Место и роль юриста в формировании основ правовой государственности.

В самом широком социальном плане труд юристов, как и право, является важнейшим средством интеграции общества, устранения возникающих в нем конфликтов. Юристы, с одной стороны, способствуют преодолению противоречий в правовом развитии общества путем приведения законодательства в соответствие его новым потребностям, а с другой — устраняют конфликты между различными субъектами общественных отношений, предполагающих правовое опосредование. Во всех случаях юристы стимулируют с помощью правовых средств процессы интеграции в различных сферах и на различных уровнях социальной организации.

Одним из важнейших условий устойчивого развития российского общества, осуществляемых в нем преобразований является правовое обеспечение интеграционных процессов. Оно предполагает прежде всего эффективное правовое регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства и практики его реализации, укрепление законности и правопорядка, заметное усиление борьбы с преступностью.

Законность и правовая культура юристов, являясь относительно самостоятельными социальными явлениями, находятся в тесной и неразрывной связи. Прежде всего это объясняется тем, что они имеют единую историческую обусловленность. В современном же правовом демократическом государстве становится особенно очевидным, что законность и профессиональная правовая культура находятся в неразрывной связи не только с государством и правом, но и с культурным уровнем общества. Это обусловливается и проистекает из зависимости государства и права не только от экономики, но и от уровня культуры.

Можно проследить и относительно самостоятельную взаимообусловленность и взаимосвязь законности и профессиональной правовой культуры. Необходимо исходить из того, что повсеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка — основная социальная цель юристов. Можно говорить о единстве и общности социальной цели правового регулирования и профессиональной деятельности юристов. Вместе с тем можно выделить специальную, вытекающую из функционального содержания труда цель юридической социально-профессиональной группы — нормальное функционирование самого механизма правового регулирования.

В свою очередь обеспечение режима законности в обществе во многом зависит от состояния юридической социально-профессиональной группы. Это обусловливается социальным предназначением юристов, их местом и ролью в правовой жизни общества, в преодолении возникающих трудностей и противоречий. Следует подчеркнуть, что роль юристов в этом процессе исключительно важна и значима, поскольку именно на юристов во многом ложится социальная ответственность за состояние действующего законодательства, практику его реализации, борьбу с отклонениями от установленного правового порядка. Успех профессиональной деятельности юристов во многом зависит от уровня их правовой культуры

Правовая культура юристов выступает прежде всего как один из видов групповой профессиональной культуры, являясь составным элементом культуры общества. В строго научном смысле под профессиональной правовой под профессиональной правовой культурой понимается правовая культура носителем, которой являются юристы, профессионально занимающиеся юридической деятельностью.

Правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. В связи с этим, основной задачей юристов является разрешение конфликтных ситуаций в обществе и участие в правовом воспитании граждан.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта: систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Юристы приобщают людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Кроме того, в социальном плане сущность юридической профессии, труда юристов заключается в обеспечении функционирования механизма правового регулирования. Само же это регулирование выступает в качестве одного из инструментов управления государством, обществом, процессами, которые в них протекают.


56. Тоталитарная модель соотношения интересов государства, общества, личности.

Этатистская доктрина (от государства - к человеку)

В политической концепции Платона разработанатоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного верховенства государства над индивидом. Государство, руководимое царем или аристократией, призвано регламентировать всю жизнедеятельность человека, следить за правильностью его мыслей и верований. В такой системе человек подобен марионетке, управляемой божественными законами, и соответственно вопрос об автономии личности и политическом творчестве заведомо исключается. Человек выступает лишь объектом власти.

Основные положения современной этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного начала по отношению к личному (индивидуальному) началу, связаны, главным образом, с марксистским учением о государстве и могут быть сведены к следующему.

Главная движущая сила общества - борьба классов. Эта борьба должна завершиться победой пролетариата и установлением нового общественного строя - социализма и, в конечном счете, - коммунизма. Это невозможно будет достичь без уничтожения самого государства, которое есть орудие насилия над человеком. Однако, искусственно такое уничтожение невозможно. Государство будет отмирать постепенно, пока не исчезнут классы. Поэтому новое социалистическое (пролетарское) государство, возникающее после пролетарской революции и должно решить эту задачу постепенной ликвидации классовых различий. Исходя из этой глобальной задачи, новый тип государства рассматривается как важнейший фактор социалистических преобразований, которому должны быть подчинены все и вся в обществе. Государство - первично в обществе, всё остальное - вторично, производно. Человек есть объект государственного воздействия.

Демократия - явление классовое. В демократические процессы включаются не все (буржуазия исключается). Права и свободы соотносятся только с победившим классом - пролетариатом. Об универсальности прав и свобод речи нет. Власть пролетариата, а тем самым его права и свободы могут быть обеспечены только лишь насилием по отношению к тем, кто этого не признает (к "врагам народа"). "Чистой демократии", то есть демократии для всех, нет и не может быть никогда, это все буржуазные выдумки" (В.И. Ленин).

Раскрепощение личности, которая сможет жить при коммунизме, марксизм видит в преодолении индивидуализма, в растворении личности в государстве, а индивидуальных интересов - в классовых (государственных). Движущая сила общества - не интересы отдельного индивидуума, а интересы классовые. Поэтому "гражданское общество" - враг коммунизма, враг пролетарского, социалистического государства, ибо в гражданском обществе индивид ощущает себя личностью, самостоятельной силой, противостоящей государству. Личность в марксизме - "родовая личность", то есть не индивидуальность, а нечто размытое и включенное в классовое отношение. Отсюда и неприятие понятия "правового государства", которое не может не признавать значение отдельно взятой личности, отдельного человека самого по себе.

Отношение к частной собственности в марксизме - резко отрицательное. Частная собственность - основное зло для общества, государства и отдельного человека. Именно в ней кроется главная опасность, поэтому ее уничтожение - основная задача после победы пролетарской революции. Утверждение и защита государственной собственности - вот цель нового государства.

57. Либеральная модель соотношения интересов государства, общества, личности.

Либеральная доктрина (от человека к государству)

Либеральная доктрина взаимоотношения государства и человека, будучи весьма неоднородной по своему содержанию и характеру включаемых в нее представлений и положений, далеко не однородна, в своем классическом варианте была разработана и развита в трудах Гуго Гроция, Шарля Монтескье, Джона Локка, Бенедикта Спинозы и многих других мыслителей - представителей естественно-правовой школы правопонимания. Современная трактовка либерализма западного толка, обладая своеобразием, обусловленного нынешним уровнем цивилизационного развития человечества, все же принципиально не отличается от классического подхода. Но все же главное в ней, что составляет собственно либеральное ядро доктрины, - идея свободы личности, ее автономии по отношению к государству, возможности пользоваться неотъемлемыми правами на жизнь, собственность, свобода самоопределения и др. Действительно возникнув в лоне естественно-правовых воззрений, в последующем либеральная доктрина постепенно была воспринята и представителями юридического позитивизма. Это, в частности, выражается в том, что естественные права человека, а тем самым определенный приоритет индивидуальной свободы перед государством, воплотились в юридических документах - от Декларации независимости США и Билля о правах до Всеобщей декларации прав человека.

Основные положения рассматриваемой доктрины таковы.

Для человека, личности главное - свобода. Именно свобода является и средой обитания человека, и важнейшей жизненной ценностью для него. В сфере свободы человек избирает вектор своей жизни, реализует свои интересы и пристрастия. Если раньше человек выступал по отношению к государству как его подданный, то признание свободы предполагает разрыв с таким отношением. Именно свобода превращает подданного в гражданина, у которого теперь совершенно новые принципы взаимоотношений с государством. Человек (гражданин) теперь равноправен с государством.

Свобода личности органически связана с равенством, неотделима от него. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Права человека представляют собой систему благ и условий, без которых становится просто невозможным нормальная жизнедеятельность человека, его индивидуальное развитие, его свободный выбор и самоопределение.

Стремление к личной автономии, свободе самоопределения в сфере гражданского общества обусловило выдвижение проблемы цели государства и границ его деятельности. Государство объявляется теперь как инструмент для обеспечения "общего блага", защитником прав и свобод человека от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны, в том числе и со стороны самого государства. В то же время остро ставится вопрос об ограничении власти государства (деятельности государства), способного превысить свои полномочия при обеспечении защиты прав и свобод, а тем самым вмешиваться по своему усмотрению в эту область.

Разумеется, представленными положениями либеральная доктрина не ограничивается. Но, во всяком случае, квинтэссенцией либерального мировоззрения выступает постулат о человеке как высшей ценности. При этом со всей очевидностью следует, что все остальное, включая и государство, - это лишь инструменты, средства охраны и защиты той самой высшей ценности.

Наши рекомендации