Вопрос 39. Нравственные основы социального (профессионального) взаимодействия.

Нравственные качества индивидуумов в процессе их соц. взаимодействия-это проявление в социальной среде через поступки, действия или бездействия индивидо,в тех его ценностных ориентаций, которые обусловлены не только этическими, но и общемировоззренческими установками (научными, философскими, политическими и др.).

Служебное поведение должно основываться на прочных нравственных принципах. Под нравственными принципами понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения работников между собой с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности проф. деятельности.

Общими нравственными принципами деятельности являются следующие принципы:

- Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Говоря о деятельности в правоохранительных органах, Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в от­ношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действи­тельное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональ­ным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпи­мость к обычаям, языку других народов. Не изжиты эти факты и в настоящее время. Нравственные качества, которым уделяется особое внимание, и которые принято на­зывать собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность - верный путь к нравственной де­формации сотрудника. Выделяются качества, характеризующее культуру общения со­трудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может про­стить рабочему, студенту, продавцу, представителям многих кругах профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах. Важным структурным элементом нравственной культуры лич­ности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения это особый вид общественных отношений, которые практически- не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравствен­ной оценке. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме, и по способу связи между людьми. Между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна. Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность, прежде чем из правопослушного гражданина она превратится в преступника. То же отно­сится и к служебному коллективу, когда в нем начинают преобла­дать негативные нравственные ценности, так называемые «нравственные антиценности». Во всяком случае любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных уста­новок. В конечном счете это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»). Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально - нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами - показателями морально-психологического климата в служебного коллективе:

· скрытая критика условий труда;

· неточное выполнение приказаний;

· групповые сборища во время работы;

· опоздания и длительное отсутствие во время работы;

· уход с работы ранее положенного времени;

· распространение слухов;

· небрежное обращение с оборудованием и техникой.

Появление факторов - показателей негативного морального психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. Они служат как бы крас­ными лампочками, предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива.



Наши рекомендации