Задача управления в психологии

В некоторых институтах считают, что человек является объектом управления, и задачу психологии видят в том, чтобы человеком управлять. Настоящая же задача управления в психологии заключается в том, чтобы человек управлял.

Для того, чтобы человеком управлять нужно понизить степень гармонии его личности, т.е. нужно нарушить целостность личности и согласованность между двумя началами – интуицией и логикой (двумя полушариями головного мозга). В этом случае человек из субъекта превращается в объект. Он теряет индивидуальность и индивидуальную ответственность непосредственно перед жизнью (природой, прародителем). Он превращается в бездумного исполнителя инструкции и мало интересуется общечеловеческим смыслом своих действий или прикрывается иллюзорными ценностями данной общины.

Для того, чтобы человек управлял, наоборот, нужно повысить степень гармонии его личности, т.е. восстановить целостность личности, согласованность между двумя началами человека, двумя полушариями головного мозга. В этом случае человек из объекта превращается в субъект. Он приобретает индивидуальность и индивидуальную ответственность непосредственно перед жизнью. Он не является бездумным исполнителем инструкции и, поэтому интересуется общечеловеческим смыслом своих действий. В этом заключается стремление к общечеловеческому эталону, непреходящим общечеловеческим ценностям. Инструкции могут проистекать от тайных структур и поэтому неизвестно насколько они основаны на общечеловеческих ценностях. Слепое выполнение любых инструкций есть идолопоклонство, потеря связи с закономерным началом природы.Исключение бывает в экстремальных условиях. Но, если люди пребывают в экстремальных условиях непрерывно в течение долгого времени (в течение веков), то они могут потерять гармонию и в значительной степени оторваться от общечеловеческих ценностей.

Разумеется, трудно добиться того, чтобы человек управлял, т.к. нужно повысить степень гармонии личности. Проще добиться того, чтобы человеком управлять, т.к. для этого нужно понизить степень гармонии личности («Ломать, не строить»). Люди с пониженным уровнем гармонии представляют собой удобный материал для антисоциальных структур. Следует отметить, что понижение степени гармонии личности не обязательно выражается в пассивности человека. Он может при этом проявлять энергичность, агрессивность, деятельность и быть проникнутым благородными идеями.

В этом, также, заключается сложность человека в качестве объекта управления.

Необычность человека как объекта

Управления

Для того, чтобы человек управлял собой и способствовал согласованности людей с окружающим миром, требуется знание эталона человека (эталона психики человека) – его природной сущности.

Человек отличается от обычного объекта управления тем, что он является разумным и духовным одновременно (должен быть). Другими словами, человек – не объект, а субъект. Следовательно, он не может быть (не должен быть) объектом управления в традиционном смысле. Он сам должен управлять процессами в масштабе своей личности.

Поэтому объектом управления может быть не человек, а его психика. Он сам должен управлять своей психикой, но иногда ему требуется помощь. Он обязан управлять своей психикой на основе общечеловеческих ценностей в контакте с закономерным началом природы или, по крайней мере, осознанно участвовать в этом процессе. Если психикой человека управляют со стороны (на неосознанном уровне), то он превращается из субъекта в объект и теряет чувство ответственности перед будущим.

В этом заключается необычность и сложность психики человека, как объекта управления. Вряд ли человеку когда-нибудь удастся полностью познать себя и окружающий мир, но возможно, что развитие теории информации и теории управления, при их интеграции с биологией, физикой и психологией, позволит достигнуть прогресса в этом направлении.

Выводы к главе 1

1. Установлена закономерная связь между колебательными процессами в мозге и психологическим типом человека. В частности, установлено, что психологический тип человека меняется в зависимости от степени согласованности (когерентности) колебательных процессов в двух полушариях головного мозга человека.

2. На основе установленных закономерностей разработаны научные основы объективной психологии, модели мозга, психики и взаимодействия человека с окружающим миром, закономерности восприятия человеком информации.

3. Создана объективная универсальная типология на основе физической модели мозга и модели психики человека, в частности – на основе доминирования одного из полушарий головного мозга человека и стабильности связи между полушариями.

4. Разработан объективный способ психодиагностики на основе изобретения: "Способ определения психологического типа по Ануашвили" (Патент № 2201131).

5. Разработаны основы составления объективных психологических характеристик на базе физической модели взаимодействия человека с различными силами природы и функциональной асимметрии двух полушарий головного мозга.

6. Создана универсальная таблица психологических типов на основе асимметрии мозга. Проведена систематизация и формализация знаний в области типологии, введена мера в типологию, установлены закономерные взаимосвязи между психологическими типами разных типологий и сведены в единую систему.

Математическая зависимость степени гармонии личности (6) позволяет точно вычислить психологическое состояние человека и отнести его к одному из заранее определенных состояний (классов), которых может быть, теперь, сколь угодно много в зависимости от точности измерения и вычислений. Таким образом, вводится мера в типологию. При отсутствии такой меры понятие о различных психологических типах формировали умозрительно и, в связи с этим, возникали трудности в определении самих психологических типов и их названий.

Кроме того, формула (6) и соответствующий 3-мерный график наглядно представляют особенности перехода от одного типа к другому. Наглядно проявляются закономерности изменения психологического состояния человека в зависимости от доминирования одного из полушарий и степени стабильности связи между ними. Следует отметить, что наиболее успешные попытки в этом направлении предпринимал Айзенк, который, однако, не сумел существенно развить учение о 4-х психотипах.

Таким образом, можно освободиться от некоторых догм в психологии. Например, от догмы о том, что психологический тип человека не меняется в течение всей жизни или доминирование полушарий не меняется и т.п. Следует отметить, что подобные утверждения не могут быть научными. Наука никогда не утверждает, что в природе что-то не меняется. Наоборот, наука утверждает, что с приемлемой вероятностью одно явление природы меняется в зависимости от изменения другого явления вполне определенным образом. Научное мышление не может быть категоричным, оно вероятностно.

Наши рекомендации