Уровни познания действительности

Философы и ученые XVII- XVIIIвв. (Декарт, Лейбниц, Кант и др.) совершили эпистемологический (от лат. - знание) поворот в философии, сосредоточив внимание на проблемах познания. Общую проблему этого времени ясно выразил немецкий философ Иммануил Кант: почему существующее знание имеет достоверный, всеобщий и необходимый характер? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо изучить структуру познавательных возможностей человека.

В процессах познания обычно выделяют два основных уровня отражения действительности: чувственную ступень и рациональную ступень познания (живое созерцание и абстрактное мышление).

Поскольку процесс познания есть процесс накопления знания, а знание есть способ существования идеального сознания, то чувственное и ра­циональное отражение существуют в виде идеальных образов.

Чувственное и рациональное отражение действительности имеет свои определенные формы. Основные формы чувственногоотражения ощущение, восприятие, представление. Основные формы рациональногоотражения - понятие, суждение, умозаключение.

Сначала дадим определения формам чувственного отражения.

Ощущение - это простейший чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. Ощущение есть результат воздействия предметов объективной реальности на органы чувств (их пять). Примеры ощущений: белый, сладкий, шероховатый.

Восприятие - это целостный чувственный образ предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие -есть синтез отдельных ощущений.

Представление - это чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств; эти образы воспроизводятся по памяти.

В отличие от животных чувства человека пронизаны мыслью, пропитаны пониманием.

Теперь определим формы рационального отражения (или иначе -

абстрактного, логического мышления).

Понятие - логическая форма (или форма мышления), в которой отра­жаются общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений.

Суждение - это логическая форма, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо свойства предмета, его связи с другими предметами. Иначе говоря, суждение - это логическая форма, в которой что-то утверждается или что-то отрицается.

Умозаключение - это форма мышления, в которой из одних суждений выводят другие, новые суждения. Умозаключение является мощным средством научного познания.

Формально-логическим вариантом умозаключения является силлогизм, он включает большую и малую посылки, из которых выводится заключение.

Пример:

Большая посылка: Все студенты вуза должны сдавать экзамен по философии.

Малая посылка: Васильев - студент.

Заключение: Васильев должен сдавать экзамен по философии.

Процесс познания сопряжен' с творчеством, т.е. созданием нового. В научном и техническом творчестве существенную роль играют воображение и интуиция.

Интуиция - способность непосредственного постижения истины без предварительнюго логического рассуждения. За этой способностью стоят накопленный опыт, приобретенные раньше знания.

Воображение - способность человеческого сознания создавать новые чувственные или мысленные образы на основе полученных от дейст­вительности впечатлений. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Фантазия - это нереальное сочетание реальных элементов.

Следует отметить, что в истории гносеологии иногда рассматривалось не два, а три основных уровня познавательной способности человека. Так, Иммануил Кант выделял чувственность как способность к ощущениям, рассудок — способность к понятиям и суждениям и разум как способность к умозаключениям, ведущим к "идеям".

Кант полагал, что формальными предпосылками достоверного знания, организующими научный опыт, служат априорные (т.е. внеопытные) формы чувственного созерцания действительности (пространство и время) и рассудка (причинность и др.). В то же время разум, обладающий идеями души, космоса и Бога, сам запутывается в противоречиях - антиномиях чистого разума. Он не может дать определенный ответ на вопросы о сущности мира: его вечности и бесконечности, пределах его делимости, его сотворимости Богом и др. На эти вопросы не дает ответа и чувственный опыт в силу своей принципиальной ограниченности.

С позиций материалистической диалектики, антиномии разума обусловлены диалектическим характером самого мира и его познания.


Наши рекомендации