Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей

Основными категориями закона единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей являются понятия "тождество", "различие", "противоположности", "противоречие".

Тождество - это такое отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется совпадением сторон и свойств. Различают абсолютное (абстрактное) и конкретное тождество.

Абсолютное тождество предполагает полное совпадение всех сторон и свойств объектов. В объективной реальности абсолютное тождество не существует, однако существует конкретное тождество, т.е. тождество, включающее в себя моменты различия.

Различие - это такое отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением сторон и свойств. Различия бывают несущественные и существенные, они могут переходить друг в друга. Из существенных различий вырастают противоположности.

Противоположности ~ это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, предполагают друг друга, взаимообусловливают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга, находятся в борьбе. Примеры: положительный и отрицательный элекрические заряды, северный и южный магнитный полюса, притяжение и отталкивание, мужское и женское начало.

Единство и взаимодействие диалектических противоположностей составляет противоречие. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Существование и развитие объектов обусловлено их неоднородностью, противоречивостью.

Внутренние противоречия выступают в качестве источников, движущих сил саморазвития этих объектов. Противоречия в процессе своего развития проходят определенные стадии от зарождения до разрешения противоречий.

Глава 8. ВСЕОБЩИЕ СВЯЗИ БЫТИЯ

Основные законы диалектики, описывающие процесс развития, имеют всеобщий характер, служат проявлением всеобщих связей бытия. Всеобщие связи бытия также находят свое выражение во взаимосвязях парных диалектических категорий, которые не были упомянуты в основных законах диалектики. Это единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Связи указанных диалектических противоположностей составляют неосновные законы диалектики.

Всеобщность связей, присущих бытию, находит отражение в диалекти­ческом принципе всеобщей связи и взаимной обусловленности всех предметов и явлений.

Универсальные связи бытия

Всеобщие связи бытия являются универсальными связями действительности. К ним прежде всего относится взаимосвязь единичного и общего.

Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты и свойства, принадлежащие отдельным предметам и явлениям (существует поговорка: «В одно перо и птица не родится»).

Общее - это сходные, повторяющиеся черты и свойства, присущие всем отдельным предметам и явлениям определенной группы. Общее отражено в любом родовом понятии ("дом", "студент", "атом" и т.д.).

Проблема объективно реального существования единичного и общего и их взаимосвязи особенно остро была поставлена в средневековой схоластической философии. Представители схоластики разделились на номиналистов и реалистов.

Номиналисты считали, что реально в объектном мире существуют только единичные вещи, а общее принадлежит уму человека, существует лишь в понятиях и словах людей. Номиналисты выражали материалистическую тенденцию средневековой философии.

Реалисты средневековья утверждали, что реально объективно в окружа­ющем мире существует общее (общие понятия - "универсалии") и общее реальнее единичных вещей. Средневековые реалисты являлись объективными идеалистами.

И номиналисты, и реалисты отрывали единичное от общего. С точки зрения материалистической диалектики, единичное и общее существует в мире реально объективно как взаимосвязанные противоположные стороны отдельных предметов и явлений. Иначе говоря, каждый отдельный предмет является носителем и единичного, и общего.

Наряду с понятиями единичного и общего широко используются связанные с ними понятия особенного и всеобщего.

Особенное - это общее для отдельной подгруппы из более общей группы предметов и явлений. Всеобщее - это общее, присущее всем предметам и явлениям действительности. Философия изучает всеобщее.

Универсальными связями бытия, взятыми так сказать "по вертикали", служат взаимосвязи явления и сущности.

Явление -- это внешняя, сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов.

Сущность - это внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона вещей и процессов.

Сущность - это подводное течение, а явление - пена на поверхности. Сущность глубже, явление богаче. Диалектика сущности и явления: явление существенно, сущность является.

Между сущностью и явлением нет совпадения, поэтому существую наука, которая за явлениями и через явления отыскивает сущность. Познание идет от явления, данного через органы чувств, к сущности, раскрываемой мышлением.

С сущностью тесно связано понятие закона. Закон - это объективная, существенная, общая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений. Законы бывают частные, общие и всеобщие. Всеобщие законы изучает философия.

Структурные связи бытия

Среди всеобщих связей выделяются структурные связи бытия, которые определяют организацию, строение мира.

Прежде всего структурные связи выражаются во взаимосвязи целого и частей.

Целое - это объединение отдельных предметов, ведущее к образованию в данной совокупности предметов новых свойств и закономерностей.

Часть - это отдельные предметы в совокупности предметов, образующих целое.

Диалектика целого и части: взаимодействие частей ведет к целому, целое — это нечто большее, чем сумма частей. Каждая часть своей связью оказывает влияние на другие части и на все целое.

Различают неорганическое и органическое целое. Неорганическое целое образуют предметы неживой природы (атомы, молекулы, кристаллы), а орга­ническое целое образуют предметы живой природы и общества. Органическое целое имеет способность к прогрессивному саморазвитию.

Диалектическому пониманию взаимосвязи целого и части противостоит:

1) механицизм, который сводит свойства целого к простой сумме свойств
частей;

2) редукционизм, который сводит высшие, сложные формы целостности
к низшим, более простым формам (например, биологические формы - к физи­
ческим формам).

В современной науке категории части и целого находят свое специфическое проявление в системном подходе. С этим подходом связаны понятия системы, элемента, структуры, иерархии.

Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент - это такая часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.

Структура -~ это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы. Понятие структуры близко к понятиям "строение" и "организация".

Иерархия — это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем и сама как подсистема входит в состав большой системы.

Спецификой систем является наличие у них интегративных качеств, которые не свойственны отдельным элементам. Так, человек как система обладает сознанием, которое не свойственно отдельным частям его тела.

Упорядоченность бытия еще со времен Аристотеля связывалась с формой и содержанием. Каждая вещь или явление имеют свое содержание и форму.

Содержание - это вся совокупность элементов вещи или процесса, то, из чего они состоят.

Форма — это внутренняя и внешняя структура содержания, это способ существования содержания.

Так, содержанием человека как живого существа является его органическая вещественность, генетический код, физиологические процессы, а формой — внутреннее и внешнее строение тела и др. Человек как личность своим содержанием имеет способности, мысли, цели, а формой служит способ его поведения, деятельность.

У Аристотеля и Фомы Аквинского вопрос о соотношении формы и материи решался так: форма выступает определяющим и организующим началом мира, отдельных вещей; высшая форма - Бог.

Диалектика формы и содержания, открытая Гегелем, такова: содержание оформлено, а форма содержательна. Ведущей, более активной стороной этого единства является содержание. Форма обладает относительной самостоятельностью, а в ряде случаев активно воздействует на содержание.

Гегель выделял три соотношения между содержанием и формой:

1) форма соответствует содержанию, тогда содержание развивается;

2) форма не соответствует содержанию, тогда содержание чахнет;

3) форма частично соответствует, а частично не соответствует содер­
жанию, тогда оно развивается неравномерно.

В материалистической диалектике: материя - это содержание бытия, а движение, пространство и время - это форма, способ существования материи.

Учет закономерностей взаимосвязи формы и содержания имеет существенное методологическое значение в научно-техническом творчестве, в литературе и искусстве.

Связи детерминации

Связи детерминации имеют всеобщий характер и объединяют взаимодействия причины и следствия, случайности и необходимости, возможности и действительности. Детерминировать - значит определять.

Детерминизм - это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности явлений. Материалистическое понимание мира и научное познание опирается на принцип детерминизма.

Детерминизму противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность тех или иных явлений.

В смене обусловливающих друг друга явлений обусловливающее явление называется причиной, а обусловленное явление называется следствием.

Структура причинно-следственных связей включает в себя два важных момента:

1) временной - причина предшествует следствию,

2) генетический - причина порождает следствие (ср. пословцу: "Что
посеешь, то пожнешь").

С точки зрения материалистической диалектики, причинно-следственные связи имеют следующие основные черты:

1) объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания;

2) всеобщий характер, т.е. любое явление причинно обусловлено
(ср.поговорку: " Нет дыма без огня ");

3) необходимый характер, т.е. определенная причина вызывает соответ­
ствующее следствие (ср. поговорку:" Посеешь ветер - пожнешь бурю");

4) необратимый характер, т.е. изменения не приводят к исходному
состоянию;

5) нелинейный характер, т.е. причинно-следственные связи имеют ха­
рактер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину.

При реализации причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия - это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его (ср. поговорку: "Куй железо, пока горячо").

Причину надо отличать от повода.

Причинность может носить как необходимый, так и случайный характер.

Необходимость -- это связь явлений, обусловленная внутренними причинами, вытекающая из внутренней природы вещей.

Случайность - это связь явлений, обусловленная внешними причинами, факторами. Случайность - это пересечение необходимых связей.

Диалектика необходимости и случайности: случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (Ф. Энгельс).

Материалисты признают объективный характер необходимости. Но не все материалисты признавали существование случайности, считали ее непознанной необходимостью (например, Демокрит, Спиноза, Гольбах). Так, механистический (лапласовский) детерминизм исходил из существования

только необходимости.

Применительно к человеку и обществу ставится вопрос о соотношении свободы и необходимости. Для Спинозы и марксистов свобода - это познанная и осознанная необходимость внешних, объективных условий. По Канту, свобода есть добровольное подчинение человека необходимому нравственному закону. В экзистенциализме свободапонимается как внутренняя необходимая забота человеческого существования и ответст­венность выбора (Бердяев, Хайдеггер, Сартр).

Разное понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализма и волюнтаризма.

Фатализм абсолютизирует необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба людей, общества).

Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимости, все явления сводит к случайной роли волевых действий субъектов.

Наука доказывает объективный характер и необходимости, и случай­ности, рассматривает их в качестве основы динамических и статистических закономерностей.

В основе динамических закономерностей лежат однозначные необхо­димые связи. В основе статистических закономерностей лежат неодно­значные случайные связи между явлениями (в совокупностях атомов, молекул, людей).

Случайные события оцениваются с помощью теории вероятности. Вероятность это количественная характеристика меры возможности появления какого-либо случайного события.

Понять процесс появления нового помогают категории "возможность" и "действительность".

Возможность это предпосылки возникновения нового, это

потенциальная действительность.

Действительность это осуществленная возможность. В более широком значении: действительность - все существующее.

Диалектическая взаимосвязь: все, что существует в действительности когда-то было возможностью; сама действительность является возможностью новой действительности.

Различают реальные и формальные (абстрактные) возможности (ср. поговорку: "Синица в руках и журавль в небе"). Реальные возможности вытекают из объективнойдействительности; для их реализации уже существуют необходимые условия. Для реализации формальных возможностей требуются существенные изменения окружающих условий. Реальные и формальные возможности могут переходить друг в друга (см. кн.: «Материалистическая диалектика как система» /Под ред. А.П.Шептулина. М, 1983).

Таким образом, парные диалектические категории выражают наиболее общие и существенные взаимосвязи бытия и познания. Вместе с основными диалектическими законами неосновные законы диалектики вскрывают объективно существующую универсальную диалектическую связь, которая находит свое отражение в сознании и познании людей.

Наши рекомендации