Раскройте сущность разделения труда с позиции марксистской философии.
В чем заключается тождественность разделения труда и частной собственности, по К. Марксу?
14. Прочтите отрывок из произведения Э. Фромма «Иметь и быть»:
Людям присущи две тенденции: одна из них, тенденция иметь – обладать – в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению; вторая тенденция – быть, а значит, отдавать, жертвовать собой – обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими. Учитывая, что эти два противоположных стремления живут в каждом человеке, можно сделать вывод, что социальная структура, ее ценности и нормы определяют, какое из этих двух стремлений станет доминирующим. Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека; те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие. Мы должны решить, какую из этих двух потенций мы хотим культивировать, понимая, однако, что наше решение в значительной мере предопределено социоэкономической структурой данного общества, побуждающей нас принять то или иное решение.
Вопросы
Какими факторами обусловлено становление в обществе ориентаций «быть» или «иметь»?
На Ваш взгляд, какая ориентация преобладает в современном обществе? Объясните.
15. Познакомьтесь с размышлениями А. Печчеи о будущем человечества в целом, о роли НТР в развитии цивилизации:
А Земля как бы ни была она щедра – все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами. Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирить ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих способностей и желаний.
Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему. Что же мы можем предпринять в этот последний час?
Вопросы
О каких проблемах пишет А. Печчеи? Каковы их причины и особенности? С чем автор связывает решение этих проблем?
2. Попробуйте ответить на вопросы, поставленные автором в конце отрывка.
16. Рассмотрите позицию Т. Стюарта по поводу экономических ресурсов:
Растет интеллектуальное содержание всякого труда, будь то в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях или свободных профессиях.
Информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов.
Это означает, что знания не убывают по мере их использования. Они неотчуждаемы. На стоимость создания знаний не влияет, сколько человек будут пользоваться ими впоследствии.
Второе различие между знаниями и прочими ресурсами заключается в изобилии знаний. Они (знания) зачастую вырастают в цене потому, что имеются в изобилии, а не потому, что их недостает.
В-третьих, структура себестоимости большинства наукоемких товаров и услуг («материализованных знаний») резко отличается от структуры себестоимости «нематериализованного материала».
Вопросы
Какие виды экономических ресурсов выделяет Т. Стюарт?