Механизмы психологической защиты. Представление о копинг-стратегиях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

Понятие «психологическая защита» первоначально формировалось в рамках психоанализа и основывалось на теории гомеостаза (представление о том, что любой организм стремится сохранить параметры функционирования) и «сопротивлении изменениям», с которым сталкивались психоаналитики в своей клинической практике. Механическому переносу биологической идеи гомеостаза в психологию способствовало и представление Фрейда о человеке как существе, изначально переживающем внутренний конфликт между животными глубинами бессознательного и цивилизованными ограничениями суперэго. Концепция психологических защит в классическом виде была представлена А. Фрейдом в книге «Эго и механизмы защиты» (1936). Согласно разработанной им структуре личности, психологическая защита направлена на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляет собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых личность пытается сохранить целостность и адаптивность. В целом данная концепция осталась неизменной и в современных направлениях психоанализа, претерпев лишь косметическую эволюцию. Согласно взглядам Ч. Бреннера (1981), психологические защиты являются определенным аспектом мышления, отражающим взаимосвязи между Я и Оно. В зависимости от особенностей конфликтной ситуации (различное размещение ее на оси «удовольствие-неудовольствие») Я может применять эти механизмы для защиты при давлении влечений и для их удовлетворения. В защитных целях Я использует любую установку, восприятие, отвлечение внимания, смещение на побудителя иного поведения.

В отечественной психологии и психотерапии понятие «психологическая защита» рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания на психическую травму (Бассин Ф.В. и др., 1975). При этом имеется в виду прежде всего защитная перестройка, происходящая в системах взаимосвязанных психологических установок и отношений, в субъективной иерархии ценностей, которая направлена на уменьшение, разрядку патогенного эмоционального напряжения, способствуя хотя и временному, но определенному лечебному эффекту и предотвращая дальнейшее развитие психологических и физиологических нарушений.

В личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии психологическая защита понимается как система адаптивных реакций личности, направленная на изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих) с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию больного. Такие негативные чувства, как тревога, страх, гнев, стыд и сама болезнь как эмоциональный стресс, вызывают адаптивные процессы переоценки значения ситуации, отношений, представлений о себе в целях ослабления психического дискомфорта и сохранения соответствующего уровня самооценки. Этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности с помощью целого ряда механизмов психологических защит. Одни из них, например вытеснение, действуют на уровне восприятия, другие, например рационализация, - на уровне трансформации (искажения) информации. Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения делают такие защитные механизмы патологическими. Общей их чертой является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы, вызвавшей отрицательные переживания.

Наиболее распространенные и важные механизмы психологической защиты могут быть представлены в виде нескольких групп. В первую группу входят механизмы, которые объединяет отсутствие переработки содержания того, что подвергается вытеснению, подавлению, блокированию или отрицанию. Вытеснение - активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприемлемых желаний и мыслей. Это наименее дифференцированный и нередко малоэффективный способ защиты, но в той или иной мере он присоединяется к действию всех других защитных механизмов. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, которые снижают чувство собственной ценности. Чаще этот механизм проявляется у лиц с незрелым Я, истерическими чертами характера, у детей. Близкими к описанному считаются механизмы перцептивной защиты (автоматические реакции невосприятия при наличии болезненного расхождения между поступающей и имеющейся информацией), подавления (более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от аффектогенных импульсов и конфликтов), блокирования (задержка, торможение - обычно временное -эмоций, мыслей или действий, возбуждающих тревогу), отрицания (непризнание, отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование болезненной реальности, фактов).

Вторая группа механизмов психологической защиты связана с преобразованием (искажением) содержания мыслей, чувств, поведения больного. Механизм рационализации проявляется в псевдообъяснении собственных неприемлемых желаний, убеждений и поступков, интерпретации по-своему различных личностных черт (агрессивности как активности, безразличия как независимости, скупости как бережливости и т.д.). Это делается с целью самооправдания, так как осознание истинного их содержания может привести к снижению чувства собственной ценности, повышению тревоги и другим отрицательным последствиям. При защитном механизме по типу интеллектуализации вступает в действие контроль над эмоциями и импульсами путем преобладания размышления, рассуждения по их поводу вместо непосредственного переживания. Характерный признак здесь - чрезмерно объективное отношение к ситуации, подчеркнуто рассудочный способ представления и попытки решения конфликтов без ощущения связанных с ситуацией аффектов. Близким к описанному способу защиты является механизм изоляции, состоящий в интеллектуально-эмоциональной диссоциации, отделении эмоции от конкретного психического содержания, в результате чего представление или эмоции вытесняются или связываются с другим, менее значимым представлением (тем самым достигается снижение эмоционального напряжения). Следующий в этой группе защитный механизм характеризуется совладанием с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными качествами посредством замены их на противоположные (например, пациент с вытесняемой враждебностью по отношению к окружающим неосознанно принимает установку и поведение человека послушного и уступчивого). Механизм смещения проявляется в том, что реальный объект, на который могли быть направлены негативные чувства, заменяется более безопасным (например, сдерживаемая агрессия больного в отношении авторитетного лица перемещается на других, зависимых от него людей). В случае механизма проекции происходит приписывание пациентом непризнаваемых собственных мыслей, чувств и мотивов другим людям. В отличие от механизма смещения при идентификации больной отождествляет себя с более сильной личностью, в частности имитируя агрессивную или дружелюбную манеру поведения в зависимости от ассоциируемых с этим человеком чувств - страха или любви.

Третью группу психологических защит составляют механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения. К ним относится механизм реализации в действии (ас11п§ огй), при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения. Этот механизм может составлять основу психологической зависимости от алкоголя, наркотиков и лекарств, а также суицидальных попыток, гиперфагии, агрессии и др. Защитный механизм соматизации тревоги или какого-либо отрицательного аффекта проявляется в психовегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения сенсорно-моторными актами. Некоторые авторы включают в защитную деятельность личности механизмы сублимации, преобразующей энергию инстинктивных влечений в социально приемлемую активность.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы психологических защит манипулятивного типа. Так, при механизме регрессии с целью уменьшения тревоги и ухода от реальной действительности происходит возвращение к более ранним, инфантильным личностным реакциям, проявляющимся в демонстрации беспомощности, зависимости, детскости поведения. С помощью механизма фантазирования (в функции манипуляции) больной, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением. Известен также защитный механизм ухода в болезнь, при формировании которого человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Особенности психологических защит проявляются в период интенсивной психотерапевтической работы при обсуждении проблем пациента, анализе самооценки, прояснении неотчетливо выражаемых эмоций, конфронтации (сопоставление и демонстрация больному его противоречивых высказываний и поведения), осознании внутреннего конфликта при общении с психотерапевтом. Защитные механизмы представляют собой один из источников сопротивления в процессе психотерапии. Сопротивление отражает наличие противоречивой мотивации к лечению: с одной стороны - сознательного стремления к выздоровлению, с другой - неосознаваемой потребности в сохранении заболевания, так называемой условной желательности болезни. Пациент оказывает сопротивление в определенные моменты психотерапевтического процесса, используя типичный для него стиль защиты, с помощью которого он избегает болезненных переживаний.

КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ

Механизмы совладания (копинг-механизмы, от англ. coping - совладание) определяют успешность или неуспешность адаптации человека в стрессовых ситуациях. Впервые термин coping был использован Л. Мерфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Р.С. Лазарус (1966) определял их как стратегию действий, предпринимаемых человеком в ситуации психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к болезни. В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Р. Лазаруса и С. Фолькмана (1984, 1987), выделяются базисные копинг-стратегии («разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание») и базисные копинг-ресурсы (Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы). Копинг-стратегия разрешения проблем отражает способность человека определять проблему и находить альтернативные решения, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, способствуя сохранению как психического, так и физического здоровья. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки позволяет при помощи актуальных когнитивных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно совладать со стрессовой ситуацией. Отмечаются некоторые половые и возрастные различия в особенностях социальной поддержки. В частности, мужчины чаще обращаются за инструментальной поддержкой, а женщины - как за инструментальной, так и за эмоциональной. Молодые пациенты наиболее важным в социальной поддержке считают возможность обсуждения своих переживаний, а пожилые - доверительные отношения. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса до изменения самой ситуации. Активное использование индивидом копинг-стратегии избегания можно рассматривать как преобладание в его поведении мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также как сигнал о возможных внутриличностных конфликтах (Ялтонский В.М., 1994).

Одним из основных базисных копинг-ресурсов является Я-концепция, позитивный характер которой способствует тому, что человек чувствует себя уверенным в своей способности контролировать ситуацию. Интернальная ориентация личности как копинг-ресурс позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определить вид и объем необходимой социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, принятию ответственности за происходящие события.

Следующим важным копинг-ресурсом является эмпатия, которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценить проблему и выработать больше вариантов ее решения. Существенным копинг-ресурсом является также аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности, так и в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми. Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений. Успешность копинг-поведения определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитое когнитивное мышление позволяет адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Была сделана попытка объединить в единое целое защитные механизмы и механизмы совладения. При постановке психотерапевтических задач такое объединение адаптивных реакций личности представляется целесообразным, так как механизмы приспособления к болезни на разных ее этапах чрезвычайно разнообразны - от активных гибких и конструктивных до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты.

Цели копинг-механизмов могут быть различными у пациента, психотерапевта и лиц из ближайшего окружения больного. Пациент заинтересован в обретении психического равновесия, ослаблении и устранении болезненных расстройств, эффективном приспособлении к жизни при проявлениях болезни и ее последствиях в случае хронического течения, оптимальной адаптации к требованиям лечения. Основными целями использования психотерапевтом копинг-механизмов пациента являются развитие позитивного отношения к лечению, активное сотрудничество, эмоциональная устойчивость и терпеливость в процессе терапии. Лица из ближайшего окружения пациента ожидают от него сохранения прежнего статуса в семье и на работе, поддержания социальных контактов. Психотерапевту важно учесть все это многообразие целей для развития разнонаправленных копинг-механизмов.

Типы (модальности) механизмов со-владания могут проявляться когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями функционирования личности больного. К когнитивным стратегиям относятся отвлечение или переключение мыслей на другие «более важные», чем болезнь, темы, а также принятие болезни как чего-то неизбежного (проявление своего рода философии стоицизма), диссимуляция, игнорирование, снижение серьезности болезни и даже подшучивание над ней. Сюда же относятся сохранение апломба, стремление не показывать своего болезненного состояния другим, проблемный анализ болезни и ее последствий, поиск соответствующей информации, расспрос врачей, взвешенный подход к решениям. Механизмы совладания здесь проявляются и в относительной оценке болезни в сравнении с другими людьми, находящимися в худшем положении, религиозности («со мною Бог»), придании болезни значения и смысла (например, отношение к болезни как к вызову судьбы или проверке стойкости духа и др.), самоуважении - более глубоком осознании собственной ценности.

Эмоциональные стратегии проявляются в виде протеста, возмущения, противостояния болезни и ее последствиям, а также эмоциональной разрядки (отреагирования чувств, вызванных болезнью, например плачем). К копинг-механизмам здесь относятся изоляция (подавление, недопущение чувств, адекватных ситуации), пассивное сотрудничество (доверие с передачей ответственности психотерапевту), покорность, фатализм, капитуляция, самообвинение, злость, раздражение, связанные с ограничением жизни болезнью, сохранение самообладания (равновесия, самоконтроля).

К поведенческим стратегиям механизмов совладания относятся: отвлечение (обращение к какой-либо деятельности, уход в работу), альтруизм (забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план), активное избегание (стремление избегать «погружения» в процесс лечения), компенсация (отвлекающее исполнение каких-то собственных желаний), конструктивная активность (удовлетворение какой-то давней потребности), уединение (пребывание в покое, размышление о себе), активное сотрудничество (ответственное участие в диагностическом и лечебном процессе), поиск эмоциональной поддержки (стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание).

Из описания копинг-механизмов видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой - их различие по параметру «активности -пассивности» («конструктивности - неконструктивности»). Наиболее продуктивными из них при психотерапии являются активное сотрудничество пациента в диагностическом и лечебном процессе, активный поиск поддержки в терапевтической и социальной среде, проблемный анализ болезни и ее последствий, разумная степень игнорирования болезни и юмористический подход к ней (определенное дистанцирование в отношении к проявлениям заболевания), стоицизм и терпеливость, сохранение самообладания, противостояние болезни, эмоциональная разрядка и альтруизм. Нередко психотерапевту трудно проводить конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, которая ослабляет и снижает необходимость использования им защиты. В этом случае наиболее целесообразен акцент в психотерапевтической работе на поддержание и развитие у пациента механизмов совладания.

Наши рекомендации