Философские аспекты учения Будды.

Теперь мы рассмотрим это учение немного подробнее.

Молодой Сиддхарта был поражён увиденными картинами страданий человека – болезнью, старостью и смертью. Впоследствии просветлённый Будда признал, что всё, порождённое привязанностью к земному, есть страдание. Подобного рода пессимизм присущ практически всем индийским религиозно-философским учениям. Кратковременность всех удовольствий сводит их на нет, а боязнь их потерять превращается в источник страха и страдания. В этом состоит первая благородная истина Будды.

Наличие страданий, как мы сказали, признаётся всеми индийскими мыслителями, но в определении страдания они расходятся. Будда объяснял происхождение зла при помощи особой концепции естественно-причинной связи, известной как пратитья-самутпада. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного – все вещи имеют причину и зависят от определённых условий. Так как все вещи имеют причину, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание. Земные страдания возникают из факта рождения. Если бы человек не родился, он не знал бы этих тягостных состояний. В свою очередь, рождение обусловлено стремлением к становлению, силой слепого стремления или предрасположения к рождению. Это стремление вызывается нашей умственной приверженностью к земным вещам. Эта приверженность, в свою очередь, возникает из нашей жажды наслаждаться предметами внешнего мира. Причиной этой жажды является наш предыдущий чувственный опыт, который мы получили в прошлом существовании. Однако чувственный опыт невозможен без соприкосновения с объектами. В свою очередь, это соприкосновение обусловлено наличием у человека шести органов познания, т.е. пяти органов чувств и ума. Наличие этих шести органов внешнего познания зависит от телесно-духовного организма, который составляет существо человека. Этот организм не мог бы развиться во чреве матери и родиться, если бы он был мёртв, т.е. лишён сознания. Сознание, которое входит в эмбрион ещё во чреве матери, является только результатом впечатлений нашего прошлого бытия. А последняя ступень нашей прошлой жизни содержит в концентрированном виде все впечатления предшествовавших деяний. Впечатления, которые ведут к новому рождению, вытекают из неведения истины. Если бы преходящая, полная страданий природа земного существования была познана человеком вполне, тогда бы у нас не могло возникнуть кармы, вызывающей новое рождение. Следовательно, главная причина стремления к новому рождению – неведение.

Итак, если устранить условия, порождающие страдание, то прекратится и само страдание. Освобождение от страданий достижимо уже в этой человеческой жизни, если будут выполняться определённые условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре стадии сосредоточения к совершенной мудрости (мы об этом поговорим чуть позже), он освобождается от власти земных страстей. Человек порывает узы, связывающие его с миром, и становится свободным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, т.е. почтенным лицом. Чаще это состояние освобождения называется нирваной.

Достигнув совершенной мудрости посредством сосредоточенного размышления, освобождённый человек вовсе не должен вечно оставаться погружённым в размышление и отстраниться от участия в жизни. Сам Будда после достижения нирваны вёл деятельную жизнь. Будда указывал, что существуют два рода поступков: одни совершаются под влиянием привязанности, ненависти и ослепления, а другие – без влияния этих аффектов. Поступки первого рода усиливают нашу жажду жизни и привязанность к ней и рождают семена кармы, вызывающей перерождение. Поступки второго рода совершаются с пониманием подлинной сущности бытия, лишены привязанности и не порождают кармы. Нирвана не представляет собой угасания всякой жизни. Нирвана избавляет человека от перерождений, однако это не означает, что освобождённый после земной смерти не пребывает в какой-либо иной форме.

Сам Будда не дал ответа на вопрос о том, продолжает ли существовать лицо, достигшее нирваны. Молчание Татхагаты могло означать, что состояние освобождения невозможно объяснить понятиями человеческого опыта.

Достигший состояния нирваны наслаждается покоем уже в этой жизни. Этот покой не похож на какое-либо из удовольствий, порождённых удовлетворением желания. Покой нирваны выходит за пределы земных радостей и печалей. Нирвана – это состояние безмятежности, невозмутимости и бесстрастного самообладания. Кроме того, преимуществами нирваны человек может пользоваться ещё до её полного достижения. В беседе о преимуществах жизни отшельника Будда объяснял царю Аджаташатру, что каждая удалённая частица неведения, каждая побеждённая страсть приносит ощутимую пользу, например, чистоту, доброжелательность, самообладание, мужество, несмущаемый разум, нерушимое спокойствие.

Четвёртая благородная истина указывает путь к освобождению от страданий. Этот путь состоит из восьми ступеней и потому носит название благородного восьмеричного пути.

    1. Правильные взгляды. Так как неведение и его последствия являются коренной причиной человеческих страданий, для нравственного совершенства нужно прежде всего иметь правильные взгляды, т.е. познать истину. Правильные взгляды – это правильное понимание четырёх благородных истин.
    2. Правильная решимость. Знание истин бесполезно без решимости преобразовать свою жизнь в соответствии с благородными истинами. Поэтому необходимо отрешиться от всех привязанностей к миру, отказаться от дурных намерений и вражды к людям. Эти три условия составляют основу правильной решимости.
    3. Правильная речь. Правильная решимость не должна оставаться только “религиозным желанием”, но должна воплощаться в действие. Правильная решимость прежде всего должна направлять и контролировать речь человека. Результатом этого будет правильная речь – воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
    4. Правильное поведение. Правильная решимость не только вырабатывает правильную речь, но и воплощается в правильное действие. Правильное поведение заключается в отказе от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения чувств.
    5. Правильный образ жизни. Отвергая дурную речь и плохие поступки, необходимо зарабатывать на жизнь честным путём. Даже для поддержания жизни нельзя прибегать к дурным средствам.
    6. Правильное усилие. Когда человек пытается изменить свою жизнь, его постоянно совращают с правильного пути и глубоко укоренившиеся старые вредные идеи, и вновь приобретённые мысли. Стремящийся к нирване должен постоянно искоренять старые дурные мысли и препятствовать возникновению новых. Поскольку ум не может оставаться пустым, его надо постоянно заполнять правильными мыслями.
    7. Правильное направление мысли. Человек должен постоянно помнить о том, что уже изучено. Он никогда не должен думать: “это – я” или “это – моё”. Если человек думает, что его тело, ум, ощущения и душевные состояния – это нечто постоянное и ценное, он привязывается к ним. Размышление о преходящей и отвратительной природе тела, ума и чувства помогает освободиться от привязанности к ним.
    8. Правильное сосредоточение. Человек, который правильно ведёт свою жизнь согласно указанным правилам, освобождается от всех страстей и дурных мыслей и проходит четыре стадии сосредоточения, которые ведут его к прекращению страданий.
    1. на первой стадии человек сосредоточивает свой чистый и невозмутимый ум на осмыслении и исследовании истин. Он наслаждается радостью чистого мышления;
    2. когда достигается такое сосредоточение, то вера в истину рассеивает все сомнения и необходимость в рассуждениях отпадает. Так возникает вторая стадия сосредоточения, на которой радость, покой и внутреннее спокойствие порождают усиленное невозмутимое размышление;
    3. на следующей стадии делается попытка перейти к состоянию безразличия, т.е. способности отрешиться даже от радости сосредоточения. Теперь человек испытывает совершенную невозмутимость и освобождается от ощущения телесности. Но он ещё осознаёт это освобождение и невозмутимость, хотя и безразличен к радости сосредоточения;
    4. наконец, человек пытается избавиться даже от этого сознания освобождения и невозмутимости и от всех чувств радости и одушевления, которые он ранее испытывал. Тем самым он достигает состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания. Всякое страдание теперь прекращается, и человек достигает архатства, или нирваны.

Так наступают совершенная мудрость и совершенная праведность.

Суммируя предписания восьмеричного пути, нужно отметить, что он состоит из трёх гармонично культивируемых факторов: познания (праджня), поведения (шила) и сосредоточения (самадхи). В индийской философии знание и нравственность считаются неотделимыми. Это происходит не только от того, что добродетель зависит от знания того, что хорошо, но и потому, что совершенствование познания не представляется возможным без добродетели, т.е. без добровольного контроля своих страстей.

Теперь нам необходимо обратиться к философским аспектам учения Будды и рассмотреть несколько теорий, на которые опирается эта доктрина.

Теория обусловленного существования вещей.Будда учил, что существует всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма, или дхамма) действует стихийно, без участия сознательного руководителя. Возникновение одного частного события (причина) сопровождается другим частным событием (следствием). Итак, существование всего обусловлено. Будда пояснял, что эта теория позволяет избежать двух крайностей: с одной стороны, учения о том, что существует некая вечная реальность, не зависящая ни от каких условий (этернализм); а с другой – теории, которая признаёт вещи несуществующими (нигилизм). Будда учил:

“Кто видит причинную связь – тот видит и Дхарму, кто видит Дхарму – тот видит причинную связь”.

Дхарма сравнивается с лестницей, с вершины которой можно увидеть мир глазами Будды.

Теория кармы. Теория кармы представляет собой один из аспектов теории обусловленного существования вещей. Собственно, эта теория была достаточно проиллюстрирована выше, когда мы рассматривали цепь из 12-ти звеньев.

Теория всеобщего изменения и непостоянства. Эта теория также происходит из доктрины обусловленного существования вещей. Все вещи, учил Будда, подвержены изменению и разложению. Так как всё сущее порождается определёнными условиями, оно исчезает с исчезновением этих условий. Всё, что имеет начало, имеет и конец. Будда учил:

“Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.

Эта доктрина непостоянства впоследствии была развита в теорию моментальности, согласно которой все вещи не только обусловлены и поэтому непостоянны, но к тому же не сохраняются даже в течение короткого периода времени – существует только один неделимый момент времени.

Один из аргументов теории моментальности выглядит следующим образом: несуществующая вещь (например, рога у зайца) не может ничего произвести. Поэтому несуществующая вещь имеет моментальное существование. Если мы рассмотрим реально существующую вещь (например, пшеничное зерно), она также окажется моментально существующей. Если бы зерно существовало более, чем один момент времени, оно должно было бы производить один и тот же результат в течение каждого момента своего существования. Однако зерно в хранилище не производит ничего, а в поле – производит росток. Иными словами, зерно в хранилище – не то же самое, что зерно в поле. И то, и другое имеют только моментальное существование.

Теория несуществования души. Большинство людей верит в то, что человек наделён душой (атман), которая сохраняется, несмотря на изменения, претерпеваемые телом. Это противоречит закону всеобщего изменения, который мы только что рассмотрели. Поэтому Будда отрицал существование души. Он признавал только целостность потока последовательных состояний, из которых образуется жизнь человека. Жизнь – это непрерывный ряд состояний, каждое из которых зависит от предыдущего и, в свою очередь, порождает следующее. Целостность жизненного ряда основана на причинной связи. Даже память можно объяснить, не прибегая к понятию души: каждое данное состояние сознания получает в наследство черты предыдущего состояния, благодаря чему память о прошлом сохраняется в настоящем.

Человек, согласно учению Будды, - только условное название совокупности различных составных частей: материального тела, нематериального ума и бесформенного сознания (виджняна). Аналогично повозка – это совокупность колёс, осей, оглоблей и т.п. Когда распадается эта совокупность, человек перестаёт существовать. С психологической точки зрения человек есть совокупность пяти групп (панча-скандха) элементов: 1) форма (рупа) тела; 2) чувства (ведана); 3) восприятие (санджня), включая понимание и наименование); 4) предрасположение или стремление (самскара), порождаемые впечатлениями прошлого опыта; 5) сознание самого себя (виджняна).

Наши рекомендации