Россия, Санкт-Петербург, 194291, а/я 63, Могилеверу О. М.

или на официальный русский сайт в Интернете,
посвященный Бхагавану Шри Рамане Махарши:

http://www.ramana.ru

Библиотека сайта:
http://www.ramana-books.narod.ru

В библиотеке имеются различные электронные версии книг [1, 3, 4, 7–9] и она пополняется.

ПИСАНИЯ, КНИГИ И РАБОТЫ,
УПОМЯНУТЫЕ В ТЕКСТЕ БЕСЕД

Произведения Шри Бхагавана

Кто я?– одна из наиболее ранних записанных работ Шри Раманы, осно­ванная на ответах, которые Он дал в 1902 году. Издана в 1923 году. См. [1, с. 123-134].

Позднее Шри Бхагаван Сам переписал вопросно-ответную редак­цию в форме эссе. Он изменил порядок изложения основных идей, логически более тесно упорядочив их. См. [3, с. 291–302; 5; 8, с. 53-63].

Эта небольшая работа содержит суть всего учения Шри Раманы Махарши.

Открытая Истина [Сад-видья] – издание Шри Раманашрама, содер­жащее "Сорок стихов о Реальности" и "Дополнение к Сорока сти­хам о Реальности". См. [33].

Песнь об аппаламе [Аппалапатту]– стихотворение из пяти строф, написанное Шри Бхагаваном в 1915 году ради Своей матери. Он тогда жил в пещере Вирупакша, а мать была с Ним и готовила Ему пищу. Сам Бхагаван умел хорошо готовить и часто помогал ей. Од­нажды мать попросила Его помочь ей приготовить аппалам – тон­кую круглую лепешку из темной муки. Он, однако, вместо этого написал стихотворение, в котором дал наставление на духовном пути, используя символику приготовления аппалама. Во второй строфе, в частности, говорится:

Ржаное зерно – это "я", или эго,

Выращенное в плодородном поле тела,

Состоящего из пяти слоев.

Брось его под жернова мельницы поиска Мудрости –

вопрошания "Кто я?".

Превратив эго в тончайшую муку,

Мы разрушим наши привязанности,

Только так Атман обретёт Свою свободу.

А в третьей строфе:

Добавь из виноградных гроздей

Сок общения со святыми людьми.

К этому необходимо прибавить тминное зерно

контроля ума,

К ним добавляй перец ограничения

изменчивых чувств

И соль безразличия к видимому миру;

Не забудь ещё приправу стремления

к целомудренной жизни.

Таковы значения ингредиентов духовной кухни.

См. [5; 8; с. 184 – 185].

Познание Атмана [Атма-видья]– удивительное стихотворение из пяти строф, написанное Шри Раманой по просьбе ученика, выда­ющегося поэта Муруганара. Последний написал строфу, утвержда­ющую, что "Познание Атмана – легкая вещь, легчайшая вещь из существующих..." и попросил завершить стихотворение. Махар­ши сделал это, выразив и Учение и практику в одном стихе!

Во второй строфе, в частности, говорится:

Мысль "Я – тело" есть нить,

на которую нанизаны различные мысли,

словно бусы.

Следовательно, при глубоком погружении

С вопросом "Кто я и откуда?" мысли исчезнут

И осознание Я вспыхнет как "Я – Я"

В пещере Сердца каждого искателя.

И это – Небеса,

Это – то Безмолвие, обитель Блаженства.

А в четвёртой строфе:

Для того чтобы путы судьбы и их следствия

были окончательно развязаны,

А также для освобождения от круговорота

рождения и смерти

Этот путь гораздо легче других.

Поэтому сохраняйте спокойствие

и храните внутреннюю Тишину –

В речи, в мыслях, в движеньях.

Тогда Лучезарный Атман откроется внутри.

Это – Высочайший Опыт.

Страх исчезнет.

Это – беспредельное море

Совершенного Блаженства!

См. [5; 8, с. 187-189].

Пять драгоценностей Аруначале [Аруначала Панчаратнам]– пя­тый гимн Аруначале, в котором сокровенно говорится о различных путях Реализации. Этот гимн ежедневно исполняется в Шри Раман­ашраме во время пения Вед. См. [5; 8, с. 179–182].

Само-исследование [Вичара Санграха] – первая работа, написанная Махарши (1901). В те годы Он говорил редко, а потому записал свои ответы на вопросы Гамбирама Сешайи. Эта работа отличает­ся от последующих тем, что в ней изложен не только путь Само­исследования, но и другие Пути, в том числе – раджа-йога. См. [5; 8, с. 89–118]. Позднее Свами Натанананда написал по этой работе эссе. См. [5; 8, с. 64–88].

Свадебная гирлянда посланий Аруначале [Аруначала Акшара Ма­намалай]– это, по сути, Гимн всего Рамана-движения. Он также известен как "Аруначала-Шива" благодаря своему припеву. Произ­ведение написано языком "мистицизма свадьбы" от имени души, невесты, которая в день свадьбы хочет подарить своему возлюблен­ному Жениху – Богу, Аруначале – гирлянду любовных Посланий. Поэма Шри Бхагавана в пылких символах говорит о любви и союзе между человеческой душой и Богом и находится в одном ряду с наиболее трогательными творениями мировой поэзии. Русский текст и комментарий известного философа адвайта-веданты, профессора Т. М. П. Махадэвана, см. в [5; 8, с. 159–169; 437–450].

Сорок стихов о Реальности [Улладу Нарпаду]– поэма о природе Реальности (букв.: "Сорок о том, Что Есть"), основное собственно "философское" сочинение Шри Раманы, написанное Его собственной рукой. Русский текст, историю создания этого произведения, а также полный "практический" комментарий к нему одного из выдающихся учеников, ашрамита С. С. Когана, см. в [5; 8, с. 136–144; 417–437].

Суть Наставления [Упадеша Ундийяр / Упадеша Сарам]– поэма, являющаяся четкой формулировкой практического руководства, даваемого Бхагаваном Шри Раманой Махарши. Это единственное произведение, которое Он написал "по некоторому плану, с опреде­ленной целью и за один присест". По просьбе ученика, поэта Муру­ганара, – завершить его поэму наставлениями Шивы – Шри Бхагаван сочинил 30 стихов на тамили [Упадеша Ундийяр]; позднее Махарши сам перевёл их на санскрит [Упадеша Сарам]. Махарши говорит о разных путях Освобождения и показывает, что наилучшим путем является Само-исследование. Русский текст и полный комментарий, построенный на основе комментариев Его известных учеников, см. [5; 8, с. 130–135; 404–417].

Произведения о Шри Бхагаване
и Его наставлениях

Маха-йога, или Знание Упаиишад в свете поучений Бхагавана Шри Раманы (Maha Yoga or The Upanishadic Lore in the Light of the Teachings of Bhagavan Sri Ramana Maharshi) – глубокое изложение, которое проливает свет на многие важные и тонкие моменты в по­учениях Шри Бхагавана, таким образом обеспечивая прочную тео­ретическую основу для понимания их практической стороны. Книгу написал Шри К. Лакшмана Шарма, скрывшийся под псевдонимом "Кто", который более 20 лет был близко связан с Учителем. Первое издание вышло в 1937 году с предисловием Поля Брантона.

В конце девятой главы автор пишет: "Мудрец (Шри Рамана) од­нажды сказал пишущему эти строки, что Поиск есть Великая Йога [Маха-йога], потому что, как показано здесь, все йоги включены в Поиск" и поэтому он назвал эту книгу "Маха-йога". Однажды, не­сколько лет спустя после её публикации, Шри Бхагаван натолкнул­ся на стих в Курма Пуране (2.11.7), в котором Господь Шива заявля­ет: "Та йога, в которой человек видит Себя, Атман, который есть Я, единое незапятнанное и вечное блаженство, рассматривается маха-йогой, подобающей Высочайшему Господу". Шри Бхагаван перепи­сал этот стих в Свою копию "Маха-йоги" в конце девятой главы. Во всех последующих изданиях "Маха-йоги" Шри Раманашрам воспро­изводит факсимиле этой записи.

Путешествие в тайную Индию (A Search in Secret India)– первая книга, из которой мир вне Индии узнал о Шри Рамане Махарши. Три главы этой блестяще, глубоко и с чувством написанной книги, посвящены непосредственно Шри Бхагавану и прямым пережива­ниям ее автора - английского журналиста Поля Брантона. Первое издание – 1934 год. Именно эта книга привлекла к Шри Рамане таких выдающихся "западных" учеников, как Алан У. Чадвик, С. С. Коган и других.

Само-Реализация (Self-Realization)– самая первая обширная био­графия Шри Бхагавана, подготовленная Б. В. Нарасимхасвами (ле­жащая в основе известной книги Артура Осборна "Рамана Махарши и Путь Самопознания", изданной на русском языке – [3, с. 24–284]). Первое издание вышло в 1931 году, задолго до того, как Учи­тель оставил тело (1950). Современные издания содержат эпилог, написанный С. С. Коганом.

Шри Рамана Гита (Песнь Шри Раманы)– поэма, которую написал Кавьякантха Ганапати Муни, замечательный поэт-импровизатор на санскрите и выдающийся ученик. В ней изложено содержание бе­сед автора и его собственных учеников со Шри Раманой (1913–1917). Поэма построена как священное Писание, как Бхагавад-Гита, и является шедевром духовной литературы. Русское издание содер­жит факсимиле почерка Шри Бхагавана, которым Он переписал по­эму. См. [4 ].

Комментарий на Сат-Даршанам[247](Sat-Darshana Bhashya)написал Капали Шастри, практиковавший поучения Шри Раманы и Шри Ауробиндо. Своим комментариям автор предпослал записи своих весьма интересных и глубоких диалогов со Шри Раманой, которые он вёл с 1912 года; часть их вошла в "Шри Рамана Гиту"[248].

Наши рекомендации