Общее благо должно быть высшим правилом нашего поведения и мы никогда не должны искать нашей личной выгоды в ущерб общественной пользе. Именно этого требует от нас установленное богом единство людей.

2. Дух общительности должен быть всеобщим. Человеческое общество включает всех людей, с которыми можно общаться, поскольку оно зиждется на присущих всем природных и сословных отношениях (см.: "Человечество") В этом был как будто убежден немецкий князь, герцог Вюртембергский, когда один из подданых благодарил его за покровительство против преследований. "Сын мой, - сказал ему князь, - я это должен был бы сделать даже для турка, как же я могу пренебречь этим по отношению к моему подданному?".

3. Единство природы в людях является принципом, который мы никогда не должны терять из виду. В обществе этот принцип установлен философией и религией. Некоторое неравенство, создаваемое разным положением людей, введено в обществе лишь с целью лучше довести их всех, сообразно с их нынешним положением, до общей цели, а именно быть счастливыми, насколько это возможно в бренной жизни. Философскому взгляду это различие кажется весьма малым, к тому же оно кратковременно. От жизни до смерти всего лишь один шаг, и смерть уравнивает самого высокого и блистательного человека с самым униженным и безвестным. Так неравенство обнаруживается в разных званиях не больше, чем в разных персонажах одной комедии. Конец пьесы возвращает комедиантов в их общее состояние, и никто из них не считает и не может считать, что за короткий срок своей роли он действительно был выше или ниже других. В знатных людях нет ничего более великого, чем эта память об их природном равенстве с другими людьми. В связи с этим один случай из жизни шведского короля Карла XII может внушить более возвышенное представление о его чувствах, чем самый блестящий из его походов. Слугу французского посла, ожидавшего министра шведского двора, человек, неизвестный ему и одетый как простой солдат, спросил, кого он ждет. Тот не очень позаботился удовлетворить любопытство незнакомца. Минуту спустя придворные обратились к этому просто одетому человеку со словами "ваше величество"; действительно, это был король. В отчаянье и считая себя погибшим, слуга бросается к его ногам и просит прощения за свое неуважение, состоявшее, как он выразился, в том, что он принял его величество "за человека". Король добросердечно ответил ему: "Вы вовсе не ошиблись, никто не похож больше на человека, чем король". На основе этого принципа и общего равенства люди должны сообразовывать с ним свое поведение с целью оказания друг другу взаимопомощи, на которую они способны. В соответствии с имеющимися у одних потребностями, а у других возможностями для их удовлетворения наиболее сильные, богатые и полномочные люди должны быть готовы использовать свою силу, богатство и власть на пользу тех людей, которые лишены этого.

Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера [текст] / под ред. В.М. Богуславского. – М.: Наука, 1994. С. 367-368

Упражнения для закрепления учебного материала

1. Таблица 1. Распределите различные элементы познания согласно методологическим концепциям:

Элементы познания Концепции
сенсуализм эмпиризм рационализм
Опыт, чувства, индукция, рассудок, ощущения, разум, восприятие      

2. Определите отношение к понятию «природа» в следующие культурно-исторические эпохи:

Античность, Средние века, Ренессанс, Новое время, эпоха Просвещения

Таблица 2. Выделив важнейшие новации в философии Нового времени, установите соответствие.

Новации Фамилии философов
Развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке Р. Декарт, И. Ньютон, Дж. Локк, Ф. Бэкон
Разработка новой научной методологии Р. Декарт, И. Ньютон
Формирование основ механистической картины мира Т. Гоббс
Зарождение и развитие реализма и сенсуализма Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза
Зарождение учения о «договорном происхождении государства» Ф. Бэкон, И. Ньютон

Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест

Кому принадлежит афоризм “знание – сила”?

А) Декарту;

В) Галилею;

С) Бэкону;

D) Демокриту;

Е) Платону.

Основатель механицизма в философии Нового времени -

А) Вольтер;

В) Галилей;

С) Дидро;

D) Руссо;

Е) Локк.

3. Главная задача "великого восстановления наук" Бэкона:

А) эксперимент;

В) классификация;

С) утилитаризм;

D) наблюдение;

Е) возрождение.

4. "Общей матерью всех наук" в философии Бэкона является:

А) метафизика;

В) математика;

С) первая философия;

D) физика;

Е) магия.

5. Важнейшее положение картезианской методологии и гносеологии – понятие:

А) энумерации;

В) элемента;

С) интуиции;

D) дедукции;

Е) индукции.

6. Автором идеи математики как чувственной науки (на основе "минимальных ощущений") является:

А) Бэкон;

В) Декарт;

С) Ньютон;

D) Локк;

Е) Беркли.

7. Ясность и отчетливость как критерии истинного знания использовал ...

A) Бэкон;

B) Декарт;

C) Спиноза;

D) Гоббс;

E) Локк.

8. Критиком априорной основы нашего знания является:

A) Бэкон;

B) Декарт;

C) Паскаль;

D) Локк;

E) Ньютон.

9. Делил опыт на внешний (sensation) и внутренний (reflexion):

A) Бэкон;

B) Декарт;

C) Локк;

D) Гоббс;

E) Юм.

10. три вида знания (интуитивное, демонстративное, сенситивное) мы находим в философии:

A) Бэкона;

B) Декарта;

C) Локка;

D) Гоббса;

E) Юма.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Рождение науки Нового времени: логико-культурные основания.

2. «Новый органон» Бэкона и его роль в философии науки.

3. Роль философии Декарта в формировании парадигмы классической науки.

4. Доктрина науки в философии Просвещения.

5. Вульгарный материализм как объяснительная платформа в науке.

6. Априоризм Канта и его роль в познании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Первоисточники

1. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2-х томах [текст]: Т.2 / Ф. Бэкон. -М.: Мысль, 1971. 582 с.

2. Декарт, P. Сочинения в 2 т. [текст]: Т. 1 / P. Декарт. —М.: Мысль, 1989. 654 с.

3. Локк, Джон Сочинения в 3 томах [текст] / Джон Локк. -М.: Мысль, 1985/1985/1988. —621/560/668 с.

4. Ньютон, Исаак. Математические начала натуральной философии [текст] / Исаак Ньютон. —М.: Наука, 1989. 688 с.

Основная литература

1. Крянев, Ю.В., Моторина, Л.Е. История и философия науки [текст]:учеб. пособие / Ю.В. Крянев, Л.Е. Моторина. –М.: НФРА-М, 2011. -416 с.

2. Мамзин, А.С. История и философия науки [текст]: Учеб. пособие для аспирантов. / А.С. Мамзин. -СПб.: Питер, 2008. —304 с.

3. Огородников, В.П. История и философия науки [текст]: учеб. пособие / В.П. Огородников. -СПб.: Питер, 2011. 368 с.

4. Степин, B.C. История и философия науки[текст]: Учебник / B.C. Степин. -М.: Трикста, 2011. —423 с.

Дополнительная литература

1. Ахутин, А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») [текст] / А.В. Ахутин. -М.: Наука, 1988. —208 с.

2. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв). Формирование научных программ нового времени [текст] / П.П. Гайденко. -М.: Наука, 1987. -447 с.

3. Дмитриев, И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи [текст] / И.С. Дмитриев. -СПб.: «Алетейя», 1999. -784 с.

4. Захаров, В.Д. Физика как философия природы [текст] / В.Д. Захаров. –М.: URSS, 2010. -240 с.

5. Йейтс, Фр. Розенкрейцерское Просвещение [текст] / Фр. Йейтс. -М.: Алетейа, 1999. -496

6. Ланге, Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время. История материализма до Канта [текст] / Ф.А. Ланге. –М.: Либроком, 2010. -344 с.

Наши рекомендации