Отношение студенческой молодёжи к гомосексуализму
Гомосексуализм – это одна из тем, интерес к которой возрос в последние годы с развитием демократических свобод и массовых коммуникаций. В СССР мужеложство преследовалось по закону, в связи с чем отношение к теме однополой любви у людей старшего поколения во многом предсказуемо.
Процесс социализации молодого поколения, родившегося в 90-х годах XX века, происходил в совершенно иных условиях: мобильность, высокая информированность, техническая грамотность[321], а также отсутствие стабильных морально-нравственных ориентиров.
В условиях открытости любой информации, легкого доступа к информационным ресурсам, постоянного психологического давления произошла смена ценностных ориентаций. Эпоха постмодернизма поставила под вопрос такие вечные константы, как любовь, религия, время, культура, пол и т.д. Одной из важнейших социокультурных проблем является проблема гендерных отношений, аспектом которой выступают однополые связи[322].
В 90-х годах проводились различные исследования, в частности сравнительные исследования американских, российских и японских студентов, российско-финские исследования, репрезентативные опросы ВЦИОМ[323], которые, помимо прочих результатов, показали, что в 90-х годах стала развиваться плюрализация сексуальных норм и ориентаций.
Сегодня перед мировым сообществом стоит вопрос признания гомосексуальных союзов нормой, рассмотрение их наравне с гетеросексуальными парами. В последнее время все чаще среди защитников прав сексуальных меньшинств можно встретить молодых людей. Поколению 90-х не внушалась мысль о противоестественности такой любви, наоборот, в СМИ часто мелькали звезды шоу-бизнеса, чье амплуа было построено на гомосексуальном образе. К чему привела такая свобода, хлынувшая в массы на рубеже веков?
Было проведено социологическое исследование на предмет выявления отношения молодежи студенческого возраста к гомосексуализму. В поросе приняло участие 152 человека.
Все опрошенные молодые люди знают, что обозначает термин «гомосексуализм».
На вопрос об общем их отношении к гомосексуализму 70% ответили «нейтрально», 17% – «отрицательно» и 13% – «положительно».
В процессе обработки результатов положительное отношение к гомосексуализму (13% опрошенных) характеризовалось как толерантность, а нейтральное отношение как безразличие. Среди толерантных респондентов 60% имеют в своем круге общения людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Таким образом, положительное отношение может быть результатом экстраполяции отношения к определенному человеку, который принадлежит к сексуальным меньшинствам и является другом респондента. Соответственно, опрошенный в ответе на вопрос об его отношении к самому феномену гомосексуализма, отвечает «положительно», ориентируясь на свои отношения с конкретным представителем сексуальных меньшинств.
Следует также отметить, что исследование было проведено с помощью Интернет-опроса и анкетирования. Среди респондентов, мнение которых собиралось анкетированием, процент отрицательного отношения к нетрадиционной сексуальной ориентации значительно выше. Это можно связать с большей откровенностью респондентов при Интернет-опросе в связи с отсутствием психологического давления, которое может оказывать присутствие анкетера.
Далее хотелось бы осветить некоторые особенности ответов респондентов, которые выказали отрицательное отношение к гомосексуализму. Среди них подавляющее большинство считает гомосексуализм проблемой общества (среди 25% респондентов, считающих гомосексуализм проблемой общества, 18% - это респонденты с негативным отношением к гомосексуализму). 80% не имеют в своем окружении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. 32% прервали бы дружескую связь с человеком, который признался бы им в собственной гомосексуальности, а 36% затрудняются ответить, как бы они повели себя в подобной ситуации.
Также среди респондентов с отрицательным отношением к гомосексуализму 60% испытали бы чувство разочарования, узнав, что их любимый певец, актер или писатель имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию, и лишь 16% затруднились с ответом. Таким образом, при отрицательном отношении больше колебаний вызывает вопрос о сохранении дружеской связи с человеком, признавшимся в гомосексуализме, нежели вопрос о чувстве разочарования в любимом музыканте, актере или писателе. К своим кумирам у молодых людей требования выше, они являются в некоторой степени идеалами, в которых респонденты не готовы терпеть некие отклонения от нормы. Любимые знаменитости не входят в ближайший круг общения молодежи, дружба же играет одну из ключевых ролей в жизни студентов, смириться с «особенностями» друга легче, так как здесь на первый план выходят личностные качества человека.
Теперь следует проследить результаты опроса среди всего массива респондентов.
Принятый недавно закон о запрете пропаганды гомосексуализма не поддерживают больше половины опрошенных – 53%. 25% молодых людей назвали данный законопроект необходимой мерой регуляции поведения представителей сексуальных меньшинств.
51% опрошенных считает, что сексуальным меньшинствам не стоит разрешать проводить парады. Среди причин самая распространённая (34% опрошенных) – это возможность проведением парада спровоцировать конфликтую ситуацию. 30% заявили, что парад может оказать негативное воздействие на детей и подростков, а 22% – что парад пошатнет моральные устои общества. Среди мнений высказывалась неясность целей подобных мероприятий, а также то, что парады – это проявление гомофилии, никому не стоит афишировать свои сексуальные наклонности.
Среди сторонников проведений гей-парадов (21%) в качестве основной причины для подобных мероприятий высказывалось мнение, что в демократическом обществе следует учитывать интересы всех, в том числе и меньшинств (40%). 21% опрошенных считает, что проведение парадов будет демонстрированием обществу самого факта существования гомосексуалистов, что поможет окружающим легче их принять. 19% заявили, что это способ гомосексуалистов открыться, а 17% указали, что гей-парады вносят разнообразие в окружающую действительность.
За легализацию однополых браков выступили 58% опрошенных. Среди причин 37% опрошенных указали, что гей-пары ничем не отличаются от гетеросексуальных союзов и имеют право узаконивать свои отношения. 24% посчитали, что легитимация таких союзов побудит окружающих серьёзнее относиться к подобным парам, так как их отношения будут иметь статус семьи. 19% ответили, что после узаконивания однополых браков у меньшинств больше не будет поводов привлекать к себе внимание общественности. Также 16% указали, что возможность вступить в официальные отношения снизит количество случайных связей геев, что повлечет за собой снижение уровня ВИЧ-инфицированных. Следует заметить, что вступление в брак гарантирует гомосексуальным парам не только официальный статус отношений, но также позволяет иметь некоторые правовые гарантии.
44% опрошенных высказались против легализации однополых браков, как основную причину назвав противоестественность данных союзов. Также указывалось негативное влияние на детей и подростков и тот факт, что за легализацией браков гомосексуалисты потребуют больше прав и свобод.
На данный момент 11 стран мира регистрируют однополые браки на общегосударственном уровне. Первым закон о легализации однополых союзов приняли Нидерланды (1.04.2001), за ними последовали Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, Аргентина и Дания.
Были проанализированы результаты сравнительного социологического исследования 1990 и 2005 годов. В 1990-м году 48% молодых людей считали, что гомосексуалистов необходимо изолировать от общества, тогда как в 2005 году эту идею поддержал 31% молодых людей, а 49% считали, что гомосексуалистов необходимо представить самим себе[324]. В соответствии с
полученными данными нашего исследования можно говорить о том, что сегодня продолжается тенденция не столько к толерантности, сколько к индифферентности по отношению к сексуальным меньшинствам.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день студенческая молодежь лояльно относится к гомосексуализму, воспринимая его как часть повседневности. Даже при негативном отношении к гомосексуальности молодые люди не дискриминируют ее носителей.
Коломенцева Д.А.
(ТГПУ, г. Тула)