Тема 1.2. Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Сравните общее и особенное в возникновении философии в Древней Индии, Древнем Китае и в Древней Греции.

2. Выделите специфические черты философии Востока и философии Запада.

3. Проанализируйте мифологические предпосылки возникновения философии.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная)

1. Возникновение философских представлений в Древней Индии.

2. Возникновение философских представлений в Древнем Китае.

3. Античная философия.

3.1. Досократический период античной философии.

3.2. Основные школы и течения классической античной философии.

3.3. Основные школы и течения философии эпохи эллинизма.

3.4. Философия эпохи поздней античности.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Рассмотрение первого и второго вопросов целесообразно начать с определения специфики восточного мифологического и религиозного мировоззрения, а затем перейти к особенностям философии соответственно Древней Индии и Древнего Китая. При анализе философии Древней Индии необходимо строго отличать ее периоды (ведический период, эпический этап, «эру» сутр) и соответствующие школы и течения философии: основные принципы и понятия ведийской философии, этико-религиозный характер индуизма, буддизма, джайнизма, зачатки материализма в философской школе чарвака-локаята, оппозиционной, как буддизм и джайнизм ведам. Затем надо сделать общий обзор философских школ Древней Индии (йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья), которые развивали ведическое учение («даршаны»). Наконец дать краткую характеристику философских трактатов эры сутр.

Рассматривая философию Древнего Китая, нужно, прежде всего, определить центральные понятия: Инь и Ян, Великая Триада, Дао; специфику китайской мифологии как идейного материала последующих философских учений. Затем дать общую характеристику философских школ с седьмого по третий века до нашей эры (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм, натурфилософия, номинализм). После чего более подробно охарактеризовать даосизм как древнейшее философское учение Китая, выделить антропоцентризм конфуцианства, принципы «доброго правления», охарактеризовать особенности социальной философии легистов.

Рассматривая третий вопрос, необходимо начать с определения специфики западноевропейской рациональной модели культуры, которая была впервые разработана в Древней Греции, указать социально-экономические политические, духовные и общекультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Затем кратко, но четко определить хронологическое и смысловое деление античной философии на этапы: натурфилософский, софисто-сократический, классический, эллинистский и позднеантичный.

Вопрос 3.1. предполагает рассмотрение особенностей философии Древней Греции с момента ее возникновения (ионическая философия) вплоть до Сократа. Здесь необходимо показать особенности натурфилософского периода развития античной философии, «интригу» софистического релятивизма, борьба с которым породила величайшие философские системы.

При ответе на вопрос 3.2. необходимо раскрыт роль и значение философской деятельности Сократа, дать самостоятельную характеристику философии Платона и философии Аристотеля. Кроме того, отдельно следует проанализировать специфику атомистической философии Левкиппа – Демокрита.

Отвечая на вопрос 3.3., докладчик должен показать социально-экономические, политические и духовные истоки философии эпохи эллинизма и дать краткую характеристику ее основных школ: стоики, киники скептики, эпикурейцы.

При рассмотрении вопроса 3.4. необходимо дать общую характеристику состояния Римской империи и остановиться на анализе философии отца неоплатонизма Плотина и атомизме Тита Лукреция Кара.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Зотов А.Ф. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2009.

2. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2007.

Дополнительная литература

1. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1975.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. - М., 1976.

3. Великие люди. Зороастр, Будда, Конфуций, Магомед. - М., 1991.

4. Вериан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

6. История философии в кратком изложении. - М 1991.

7. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997.Т. 1.

9. Рассел. Б. История западной философии. - М., 1993.

10. Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.

11. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древней Индии?

2. Какие школы были в философии Древней Индии, и на какие периоды делится древнеиндийская философия?

3. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древнего Китая?

4. Как можно охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии?

5. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древней Греции?

6. Что значит «античная философия», и что объединяет всех античных философов?

7. Какие периоды можно выделить в античной философии, и на каких основаниях?

8. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?

9. В чем состоит философская «интрига» борьбы диалектических идей Гераклита и учения элеатов о неподвижном и неизменном бытии?

10. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека?

11. В чем различие линии Платона и линии Демокрита в философии?

12. Каковы общие и отличительные черты философии Платона и философии Аристотеля?

13. Какие философские школы представляют этический период развития античной философии?

Наши рекомендации