Лесли Стевенсон, Дэвид Хаберман

Десять теорий о природе человека

Leslie Stevenson David L. Haberman Ten Theories of Human Nature. Third Edition OXFORD UNIVERSITY PRESS Главы 2 и 3 написаны Дэвидом Хаберманом

СЛОВО/ SLOVO

Эта книга - одно из самых известных западных введений в философию. В доступной форме на богатом историко-философском материале излагаются основы учений о человеке в индийской традиции, конфуцианстве, Библии, философии Платона, Канта, Маркса, Фрейда, Сартра, Скиннера и Лоренца. Рассчитана на всех, кто интересуется философией и культурой.

Данный перевод книги «Десять теорий о природе человека», III издание, первоначально изданной на английском языке в 1998 г., опубликован с согласия Oxford University Press, Inc.

Предисловие к русскому изданию

Предисловие

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

o ГЛАВА 1. Конкурирующие теории и их критическая оценка

1. КОНКУРИРУЮЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

2. ХРИСТИАНСТВО В СРАВНЕНИИ С МАРКСИЗМОМ

3. ДРУГИЕ «ИДЕОЛОГИИ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

4. КРИТИКА ТЕОРИЙ

5.ЗАЩИТА ПРОТИВ ВОЗРАЖЕНИЙ — «ЗАМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ»

6.НАДЕЖДА НА РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ И ОЦЕНКУ

7. ЗНАЧИМОСТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ

7.1. ЦЕННОСТНЫЕ СУЖДЕНИЯ

7.2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

7.3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ

7.4. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Часть II. ТРИ ДРЕВНИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ

o ГЛАВА 2. Конфуцианство: путь святых-совершенномудрых

ТЕОРИЯ УНИВЕРСУМА

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

ПОЗДНЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ

КРИТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

o ГЛАВА 3. Индуизм Упанишад: в поисках высшего знания

ТЕОРИЯ УНИВЕРСУМА

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

РАЗЛИЧНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ

ВИШИШТА-АДВАЙТА-ВЕДАНТА РАМАНУДЖИ

КРИТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

o ГЛАВА 4. Библия: теологический гуманизм

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА: ИУДЕО-ХРИСТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОГА

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ

ХРИСТИАНСКОЕ СПАСЕНИЕ

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ХРИСТИАНСТВЕ

Часть III. ПЯТЬ ФИЛОСОФОВ

o ГЛАВА 5. Платон: правление разума

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ФОН

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

o ГЛАВА 6. Кант: разум и свобода, история и красота

МЕТАФИЗИКА И ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

o ГЛАВА 7. Маркс: экономический базис человеческой природы

ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

ТЕОРИЯ ИСТОРИИ

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

o ГЛАВА 8. Фрейд: бессознательная основа ментального

ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ

ФОНОВАЯ ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

КРИТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

o ГЛАВА 9. Сартр: радикальная свобода

ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ САРТРА

ТЕОРИЯ УНИВЕРСУМА

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

Часть IV. ДВА ПРИМЕРА НАУЧНОГО ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

o ГЛАВА 10. Бихевиористская психология: Скиннер об обусловливании

ФОНОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДОПУЩЕНИЯ

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

o ГЛАВА 11. Эволюционная психология: Лоренц об агрессии

ФОНОВАЯ ТЕОРИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ

ТЕОРИЯ ЖИВОТНОЙ ПРИРОДЫ

ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

ДИАГНОЗ

ПРЕДПИСАНИЕ

КРИТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Часть V ЗАКЛЮЧЕНИЕ

o ГЛАВА 12. На пути к единой концепции: девять типов психологии

Предисловие к русскому изданию

Я благодарен доктору Вадиму Васильеву за перевод этой книги на русский язык (предыдущие издания уже переведены на более чем десяток языков).

Россия - страна особой интеллектуальной и духовной истории; такой делают ее тысячелетие православного христианства, влияние европейского Просвещения, практическое применение марксизма на протяжении чуть ли не всего ХХ века, а ныне - зыбкая, но заманчивая смесь идей, общественных и духовных движений.

Сравнение и противопоставление христианства и марксизма в гл. 1, возможно, окажется особенно уместным именно для России (на Западе оно становится менее актуальным, и для следующего издания эта глава будет переработана). Я надеюсь, что это исследование множества проектов улучшения жизни или спасения человечества окажется полезным для многих российских читателей - студентов учебных заведений и широкой публики. Моя цель не в том, чтобы убедить людей в правильности той или иной точки зрения, а в том, чтобы побудить их к серьезным и самостоятельным размышлениям об этих принципиально важных проблемах.

Лесли Стевенсон Январь 2

Предисловие

В начале 70-х годов я, в ту пору неопытный молодой лектор в университете Сент-Эндрюса, работал с большой группой первокурсников, которые, согласно традиции шотландского образования, должны были прослушать курс философии (позже в этом университете приняли мудрое решение о том, что потребность в занятиях философией должна скорее исходить изнутри, нежели определяться внешними побуждениями). Меня интересовало, что же подойдет для этой аудитории новобранцев, большая часть которых изучать философию дальше не станет. И я решил, что следует дополнить традиционный курс философии сознания обсуждением различных теорий человеческой природы (я благодарен своему тогдашнему заведующему кафедрой Лену Годдарту за позволение сделать это). Результатом такого педагогического эксперимента и стало первое издание этой книги.

С той первой публикации прошло уже четверть века, и книгу до сих пор используют при чтении вводных курсов во многих институтах разных стран. Во втором издании была переписана заключительная глава, но в остальном текст претерпел лишь поверхностные изменения. Я — возможно, проявив некоторую самоуверенность, — не внес практически никакой правки в основные семь глав (полагая — также, вероятно, ошибочно, — что в целях экономии изменения в наборе должны быть минимальными).

Прошло время, философское образование шагнуло вперед, большое влияние в гуманитарных науках приобрели феминизм и постмодернизм, заметно продвинулись научные исследования в психологии и биологии, и возникла новая волна эволюционистских теорий о человеческой природе.

Можно было бы ожидать, что по прошествии 25 лет исследований — и жизни — мне будет что добавить на тему о человеческой природе. Но предмет бесконечен, задача трудна, а мои знания и способности ограниченны. Я понимаю, что пользуюсь редкой привилегией — мою книгу читают тысячи и тысячи студентов. Роберт Миллер из Oxford University Press высказал пожелание, что мне следует дополнить книгу в той степени, в какой это возможно для меня в настоящий момент.

Прежде всего надо было решить, сохранить ли магическое число семь. Идея дополнить книгу восточными теориями была привлекательной. Но моей квалификации здесь недостаточно: нужен профессионал, понимающий суть моего проекта и готовый писать в ознакомительном ключе, используя четырехчастную структуру — теория универсума, теория человека, диагноз и предписание, — которая пришлась по душе студентам и преподавателям. Мне приятно отметить, что Дэвид Хаберман из университета Индианы в Блумингтоне оказался именно таким автором. Он написал две новые главы — по конфуцианству и индуизму, которые, я уверен, значительно расширят охват и межкультурные горизонты этой книги. Другие главы остаются моим собственным произведением — авторское «я», таким образом, принадлежит Лесли Стевенсону.

Конечно, стоит лишь начать предлагать для рассмотрения новые теории — и не знаешь, где остановиться: Аристотель, стоики, ислам, Фома Аквинский, Гоббс, Спиноза, Юм, Ницше, Хайдеггер, Хомский и так далее! Феминизм требует большего внимания, чем я уделил ему (вкратце упомянув о нем во втором издании). Но оказалось непросто выбрать для рассмотрения какую-то одну репрезентативную феминистскую фигуру или теорию. Я ограничился демонстрацией того, что именно каждая из рассматриваемых теорий утверждает или подразумевает относительно женщин, и всюду использовал нейтральный в гендерном отношении язык.

Я принял решение добавить главу о Канте, философе, которому я посвятил большую часть времени помимо настоящей книги, хотя лишь недавно смог по достоинству оценить практическую сторону его мысли. Большая часть того, что написал Кант, имеет в высшей степени отвлеченный и технический характер, но я попытался в ясном виде изложить суть его теории человеческих способностей, принципы его подхода к этике, политике и религии, его признание радикального зла в человеческой природе и надежду на

прогресс человечества. Со своей стороны я хотел защитить его позднепросвещенческую версию апелляции к разуму (соответствующим образом модернизированную) — в противоположность постмодернизму или релятивистским подходам к культуре, вошедшим в моду в последнее время.

Что касается изначальных семи теорий, то на этот раз я весьма основательно переработал каждую главу, в некоторых случаях наполовину расширив их и (надеюсь) углубив подход, сохраняя при этом их вводный характер. Но я с сожалением признаю, что не могу назвать себя экспертом по этим вопросам и что мое обсуждение обычно останавливается там, где начинаются сложности, на что, впрочем, обречена любая ознакомительная книга.

Замечания рецензентов уберегли меня от ошибок и подсказали, как в некоторых местах сделать изложение более адекватным. Я особенно признателен Джулии Аннас за то, что благодаря ей я понял, как много упустил в Государстве Платона, прежде всего моральный аргумент, основанный на его трехчастной теории «души», сохраняющий большое значение и в наши дни. Не буду отрицать, что ранее в изложении этого вопроса я находился под чрезмерным влиянием попперовской критики политической программы Платона. Я признателен Алену Буду за замечания по поводу моей главы о Канте; Ричарду У. Миллеру — о Марксе; анонимному рецензенту— о Фрейде; и Стивену П. Стичу — о Скиннере и Лоренце. Возвращаясь к этим темам, я слышал и слабый отголосок раскатов голоса Исайи Берлина, много лет назад читавшего лекции в Оксфорде.

Некоторые читатели отмечали, что Скиннер и Лоренц устарели, — и в самом деле, нет ничего более устаревшего, чем недавнее прошлое! Я согласен, что sub specie aeternitatis1 ни тот, ни другой, вероятно, не заслуживают того, чтобы оказаться здесь, в одном пантеоне с другими рассматриваемыми фигурами. Но обзор более современных квазинаучных теорий о человеческой природе показался мне слишком сложной задачей при моих познаниях и предполагаемом объеме книги. Поэтому после некоторых колебаний я решил сохранить (с определенными добавлениями) рассмотрение идей Скиннера и Лоренца. Я надеюсь, что критическое обсуждение последних (и особенно их экстраполяций с животных на людей) поможет студентам скептически взглянуть и на более современные теории. В новой заключительной главе я предлагаю краткий обзор ряда недавних разработок и провожу различие между девятью видами психологии.

Две прежние вводные главы объединились в одну. В ней я попытался чуть менее упрощенно рассмотреть эпистемологию и философию науки, хотя для систематического введения в эти области имеются другие книги. Здесь я использовал возможность коснуться, пусть и бегло, релятивистского вызова, прокатившегося по множеству гуманитарных учебных заведений за время, прошедшее с момента первого издания этой книги.

В результате добавления глав о конфуцианстве, индуизме и Канте и решения не уделять в соответствующей пропорции внимания новейшим теориям книга была дополнена скорее в отношении прошлого, нежели современности. Хотя не исключено, что это просто отражает мою философскую специализацию, но, быть может, не столь уж и плохо, если мы что-то противопоставим утвердившейся маниакальной привычке равняться на новейшие исследования и теории. Ибо в нашей устремленности в будущее кроется опасность той ограниченности, которая свойственна настоящему моменту, забывающему о мудрости прошлого.

1 С точки зрения вечности (лат.). — Здесь и далее примечания переводчика.

Я хотел бы поблагодарить Энн Камерон и Барбару Ортон за компьютерный набор второго издания, давший мне возможность его обработки в текстовом редакторе, и Нору Бартлет — за помощь при окончательном редактировании. С теплом в сердце хотел бы вспомнить здесь своего отца, Патрика Стевенсона (умер в 1983), за критические замечания о стиле первого издания, которые способствовали успеху книги и которые, надеюсь, я смог использовать и в последующих изданиях. Хотел бы также поблагодарить Роберта Миллера за то, что он постоянно воодушевлял и поддерживал меня при работе над этим переработанным и расширенным изданием.

Л. С. Сент-Эндрюс Август 1

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

Наши рекомендации