «большой - маленький»,
«горячий - холодный», «хороший - плохой» и т.п. Эти слова
выражают не только понимание малышом основных
характеристик знакомых ему предметов их окружающего мира,
но и его эмоциональное отношение к ним. Собственно
обозначение цвета словами закрепляется в речи значительно
позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между
собой. Очень часто, даже хорошо говорящие дети предпочитают
называть все цвета одним, особо «полюбившимся» им названием,
например «желтый» или «синий». Подождите немного: Ваш
малыш начнет лучше рисовать, станет просить у Вас карандаши,
вот тогда Вы сможете выучить с ним названия не только
основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их
оттенков.
5. Обратите особое внимание на произношение Вашего ребенка.
Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые
многосложные слова, например «халатики, вафельки, бусинки».
Понаблюдайте, как Ваш ребенок произносит губно-губные и
губно-зубные (п, б, м, в, ф ) согласные, достаточно ли активно
смыкаются его губы. Очень часто у детей, рано перешедших на
искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая,
но это становится заметно именно после 2 лет, когда словарь
ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова
ребенок начинает как бы «мямлить», четкость его произношения
резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова. Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа (ва-ва-ва), и он успешно справится и с произнесением звука («в») в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимого по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно ( игра «пулемет» - д-д-д), и если это у Вас получится, попробуйте учить слово по слогам. Обязательно учитывайте при таком обучении возрастные особенности Вашего ребенка, завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить нужное лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого «Тебе это надо?» («Да, на-до!»).
6. Дети после двух лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже. («Где твоя книжка? - «На столе!»). Если Ваш малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» -не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны Вашему малышу, может ли он «спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек», умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги («Достань машинку из ящика! А мячик спрятан в сумочке). Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).
7. Помните, что артикуляционные возможности Вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может «рассказать» внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть Вашего ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвальбой маленького «собеседника»
Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для Вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо будет употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что Ваш малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только Вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельное произнесение коротких фраз и воспроизведение знакомых текстов сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого).
Развитие речи (от 2 лет 6 мес. до 3 лет).Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка - это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст
«почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).
В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка. Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи подражательные образцы взрослых речевых моделей, вдруг начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода), все другие: «Я вижу папу, стулу, окну». Этот в целом носит позитивный характер, потому что он свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению.
Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении, однако взрослым не следует мешать детям в их «экспериментах», а, наоборот, своими вопросами или специальными «оговорками» они должны направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы - не ребенки, а ребята, у кошки - не котенки, а ...котята»).
1. 1.Для того, чтобы Ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот -коты; дом - дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос - носище - носик),
принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в «усеченной» форме («маленькая - маленька»), однако сейчас необходимо сосредоточить все ваше внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. В этом возрасте малышу еще может быть недоступно произнесение некоторых согласных (ж, ш, р), но все гласные он уже давно умеет говорить правильно. Поэтому все возможные неточности в произношении окончаний, их искажения или пропуски в самостоятельной детской речи должны привлечь Ваше пристальное внимание. Помогите Вашему малышу «услышать» нужное окончание в слове с помощью вопроса: «Машина какая?»и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив в своем произношении нужную часть только что произнесенного ребенком слова: «Молодец! Машина красная!» 2. Обратите особое внимание на то, как Ваш ребенок понимает и использует в своей речи возвратные глаголы (моет - моется, купает - купается). Если малыш говорит сравнительно неплохо для своего возраста, но в то же время он плохо освоил навыки самообслуживания, то трудно ожидать от него хорошо овладения возвратными формами глагола в собственной речи. Зато активному, инициативному ребенку, который часто употребляет слово «сам!», будет легко объяснить разницу между практическим значением слов «одевать» и «одеваться» и быстро научить использовать эти слова в различных ситуациях.
3. Раньше ребенок говорил о событиях только в настоящем
времени, теперь ему доступно употребление и форм наиболее
распространенных глаголов в прошедшем времени, а также и
«предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует
перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто
взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как
хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо
сложные для этого возраста задания типа: «Расскажи, что ты
будешь делать летом, на даче у дедушки». Предполагается,
что малыш «вспомнит» прошлое лето и расскажет о своих
планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще
очень ограниченны, не переоценивайте его возможности!
Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш
вопрос, или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных
попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать
речевой негативизм или нервный срыв у Вашего малыша!
4. Постарайтесь при чтении детских текстов (сказок, рассказов,
стихов) привлекать внимание ребенка к стандартным
оборотам и выражениям типа: «ласковые руки», «густые
волосы», «умные глаза». Объясняйте детям значения этих слов
и стимулируйте употребление таких выражений при ответах
на вопросы по прочитанному тексту. В дальнейшем,
освоенные таким образом фразеологические обороты прочно
войдут в самостоятельную речь вашего ребенка, сделают ее
более распространенной и эмоционально - окрашенной.
5. Не требуйте от детей сразу отвечать на Ваш вопрос
распространенным предложением. Речевые возможности
маленьких детей ограничены не только трудностями усвоения
некоторых форм речи (монолог) в данном возрасте и
спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов позволяет ребенку не только исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но в наибольшей степени предохраняет ребенка от риска возникновения запинок в его самостоятельной речи.
6. Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее
воспроизведение может нарушаться только в новых или
непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в
подборе таких заданий! Вашему малышу в 3 года еще совсем
необязательно уметь произносить такие слова, как
«экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед»
должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием
прохлопывания «трудных» слов и выучите некоторые их них с
Вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые
звуки должны обязательно звучать и в «трудных» словах.
Например, если Ваш малыш говорит слово «сани», то значит
надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так,
чтобы звук «с» различался при его произношении.
Учитывайте, что ребенку наиболее сложно освоить
произношение звука в стечениях (СТ, КС, СК), если они
расположены в середине слова.
7. Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской
поликлинике, которую все дети обязательно должны пройти
по достижении 3 лет, обращается внимание не только на такие
характеристики речи Вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.
Заключение
В заключение, хотелось бы еще раз обратить Ваше внимание на тот факт, что речь малыша развивается стадиально, невозможно «перепрыгнуть» какой-то из этих этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если Вы заметили какие-то трудности в формировании речевого общения с Вашим ребенком, то лучше не ждать 3 лет, а проконсультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала пройти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследования головного мозга: эхоэнцефалографию (М-эхо), реоэнцефалографию (РЭГ), чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие Вашего ребенка. Затем следует обратиться на консультацию к детскому
психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, которое включает индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития Вашего ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения у Вашего ребенка.
Вы можете предварительно сориентироваться в возрастных требованиях к развитию речи ребенка раннего возраста по таблицам в Приложении, однако они носят только ориентировочный характер, и окончательное заключение вы можете получить только после консультирования вашего ребенка у логопеда - специалиста по раннему возрасту.
Не откладывайте эту консультацию! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. При поздних сроках обращения вы рискуете потерять время, слушая бесполезные «советы», что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только время будет упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом.
В Приложении мы приводим опросник для родителей. Опросник для родителей, рекомендуется заполнять маме ребенка раннего возраста в 1 г., 1.З.М., 1.6.. 1.9., 2.0. В зависимости от индивидуального темпа речевого развития одни дети осваивают все слова из приведенного в опроснике перечня уже к двум годам, другие - справляются с этой задачей ближе к 2,5 годам.
Краткую версию опросника (Опросник для родителей: самые-самые первые слова) лучше использовать, если ваш малыш только начинает говорить и его словарный запас еще очень невелик. Ближе к 2 годам целесообразно работать с более полной версией опросника, т.к. объем слов, который ребенок понимает и может произнести самостоятельно к этому возрасту значительно увеличивается.
Анализ этого материала поможет вам проследить за динамикой лексического развития Вашего малыша, а, в случае необходимости, позволит специалисту - логопеду систематизировать ваши сведения о раннем речевом развитии ребенка. Если у Вас возникнут любые проблемы с речевым развитием вашего ребенка в возрасте до 3 лет, лучше сразу проконсультировать ребенка у логопеда - логопедическая помощь малышу в этом возрасте своевременна и очень эффективна.
Вы можете записаться на консультацию в лабораторию логопедии Института коррекционной педагогики (095- 245-11-83), где одновременно вы сможете пройти обследование и у других специалистов (невропатолог, психолог, дефектолог).