Глава 2. Научное понятие измененного состояния сознания (ИСС)

Война Богов.Исследователи довольно однозначно связывают увлечение изме­ненными состояниями сознания с возрождением той потребности, которую пыталась уничтожить в человеке молодая Наука. Потребность эта как-то проявляется в религиоз­ном чувстве и отправлении религиозных обрядов. Сами ученые в рамках, к примеру, Научного атеизма, считали, что это потребность в подчинении какому-то сильному господину — Господу, например, — который дает человеку ощущение защищенно­сти во враждебном и неведомом мире. Иными словами, Религия — это или проявле­ние слабости, или опиум, который позволяет убежать от действительной жизни.

Однако собственные описания ученых заставляют усомниться в том, что явление было понято верно. Вот, например, статья, опубликованная в ос­новном советском издании, долгие десятилетия ведшем войну Науки с Ре­лигией — в журнале «Наука и религия» за 1991 год.

«В наше время религиозное чувство расширяет свое русло. Даже убежден­ным материалистам сегодня ясно, что вера исключительно в науку, в универ­сальность ее объяснений всех явлений жизни уходит. Люди все больше обраща­ются к мировым религиям и их основным ответвлениям. И не только к ним.

Глава 2. Научное понятие измененного состояния сознания (ИСС)

Глава 2. Научное понятие измененного состояния сознания (ИСС) - student2.ru Произошел поистине взрыв всеобщего интереса ко всему, долгое время от­рицавшемуся: язычеству, шаманизму, посвятительным ритуалам, магическим культам, оккультизму, спиритизму, теософии, астрологии, эзотерическим (тай­ным) учениям и новейшим разновидностям веры — НЛО, контактам с другими мирами и прочее, и прочее...

Однако теории теориями, взгляды взглядами, а основное зависит скорее от накопленного человеком за жизнь материала сознания, его внутренних желаний, которые как бы накладываются на то, что им принимается, как аксиома, на веру. Условно, по направленности желаний можно выделить три типа сознания: люди с талантом к устроению материальной, вещной жизни; люди с воображе­нием, своим трудом и творчеством вырабатывающие условия существования любой культуры; и те, кто постоянно восстанавливает опоры жизни— пред­ставления о добре и зле, без чего культура лишается основы своей целостности» (Елизарова Г., с. 77).

Мудреный переход к типам сознания я не понимаю, для меня важно лишь показать, что ученые осознанно или неосознанно связывают происхо­дящий сейчас поиск религиозности с сознанием. При этом, если вы замети­ли, речь идет «о расширении религиозного чувства», о «взрыве интереса» к иным способам верить. Иными словами, если при этом речь идет о созна­нии, то это сознание расширяется через все виды веры, обрядов или трансов, дающих иные или измененные состояния сознания. И если это так, то по­требность в религии лишь прикрывала поиском сильного Господина необхо­димость так или иначе расширять сознание.

Что такое расширение сознания? На этот вопрос не ответить, пока нет определения самого сознания. Но если наркомания и алкоголизм оказыва­ются химическими выражениями этой потребности, то принятое исследова­телями измененных состояний сознания исходное определение сознания вряд ли верно. Соответственно, не может быть верно и исходящее из искаженной основы производное понятие измененного состояния сознания. Впрочем, я нигде не видел, чтобы исследователи ставили определение ИСС в зависи­мость от определения самого сознания.

Приведу основные попытки определить, что такое измененное состоя­ние сознания.

«Общим ориентиром целого ряда работающих в данной парадигме научных школ и направлений принято выдвинутое в середине 60-х годов определение не­мецкого психолога А. Людвига, установившее понимание "...ИСС как психичес­кого состояния, индуцированного применением разнообразных физиологических, психологических или фармакологических процедур либо факторов, которые мо­гут рассматриваться с субъективной точки зрения (или с позиции объективно­го наблюдателя) как обуславливающее значительное отклонение в самосозна­нии личности или в протекании психологических процессов (in subjective experience or psychological functioning) от определенной структуры, характерной для данно­го индивида при нормальном состоянии активного бодрствования"» (Спивак, ИСС, с. 6).

Основное— Море сознания— Прибрежные воды

Глава 2. Научное понятие измененного состояния сознания (ИСС) - student2.ru Если вдуматься, то, по сути, Людвиг здесь все-таки дает определение сознанию. Смешное или жалкое, я не знаю, но точно при этом делает все, чтобы не произнести это слово, будто из него выскочит черт. Если нечто обуславливает отклонение до измененного состояния сознания, то оно дол­жно обуславливать это отклонение от какого-то обычного или исходного состояния сознания, но «ориентиром для целого ряда школ» стало, что со­стояние сознания отклоняются «от определенной структуры, характерной для данного индивида». Кстати, кем и как определенной?

Впрочем, может быть, эта зачумленность сознания была присуща толь­ко Людвигу и школам, развивающим его идеи, а остальные все-таки допус­кают связь ИСС с сознанием?

Наверное, есть и такое, но до России это еще не дошло.

Уже упоминавшийся Д. Спивак начинает свою большую книгу, посвя­щенную измененным состояниям сознания, так:

«Измененные состояния сознания (ИСС) представляют собой приори­тетную область междисциплинарных исследований, получившую особенно дина­мичную разработку в последние десятилетия.

В широкий научный обиход она была введена в международной антологии, выпущенной около четверти века назад в США под редакцией психолога Ч. Тар-та (см. Altered states of consciousness (далее ASC) 1969). С 1973 года в США издавался международный "Журнал измененных состояний сознания", сыграв­ший организующую роль в научном процессе 70-80-х годов. <...>

В 1975 году под титулом "Состояния сознания " была выпущена обобщаю­щая работа Ч. Тарта» (Там же, с. 5).

Чуть позже Спивак приводит основные положения этого обобщающего понимания Тарта.

«В настоящее время наибольшим влиянием пользуется концепция Ч. Тарта, постулирующая наличие выраженных изменений в работе десяти основных мо­дулей: управления движением (9) <...> и восприятия схемы тела (2) <... >; ощу­щений (1) <...> и восприятия (3) <...>; темпорального (6), эмоционального (4) и мнестического (5) модулей; модулей оценки и переработки информации (8) <... >; поведения (10) и структуры личности (7)» (Там же, с. 7).

Вероятно, эти «модули» составляют сознание. Просто Спивак забыл это упомянуть. Или же это забыл упомянуть сам Тарт?

Не знаю, но традиция такова: когда русские ученые пересказывают ра­боты своих американских учителей, они забывают о сознании. А. Велик при­водит чуть более позднее описание ИСС, но обычай не связывать ИСС с сознанием сохраняется:

«Предварительно подчеркнем, что измененные состояния сознания представ­ляют собой не только наши субъективные ощущения, но и сложные (внутриор-ганические) трансформации в функционировании нашего тела. Каковы же спе­цифические черты, свойственные этим состояниям ?

Глава 3. Наши американские учителя. Истоки

Глава 2. Научное понятие измененного состояния сознания (ИСС) - student2.ru В книге американского психолога Эрики Бургиньон "Психологическая ант­ропология" (1979) выделяются следующие особенности ИСС:

Изменения в ощущениях, восприятии, мышлении; потери ощущения времени, контроля; изменение в выражении эмоций и восприятия собственного тела, су­жение и расширение границ собственного "я" растворение собственного "я", сверхвнушаемость и др.» (Велик, ИСС и психотерапия, с. 24).

Складывается ощущение, что никто из исследователей и не ставил себе задачей, изучая ИСС, понять, что же такое сознание. Этот «скелет в шкафу» воспитанные люди в современной Науке предпочитают не поминать, чтобы вместе с ним не вызвать к жизни всю благополучно убиенную век назад Метафизику или Философию сознания.

Чем же тогда они занимаются? Зарабатывают на жизнь? Хорошо прово­дят время? Просто дурачат нас и самих себя?

Не знаю, да и какое мне дело, если в этой части моря Науки рыбы нет. Как чистить то, что не только не ловится, а даже и не водится в этой воде?

Наши рекомендации