Параграф второй: объективные условия становления и развития личности.

Личность - одно из сущностных понятий в философии.

Она играет важную роль в раскрытии основного философского отношения «универсум - человек», помогая понять, почему мир человека так отличается от мира природы, космоса, универсума и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

§1. Философская сущность человеческой личности.

Надо отметить, что проблема личности достаточно многогранна.

С разнообразных позиций осуществляется подход к личности в психологии, социологии, педагогике, истории, политологии.

Философия рассматривает личность через призму всеобщности, а не частности, то есть через понятие «человек».

Личность является и развивается только в человеческом обществе, это качество человека, а не суть био- или зоомира. Ещё К. Маркс отмечал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». То есть превращение человека в личность происходит под воздействием тех общественных отношений, в которых он находится, причем не только в прямом смысле, но и косвенно.

В то же время необходимо понимать и тот факт, что человек не только находится в совокупности всех общественных отношений, а его свойства связаны с физическим бытием, генетическими особенностями. В этих целях целесообразно определиться с такими понятиями как «человек», «индивид», индивидуальность», «личность».

Человек. Понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие «человека» включаются как его общесоциальные черты, носителем которых он является (речь, общение, деятельность, образование), так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм. Кроме того человек обладает и определенной ментальностью, то есть психическими особенностями поведения (однако надо учитывать, что эти качества тесно связаны с его социальной сущностью).

Индивид. Индивидом в человеческом мире обычно называют отдельного человека. Индивид - это представитель рода человеческого. Индивиды - это носители общих свойств, параметров человека, в то же время отличных от других биологических видов (либо вселенских, неземных мыслящих особей).

Индивидуальность. Каждому homo sapiens присущи сугубо индивидуальные черты. Индивидуальность находит своё выражение в природных задатках и психических свойствах человека: в особенностях памяти, воображения, темперамента, характера. Индивидуальные взгляды, суждения, мнения, которые даже при общности их у разных людей всегда содержат своё собственное «я». Индивидуализированы потребности и интересы человека, его запросы. Индивидуальность - это совокупность свойств и способностей индивида, отличающих его от массы других. Одинаковых людей нет и быть не может (в этом смысле проблема клонирования человека античеловечна по сути и требует только правового разрешения, а не «нравственных» или медицинских суждений).

Личность. Определившись с вышеизложенными понятиями мы можем говорить о понятии «личности».

В русском языке этимология понятия «личность» связана с терминами «лик», «лицо».

Сущностное же понимание «личности» замыкается на ряд факторов: во-первых, социальную деятельность; во-вторых, психическую направленность; в-третьих, мыслительную или сознательную ориентированность.

Личность - это человек, рассматриваемый не только с точки зрения его общих свойств и черт, но со стороны своеобразия его социальных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом отношении мы можем говорить о мере личности, потому как эти особенности человека могут быть как положительными, так и отрицательными. Чаще всего в этих особенностях сочетаются в разных пропорциях достоинства и недостатки (используя понятие меры личности можно давать характеристики таким социальным явлениям, как терроризм и революционность, людям типа А. Гитлера или И. Сталина, Платона или А. Сахарова).

Всеобщим признаком человека как личности является общественная деятельность. Личность - это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, изменяющий условия своей жизнедеятельности. Далее, личность - это социально мыслящий и чувствующий человек. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому: личность - это не только носитель общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и интеллекту, сознательности и организованности, деловой активности.

Независимо от того, присоединяется ли человек к мнению большинства или идет своим эмпирическим путем, в каждом конкретном случае - это позиция личностная, соответствующая своему осознанию реальности в соответствии с объективными обстоятельствами.

Основные концепции личности.

Психологическая. В психологии личность (точнее индивид) рассматривается как целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного индивида от другого. Для психолога потенции индивидов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо группы или общности.

Социологическая. Социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как субъект, означает активное социальное начало, определенный тип способности к деятельности.

Философская. О ней мы говорили ранее, через понятие «человек».

Социальные типы личности.

Существуют несколько позиций в определении типологии личности, они весьма неодозначны. Различия характеризуют суть оснований выделения типов личности.

Первая. В основе её лежит принцип социальной (точнее общественной) деятельности человека. В ней выделяются четыре типа личности, которые прослеживаются на историческом пути развития человечества:

во-первых, «деятели». Исторически - это люди, начиная с рыболовов и охотников, воинов и ремесленников, земледельцев и рабочих до современных специалистов во всех областях деятельности. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и социума, включая и самого себя. Это «трудоголики», он «горят» на работе, находя в этом высшее удовлетворение, даже если результаты деятельности не всегда заметны. Развитие индустриального общества привело к культивированию именно такой личности - активной, агрессивной, знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью и социальное окружение. Потребность в таких личностях была всегда достаточно острой: П. Столыпин, Ю. Гагарин, С. Королев, Б. Ельцын, первопроходцы;

во-вторых, «мыслители». Это люди, которые, говоря словами античного философа Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ человека мыслящего, воплощающего в себе традиции рода и его историческую память всегда пользовался огромным авторитетом: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, К. Гельвеций, Ф. Бэкон, Д. Рикардо, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Г Гегель, К. Маркс, М. Ломоносов, Л. Зеленов… Для таких личностей суть существа - в осмыслении многообразной действительности (Универсума) и создании концепций его развития. В такой познавательной динамике трагичны и судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, как то, Г. Галилея, Д. Бруно, Т. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сахарова;

в-третьих, «люди чувств и эмоций». Этот люди, которые остро чувствуют, по словам Г. Гейне, как «трещина мира» проходит через их сердца. Прежде всего это деятели искусства и литературы. Гениальные предвидения этих людей иногда опережали самые смелые прогнозы и предположения. В частности: Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.) спроецировал воздухолет (вертолет); великий фантаст Г Уэллс (1856-1946 г.г.) предвосхитил в своих рассказах практически все современные космические события в безвоздушном пространстве; поэт, писатель А. Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева 1880-1934 г.г.), остро ощущавший процессы экономической и научной динамики в 1921 году написал стихи, в которых упоминалась атомная бомба;

в-четвертых, «гуманисты и подвижники». Эти люди отличаются обособленным чувством ощущения душевного состояния другого человека, облегчая реальные душевные и телесные страдания. Их сила в вере в своё предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном социальном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие и добро. В частности, россиянин Федор Петрович Гааз (1780-1853 г.г.) - врач-филантроп, прозванный «святым доктором», его жизненный девиз «спешите делать добро», был главным врачом московских тюрем, добился организации тюремных больниц, школ для детей арестантов; всемирно известная мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу 1910-1997 г.г.) - основательница и настоятельница католического Ордена милосердия, Нобелевский лауреат премии мира; Анри Дюнан (1828-1910 г.г.) - швейцарский общественный деятель, инициатор создания «Красного креста», Нобелевская премия мира в 1901 году; Альберт Швейцер (1875-1965 г.г.) - немецко-фпанцузский миссионер, врач, философ. Его исходный принцип - «преклонение перед жизнью», построил госпиталь для прокаженных, Нобелевская премия мира в 1952 году.

Вторая. Здесь основанием социального типа личности является зависимость от степени свободы человека. Степень свободы определена К. Марксом в его труде «Капитал». В связи с этим он определил три социальных типа личности:

во-первых, тип личности, которая связана с отношениями личной зависимости. В этом случае человек подвластен внешнему воздействию. Субъектами, создающими отношения зависимости, выступают классы. В ХХ столетии - тоталитарные режимы. В этом случае человек подавлен как личность как на макро, так и на микро уровне, то есть в обществе в целом и в коллективе. Существует ряд устоявшихся норм, выход за рамки которых карается. Проявляется эта зависимость – подавление как в поведении индивида, так и в его сознании, неспособности выделения себя из коллектива, автономно и продуктивно трудиться;

во-вторых, тип личности, связанный с отношениями личной независимости. В этом случае формируются достаточно сложные отношения, основанные на отсутствии у человека средств производства. Он свободно «продает» себя как товар, то есть продает свою рабочую силу, являясь ее собственником. Он свободен, но продать ему на рынке труда нечего, кроме себя - своих профессиональных качеств. Чем эти качества выше, тем более его собственная стоимость (пример: отъезд сотен тысяч россиян за рубеж в период «перестройки» в целях более приемлемых условий труда и оплаты за него. Уезжали ученые, инженеры, компьютерщики, физики, музыканты, спортсмены, художники, писатели). В целом эта личная независимость, основанная на отношениях вещной зависимости, есть необходимая объективная предпосылка для развития личности;

в-третьих, социальный тип личности обозначаемый как «свободная индивидуальность». В этом аспекте личность располагает огромными возможностями для раскрытия своих способностей и для удовлетворения своих потребностей.

Современному обществу все более и более требуется именно такая личность, необходимо ее расширенное воспроизводство. Такая потребность общества возрастает по мере перехода к новой, информационно-компьютерной волне цивилизации. «Свободные индивидуальности», то есть индивиды сочетающие высокие умственные, нравственные и физические качества будут преобладать на рынке труда цивилизованного общества.

Вот здесь необходимо вдумчивое пояснение понятия «свободы». Человек становится личностью в условиях свободы, он же сам эти условия и создает. Свобода личности - понятие многоплановое, оно включает в себя осознание личностью необходимости собственного выбора (свобода - осознанная необходимость):

свобода экономическая, она предполагает в значительной степени свободу от эксплуатации, но более широкая нежели понятие эксплуатации. Она включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Только сам человек решает какой вид деятельности для него предпочтительнее: предпринимательство или труд по найму, в какой отрасли производства ему работать и т.д.;

свобода политическая, она предполагает такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом свобода политическая не может рассматриваться как средство реализации других свобод. Будучи средством, политическая свобода обладает самоценностью (гражданские права, демократический выбор);

свобода духовная, она предполагает свободу выбора идеологии, мировоззренческих позиций, свободу совести, однако предполагает опору на законы и Конституцию страны (антипример: ваххабизм в Чечне, фашистские организации под знаком народных фронтов - коричневые рубашки, скинхеды, символ свастики у РНЕ);

свобода гносеологическая, она предполагает свободу человека в действиях по осознанию и познанию закономерностей окружающего природного и социального мира и на этой основе выработке масштабных решений.

Таким образом, рассмотрев социальные типы личностей, мы определились и с таким важнейшим личностным компонентом как свобода.

Личностью стать труднее, чем человеком или индивидуальностью, но это и составляет высшую цель цивилизованного общества, самоцель человеческой истории, обращенной к каждому члену общества. Это стадия персонализации - превращение индивидуальности в персону, в личность.

§2. Объективные условия становления и развития личности.

В этом параграфе мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью.

Личность всегда есть общественно развитый человек. Личностные качества человека производные от его социального образа жизни и самосознающего разума. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности и что определяет её развитие.

Условия становления личности.

Можно идти по традиционному пути и обозначить четыре сферы общественной жизни, определяющие условия становления личности:

***экономическая - материальные условия;

***политическая - условия, создаваемые правящим режимом;

***социальная - социальные условия;

***духовная - морально-нравственные условия.

Это традиционный общегуманитарный подход, определяющий сферы общественной жизни, а коль личность - общественно развитый человек, то его становление и определяется совершенностью этих сфер жизнедеятельности.

Это вполне приемлемый подход, но мы должны подходить более универсально, поэтому определяем условия становления личности исходя из концепции Общероссийской академии человековедения. Суть концепции: жизнедеятельность общества обуславливается восьмью сферами: экономической и экологической, научной и управленческой, медицинской и физкультурной, художественной и педагогической.

Соотвественно им определены и условия становления личности. Формирование личности и её дальнейшее развитие обуславливается исходя из специфики этих восьми сфер жизнедеятельности. Чем совершеннее, цивилизованнее общество в этих сферах, тем активнее формируется и развивается личность, соответственно возрастает и её отдача обществу.

В чем же сущностной смысл формирования личности, исходя из обозначенных условий?

Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование её есть в сущности процесс социализации индивида. Процесс социализации требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения. В процессе социализации происходит трансформация означенных нами восьми условий жизнедеятельности в качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность - это целесообразное взаимодействие индивида с предметным миром. Целесообразность человеческой жизнедеятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности).

Если следовать социокультурным программам (исторически сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следование личностным программам - предполагает возможность творческой, новаторской деятельности.

В основе деятельности лежат потребности - побудительные силы и способности - деятельностные силы человека.

Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приемы.

Побудителем деятельности является общественная потребность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).

Таким образом, деятельность со стороны личности детерминирована «долгом» и «стандартами» (общепринятыми правилами). Поскольку же и долженствование и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим человеком, постольку они образуют как бы внешнюю для человека детерминацию, которой он объективно вынужден подчиняться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как «работа». Но это и тот фон, та среда, где формируется личность.

Личность вне деятельности не существует, она совокупность отношений и собственных генетических, физических и психологических качеств, способствующих конкретному виду деятельности (космонавт, ученый, водолаз, офицер, врач, водитель, летчик).

Компоненты деятельности.

Их восемь: субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда.

Деятельность всегда является субъектной, ее осуществляет человек, субъект, личность с определенным набором качеств.

Деятельность объектна, «предметна», предметно направлена.

Деятельность орудийна, то есть связана со средствами труда.

Деятельность процессуальна, представлена совокупностью производимых операций по ее конкретному виду, в зависимости от восьми сфер жизнедеятельности.

Деятельность результативна, продуктивна, иначе деятельность превращается в простое безрезультатное процессуирование.

Деятельность осуществляется при определенных условиях, то есть при включении в нее других систем деятельности.

Деятельность системно организована, упорядочена, структурирована.

Деятельность осуществляется в среде, то есть во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов различных видов деятельности.

Социальные роли личности.

Если индивид есть отражение всей совокупности общественных отношений (8-мь сфер), то неизбежна многоплановость его социальных ролей, которые он играет формируясь как личность.

Труженик. Труженик, независимо от того, в какой сфере деятельности человек работает. На основе приведенного выше рассуждения о социализации индивида, компонентов деятельности, вырисовывается картина становления личности труженика.

Гражданин. Человек, которому не безразлична судьба его страны, народа, коллектива. Он активный участник общественного процесса.

Потребитель. Здесь смысл не в утилитарном потреблении тех или иных продуктов и благ. Личность как потребитель нас интересует как человек удовлетворяющий свои здоровые потребности. Потребность - побудительная сила, заставляющая индивида, причем объективно, включаться в процесс деятельности. Потребность учиться - студент; потребность реализовывать полученные знания - инженер, педагог, врач, офицер; потребность реализовывать умения - руководитель, ученый.

Семьянин. Социальная роль личности, связанная с функционированием семьи весьма многоплановая. В семье начинается процесс социализации личности. В семье осуществляется таинство воспроизводства человека и первый этап формирования личности. Сохраняется хозяйственно-бытовая функция семьи, связанная с ведением домашнего хозяйства и организации быта членов семьи, особенно эта функция актуализируется в переломные моменты общественного процесса, когда стоит проблема выживаемости.

Собственник. Проблема личности как собственника далека от простого разрешения в нашем обществе. Годами формировался облик человека труженика не обладающего собственностью. Вопрос какой? Личной или частной. Личная была всегда (проблема в размерах и способах ее приобретения). Частная собственность основана на эксплуатации, в какие бы формы собственник не рядился. Вопрос заключается в том, какие потребности лежат в основе деятельности индивида-собственника - личные или общественные. В соответствии с этим и надо ставить вопрос о формировании и совершенствовании личности как собственника.

Роль личности в истории.

История творится людьми, и только людьми. Лишь учет объективных условий, определяющих действия людей, дает возможность научно обосновать и объяснить роль конкретных социальных сил, партий, общественных движений, исторических деятелей в общественной жизни.

Исторические условия определяют в конечном счете рамки деятельности личности. Выйти за эти рамки никакой деятель, даже самый выдающийся, не может. Так, если еще не созрели необходимые предпосылки для более высокой ступени общественного развития (экономические, политические, социальные, духовные), то ни один общественно-политический деятель не в состоянии вызвать переход к ней своими личными действиями (харизматический лидер). В худшем случае он может навредить или затормозить на некоторое время прогрессивное развитие (до тех пор пока не будет соответствующих объективных условий: А. Гитлер, Мао Цзедун, А. Чаушеску, М. Горбачев, Б. Ельцын). Никакая личность не может творить историю по своему произволу, не может повернуть социальное развитие вспять, например, от индустриального общества к феодальному. А. Гитлер предпринимал в ХХ столетии неудавшуюся попытку восстановления рабовладельческих порядков под эгидой «немецкой расы».

Великие исторические деятели, как и великие общественные идеи, творцами и выразителями которых они являются, появляются, как правило, в переломные эпохи мировой истории или истории того или иного народа. Не великие личности создают, вызывают к жизни великие эпохи, а, наоборот, великие эпохи являются той благоприятной почвой, условием, когда таланты, гении, дарования той или иной личности могут созреть, появиться и реализоваться.

Проблема развития личности.

Развитие личности процесс разносторонний, поэтому о нем можно говорить как о проблеме всестороннего развития личности. Обыденное сознание проблему всестороннего развития личности понимает как: все знать и уметь. Проблема всестороннего развития личности действительно кардинальна. В рамках общего процесса социализации она предстает трижды: 1) всестороннее развитие человека; 2) всестороннее развитие индивидуальности; 3) всестороннее развитие личности.

В общем виде это означает, что единичный представитель человеческого общества во всех формах своего бытия (человек, индивидуальность, личность) должен преодолевать однородность развития, профессиональную ограниченность.

Практическое значение проблемы всестороннего развития личности:

во-первых, всестороннее развитие личности - это самоцель человеческой истории, это ответ о смысле существования человеческого общества:

во-вторых, всестороннее развитие личности - это универсальный критерий общественного прогресса, определитель прогрессивности страны, эпохи, политической системы;

в-третьих, всестороннее развитие личности - это «призвание, назначение, задача каждого человека», индивидуальная ценность;

в-четвертых, всестороннее развитие личности - это высшая социальная цель государства;

в-пятых, структура всестороннего развития личности определяет структуру планирования деятельности всех социальных институтов общества от семьи до школы, от трудового коллектива до любого регионального образования.

Вопросы для самоконтроля

Сущность понятия «человек».

Сущность понятия «индивид».

Сущность понятия «индивидуальность».

Сущность понятия «личность».

Психологическая концепция личности.

Социологическая концепция личности.

Философская концепция личности.

Социальные типы личностей, основанные на принципе развития.

Социальные типы личностей, основанные на принципе степени свободы человека.

Суть понятия «свободы» в обществе.

Условия становления личности.

Личность и деятельность.

Компоненты деятельности.

Социальные роли личности.

Роль личности в истории.

Проблема развития личности.

Литература

Антропономия (Общая теория человека). – Н. Новгород, 1991.

Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. – Санкт-Петербург, 1997.

Зеленов Л.А. Становление личности. – Горький, 1989.

Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Н. Новгород, 1991.

Ильенков Э.В. Что такое личность?//Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. – М., 1998.

Мунье Э. Персонализм. – М., 1992.

Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся самим собой//Соч. в 2-х т. Т. 2. – М., 1990.

О человеческом в человеке. – М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1997.

Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.

Флоренский П. У водоразделов мысли. Часть шестая. Имена. Метафизика имен в историческом освещении. Имя и личность//Соч. в 4-х т. Т. 3.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.

ГЛАВА ХIII

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Наши рекомендации