Обличение общественных и человеческих пороков в баснях Крылова

Басенный жанр завлекал к себе Крылова своим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает лишь басни. Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».
Басни – один из древнейших, можно сказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнями они уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса о животных. Тесновато связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все это делает басню в особенности близкой к народному творчеству.
Басни явились творческим итогом, венцом долгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в них и весь свой начальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирического поэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что желаете, лишь не просто басня».»
В совсем большом числе собственных басен, таковых, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки», «Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» и др., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть, алчность, невежество, эгоизм. Остальные его басни дают блестящие виды бытовой сатиры, сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» и др.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частных пороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок», «Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).
Крылову-баснописцу, как и Крылову-сатирику, присущ глубочайший демократизм. В столкновении меж «овцами» «волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальными трутнями-тунеядцами словом, меж народом и его угнетателями, – в этом извечном конфликте классового общества, который на все лады, под различными обличиями разыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он постоянно на стороне народа. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народного добра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров, медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленно раскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается: неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.
В подавляющем большинстве сатира крыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей, животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собой непосредственный отклик на действия общественно-политической жизни, глубоко затрагивавшие его как патриота и гражданина.
«Но великий народолюбец Крылов не лишь рисует в баснях бесправие и подавление народа, он выражает и свою глубокую веру в люд, свое убеждение, что конкретно народу принадлежит основная роль в жизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивом его басенного творчества.
Все наши писатели и критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова необыкновенную «веселую насмешливость» российского разума, «умение чисто по-русски глядеть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой драматичности.
Крылов придал басенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные свои басни он наложил неизгладимый российский отпечаток. «Звери у него мыслят и поступают очень по-русски, – писал о Крылове Гоголь. –...Не считая верного звериного сходства, которое у него до того сильно, что не лишь лисица, медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они проявили в себе еще и русскую природу... Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывы подхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то произнёс, что «в баснях у Крылова медведь – российский медведь, курица – российская курица»: слова эти всех насмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело в том, что в наилучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом российские люди». В высказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенных образов Крылова.
виды зверей в баснях имеют характер собственного рода неизменных масок: лиса постоянно знаменует собой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.Д. Крылов в первый раз во всей мировой литературе смог перевоплотить басню в подлинно реалистический жанр.



Наши рекомендации