ВОПРОС 62. Методы и формы научного познания.

Формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает все более активное воздействие на обыденное сознание. Однако между позна­нием и научным познанием имеются суще­ственные различия.

• Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта.

• Отличие научного исследования от обыденного познания в методах познавательной дея­тельности.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Они отли­чаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальной действительности эти два слоя знания всегда взаимодействуют. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. На уровне же теоретического познания происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде.

Анализ процесса научного познания по­зволяет выделить два типа приемов и методов исследования. Приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом, назовем их условно общелогическими методами. Также существуют особые при­емы, характерные только для научного познания, - научные мето­ды исследования.

Общелогические методы познания. 1. Анализ - это расчленение целостного предмета на составляю­щие части (признаки, свойства) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Анализ и синтез являются наиболее элементарными и просты­ми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте че­ловеческого мышления. Они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм. 2. Абстрагирование — это особый прием мышления, который заклю­чается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирования является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. 3. Обобщение — это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного к более общему понятию или суждению. 4. Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — это способ рассуждения, противоположный индукции. Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. В качестве вывода по­лучают суждение, в котором признак приписывается всему классу. 5. Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Перенос информации об одних объектах на другие. 6. Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей ори­гинал с определенных сторон, интересующих познание. Используется моделирование, если объекты невозможно постиг­нуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом.

Научные методы эмпирического исследования. Эксперимент — это метод исследова­ния, с помощью которого объект или воспроизводится искус­ственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Научные методы теоретического исследования. 1. Специфическим приемом построения теорий является гипотетико-дедуктивный метод. Этот метод состоит в том, что сначала создается гипоте­за, затем она подвергается опытной проверке, в ходе которой уточняется и конкретизи­руется. 2. Для создания научных теорий используется метод восхождение от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь находит главную связь изучаемого объекта, а затем следит, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимо­действия. 3. В основе исторического метода лежит изучение реальной исто­рии в ее конкретном многообразии, выявление исторических фак­тов и на этой основе мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность. 4. Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его раз­вития. В логическом методе эти закономерности выявляются в очищенном от конкретных зигзагов и случайностей реальной истории виде. Исторический же метод предполагает фиксацию таких зигзагов и случайностей, но он не сводится к простому эмпирическому описанию событий. Все описанные методы познания в реальном научном исследо­вании всегда работают во взаимодействии. 5. Познание и творчество. В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют независимо от воли и сознания чело­века.



Наши рекомендации