Iv. основы философии тантры.

Понимание философского воззрения мадхьямаки позволяет легче понять воззрение, ритуалы, практику и культуру различных уровней тантрических текстов, которые содержатся в терма.

Практика тантрических учений буддизма, сокровенного пути под названием Ваджраяна, не полагается на логические рассуждения или мудрость, достигаемую в результате анализа. Изначальное тело обретают непосредственно, благодаря передаче посвящения и искусным методам, к которым относятся каналы, энергии и сущность ваджрного тела. С помощью этих методов практикующие естественным образом сохраняют в уме знание, полученное при передаче. Они видят подлинный лик абсолютной природы. А затем посредством практики они за короткий период времени завершают это знание, постигая единство блаженства и пустоты, полностью просветлённое состояние. В практике Сутры следуют путём совершенствования двух накоплений, которые становятся причиной обретения окончательного плода – двух тел будды. В тантрических учениях две истины рассматривают как равные, чистые и нераздельные. Лонгчен Рабчжам сказал в Падма карпо22:

Сущность Тантры <сокровенная или абсолютная> со всеми её благими качествами спонтанно присуща всем живым существам. Это основа очищения, подобная солнцу. Восемь сознаний, которые являются природой сансары, в том числе и всеобщую основу, необходимо очистить, как облака, скрывающие <солнце>. Посвящение и постепенная практика стадий зарождения и завершения очищают <их> – это похоже на то, как рассеиваются облака. Вначале это способствует возникновению благих качеств, а в результате очищения будет достигнута совершенная всеобщая основа, ярко сияющая, словно солнце.

В тантре Тагньиг23 сказано:

Все живые существа – подлинные будды, только они омрачены случайными загрязнениями. Если омрачения рассеиваются, они – подлинные будды.

Учения Сутры и Тантры одинаковы в том, что и те и другие ведут к состоянию просветления, но методы их практики различны.

В текстах школы ньингма тантрические учения делятся на три внешние тантры и три внутренние. В воззрении трёх внешних тантр проводятся различия между двумя средствами (искусные методы и мудрость), а также между двумя истинами, которые считаются последовательными и отдельными.

Внешние тантры.

Основные воззрения трёх внешних тантр:

Крия-йога.

На уровне абсолютной истины все существующие явления равны с точки зрения нераздельной природы двух истин, видимого и пустоты, на уровне же относительной истины божеств считают владыками, а себя – их преданными почитателями. Именно на этом основана тайная практика крия-йоги.

Чарья-йога.

Воззрение такое же, как в йога-тантре, но в методе есть различия: божеств считают равными себе.

Йога-тантра.

На уровне абсолютной истины явления считают свободной от умопостроений природой ясного света, мудростью постижения пустоты. Благодаря такому постижению, на уровне относительной истины практикующие созерцают себя в облике божества и, чтобы самим стать божеством, объединяются с божеством мудрости, словно «вылитая в воду вода».

Внутренние тантры.

В трёх внутренних тантрах и две стадии, и две истины считают нераздельными и вместерождёнными.

Маха-йога.

Две высшие истины пребывают нераздельно в виде совершенного изначального тела. Согласно такому воззрению, на уровне высшей относительной истины все видимости, то есть все явления, будучи по своей природе пустыми, изначально суть природа трёх ваджр: ваджрных тела, речи и ума будд. На уровне высшей абсолютной истины все явления суть природа несуществующей пустоты, единство тел и мудрости будд.

Ану-йога.

Все явления двух сфер (мандал) или истин равно пребывают в нераздельной природе в качестве Великого Блаженного Сына – просветлённого ума. Две сферы объясняются таким образом: все видимые явления (относительная истина) – это Самантабхадра, сфера спонтанного свершения. По своей природе (абсолютной истине) это пустота, свободная от всех крайностей». Эта пустота – Самантабхадри, сфера таковости.

Ати-йога.

В ати-йоге, или махасандхи, человек с высшими способностями и пониманием получает прямое введение в изначальную природу ума – природу будды. Затем, практикуя медитацию, он за очень короткое время обретает полное просветление. Поскольку изначальная природа ума – это та же просветлённая природа или изначальное пространство всех видов явлений, нет нужды постигать или созерцать различные виды явлений. В воззрении ати-йоги все существующие явления так называемых сансары и нирваны никогда не отходили от изначального пространства или изначальной природы ума. Все явления без усилий и изменений пребывают в природе изначального тела, спонтанно возникшей мудрости. Изначальная природа сансары и нирваны – несуществование, или пустота. Это изначальное пространство описывают с точки зрения трёх его аспектов: его сущность – пустота, которая является изначальным телом (дхармакаей); его природа – ясность, которая является телом наслаждения (самбхогакаей); а его сострадание или энергия всеобъемлющи, и это – проявленное тело (нирманакая). Кункьен Джигме Лингпа сказал в Йонтэн ринпочей дзо24:

Явления сансары и нирваны никогда не отходили от изначального неизменного пространства. Несуществование сансары и нирваны – это изначальная природа основы. Это также совершенство сущности, природы и сострадания.

Лочен Дхармашри сказал в Сангдаг шалунг25:

В маха-йоге постигают, что все явления – это магическая игра изначального ума, нераздельность формы и пустоты. В ану-йоге постигают, что все явления – это способность изначального ума к проявлению, нераздельность изначального пространства и мудрости. В ати-йоге постигают, что все явления – это самовозникающие видимости изначального ума, спонтанно возникшая мудрость, исконно свободная от возникновения и прекращения.

В воззрении Махаяны такие учения Дхармы, как терма, – это благословенные выражения, звуки и слова, спонтанно возникшие силою пожеланий бодхисаттв, сделанных на пути практики. Благодаря кармическим связям существ, эти учения будут услышаны и открыты как относительная истина в нужное время, когда созреют причины и условия. Однако на уровне абсолютной истины эти учения никогда не были изложены ни одним просветлённым с помощью представлений. В Ланкаватара-сутре26 Будда сказал:

Чтобы вести живых существ к пониманию, я преподал различные колесницы, но не было никакого представления <об учениях во мне>.

В Доде йонгсу копа27 сказано:

Не обучая ничему, учения постоянно возникают для существ. Те, кто желает постепенных методов, соответственно, получают их. Для <тех, кто желает> мгновенной практики, полные учения появляются <мгновенно>. Таково величие речи <будд>, исполняющей желания <существ>.

V. Школа ньингма.

В Тибете есть различные буддийские школы, то есть линии передачи учений и толкований, но выделяют четыре основные традиции, которые по-тибетски называются чолуг.

Начиная с седьмого века, когда буддизм впервые появился в Тибете в период правления царя Сонгцена Гампо (617-698)28, на протяжении девятого века, когда он достиг своего пика при правлении царя Трисонг Деуцена (790-858)29, и вплоть до одиннадцатого века, когда начали появляться другие школы, в Тибете существовала всего одна буддийская традиция. Позднее, чтобы отличать эту традицию от других, её стали называть ньингма – «старая». В одиннадцатом столетии и позже тибетские учителя буддизма и индийские учёные принесли в Тибет множество новых буддийских учений, особенно тайных, тантрических. Со временем они учредили новые линии практики и философских толкований, и эти линии, постепенно окрепнув, дали начало разным школам.

К этим новым школам относятся кагью, созданная великим переводчиком Марпой (1012-1099), сакья, основанная почтенным мудрецом Кон Кончогом Гьялпо (1034-1102), и гелуг, основанная выдающимся учёным Дже Цонгкапой (1357-1419). С точки зрения текстов и линий практики, школу ньингма можно сравнить со стволом тибетского буддизма, а другие школы – с ветвями. Однако бывали времена, когда другие школы достигли большего расцвета, чем ньингма. Многие буддийские тексты принадлежат к раннему периоду распространения буддизма – периоду ньингма – и остаются чрезвычайно важными и сегодня.

В соответствии с воззрениями буддийских учёных, весь буддизм можно разделить на две категории: Сутру, общедоступные учения, и Тантру, тайные учения. В Сутре есть два вида учений: тексты сутр Хинаяны, или обычные учения, и тексты сутр Махаяны, необычные учения. Тексты-первоисточники сутр, как махаянских, так и хинаянских, – это учения Будды Шакьямуни. Несмотря на различия в толкованиях, все четыре тибетские школы опираются на общие тексты, которые в них изучаются и практикуются.

Тексты сутр Хинаяны, которые являются основополагающими учениями буддизма, делятся на три категории и называются Трипитака: «три корзины». Как уже говорилось, это Виная – кодекс монашеского поведения, Сутра – проповеди Будды по различным темам, и Абхидхарма – трактаты по метафизике. Большая часть Винаи и множество сутр были переведены на тибетский язык во время развития школы ньингма. Монашеская линия Винаи в большинстве школ Тибета также происходит из традиции ньингма, её принёс в Тибет Шантаракшита. Полное собрание текстов Абхидхармы так никогда и не попало в Тибет. Основным источником Абхидхармы для всех школ служат труды Асанги и Васубандху. Тексты Хинаяны – это учения по основам практики: в них главный упор делается на обуздание тела, в том числе соблюдение строгой монашеской дисциплины, проживание в уединённых местах, нищенство или простую жизнь и практику покоя (шаматха) и мудрости, проникающей в суть (випашьяна).

Тибетские тексты – самый богатый источник сутр Махаяны, большинство из которых появилось в Тибете с развитием учений ньингма. Три из них: Праджняпарамита, Ратнакута и Аватамсака, – это учения по практике зарождения бодхичитты, или просветлённого ума, и шести парамит.

Тибетский буддизм – единственная живая традиция, в которой можно обнаружить все уровни тантрических текстов и методов практики. Тантрические тексты, принесённые в Тибет во время распространения ньингма, стали называть «старыми» тантрами, а принесённые в одиннадцатом веке и позже, – соответственно, «новыми» тантрами. Школа ньингма следует старым тантрам, а другие школы – новым. Некоторые из тантр, по большей части новые, являются учениями Будды Шакьямуни, большинство же старых тантр – это учения, которые мудрецы непосредственно получили в чистом видении от разных будд.

В соответствии с традицией старых тантр, учения делятся на шесть уровней. Это три внешние тантры: крия-йога, чарья-йога и йога-тантра – и три внутренние тантры: маха-йога, ану-йога и ати-йога, или махасандхи. В соответствии с новыми тантрами, выделяют четыре уровня: крия-йога, чарья-йога, йога-тантра и ануттара-йога. Внутренние тантрические тексты – это наставления по практике двух стадий: стадии зарождения, то есть способа восприятия и переживания явлений как чистых и совершенных, и стадии завершения, то есть практики метода обретения изначальной мудрости – единства блаженства и пустоты. Тексты трёх внутренних тантр ньингма не появлялись и не переводились заново в период поздних переводов, а большинство текстов ануттара-тантры, принадлежащих к новым тантрам, не переводилось на тибетский язык в ранний период. Таким образом, в текстах, линиях передачи и методах практики тантрической традиции ньингма и трёх других школ есть существенные различия.

VI. Сангха.

В школе ньингма есть два вида сангхи, или духовной общины: это община монахов и монахинь, то есть тех, кто отрёкся от мира, и община тантриков, то есть тех, кто занимается тайными аскетическими практиками. В монашестве основной упор делается на отречение: соблюдение обета безбрачия, бедность и уединённую жизнь. Уединение от мирского окружения – это способ защитить ум от воздействия эмоций, помогающий сохранить чистоту духовной практики. Тантрики ведут жизнь домохозяев, не отрекаясь от мирского окружения. Не испытывая привязанности к объектам чувств, они силой постигнутой мудрости используют их или преображают в методы практики. Они, хоть и живут вместе с семьями, посвящают жизнь обучению и практике, превращая всё в путь духовного развития, чем в корне отличаются от домохозяев-мирян.

В тантрической традиции основное внимание уделяется практикам ума.- видя во всём чистоту и совершенство, равность и игру мудрости, человек не подпадает под воздействие внешних обстоятельств. Все тибетские буддисты до единого имеют посвящения в тантрические практики, так что даже монахи и монахини в своих внутренних и медитативных практиках являются тантриками. На внешнем уровне они отреклись от мира, а на внутреннем практикуют Тантру. Есть совершенные тантрики: они не подвержены клешам, на их ум не влияют внешние обстоятельства. Каких бы норм поведения они ни придерживались, это люди, поистине отрёкшиеся от мирского, свободные от всех омрачений. По сути, сохранение тантрических обязательств – дело более сложное, чем соблюдение монашеских обетов. Последние регламентируют только действия тела, поэтому можно легко замечать ошибки и избегать их. Тантрические же обеты принадлежат к сфере ума, поэтому область их действия тонка и безгранична.

В других школах тибетского буддизма, в отличие от ньингма, нет немонашеской духовной общины. В школе сакья есть некоторые люди, например хранитель престола сакья, которые являются тантриками, но немонашеской сангхи, или общины, не существует. В школе кагью тоже нет немонашеской сангхи, есть только отдельные тантрики. В школе гелуг, чтобы присоединиться к монашеской общине – сангхе, необходимо в первую очередь отречься от мирской жизни.

Последователей школы ньингма меньше всего интересуют организационные структуры, иерархические формальности и теоретическая диалектика. Их основное стремление – посвятить жизнь простоте и естественности, причём во главу угла они ставят применение всего изученного к собственному уму. В ньингма самое простое, но, в то же время, самое высокое и глубокое учение и практика – это созерцание Великого Совершенства, которое по-тибетски называют дзогчен, – созерцание, которое приводит сознание к абсолютной безмятежности, естественному состоянию, чистому от заблуждений. Это самое быстрое и замечательное средство, позволяющее растворять создаваемые умом явления в абсолютной природе, состоянии будды. Практикующие Великое Совершенство славятся своим обретением плода: применяя естественные методы, они за короткое время достигают абсолютного естественного состояния. Те, кто в совершенстве освоил эту практику, кроме простоты, естественности и лёгкости в общении, обладают ясновидением, чудесными силами и мудростью единства блаженства и пустоты. Многие из тех, кто осуществил плод этой практики, в момент смерти растворяли свои материальные тела без остатка, что является признаком обретения полностью просветлённого состояния будды.

Часть вторая.

Передача тайных учений.

I. Передача.

Чтобы разобраться в традиции терма, важно понять, что представляет собой система тантрической передачи согласно воззрению школы ньингма. Слово тантра означает непрерывность, последовательность, которая соединяет сансару и нирвану или являет собой природу, общую для них обеих. На уровне основы тантра – это природа будды, на уровне пути – единство воззрения и медитации, а на уровне плода – каи и мудрость, обретаемые в итоге духовной практики и просветления. То есть в действительности тантра означает абсолютную природу феноменального бытия, его сокровенный смысл – природу будды. Хотя тантрические учения – это выражения абсолютного состояния, дхармакаи, их обычно постигают с помощью слов, символов и текстов тайных практик Передача учений и скрытая сила, исходящая от изначального будды и идущая от учителя к ученику, – вот основа тантрической традиции. Чтобы учения были действенными, необходимо, чтобы они не утратили своей чистоты в процессе передачи из поколения в поколение. Поэтому, дабы не стать всего лишь сводом условностей для обычных людей и избежать искажений со стороны так называемых учёных, не имеющих опыта практики, все действующие духовные традиции уделяют большое внимание передаче.

Тантрические учения школы ньингма передаются посредством двух основных систем: длинной передачи канона и короткой передачи терма. Канонические учения ранее передавались через непрерывную линию учителей и учеников. Тертоны – это просветлённые существа, которым передавал, поручал и вверял терма Гypy Падмасамбхава.

Длинная передача канона.

Тантрические учения будд, которые последовательно передавались по линии преемственности от учителей к ученикам, не минуя никого из входящих в эту линию людей, называются тантрами длинной передачи канона.

Принцип трёх тел будды важен для всех аспектов тантрических учений. Передача идёт от дхармакаи – изначального тела, абсолюта за пределами форм, пустоты как сущности состояния будды – к самбхогакае – телу наслаждения, первому из двух тел формы. Его сияющий запредельный облик, наделённый главными и второстепенными признаками будды, могут воспринимать только просветлённые или существа, достигшие высокого уровня свершения. Будды уровня самбхогакаи пребывают в немыслимо обширных чистых землях, или полях будд, тогда как другое выражение тела формы, нирманакая, входит в сансару и проявляется различными способами, чтобы освободить существ от страдания. Тантра объясняет природу ума и учит методам медитации, ведущей к освобождению, беря за основу три тела будды, и передача тантрических учений по линии тоже осуществляется через их посредство.

Большинство текстов школы ньингма, входящих в раздел внутренних тантр, являются выражением дхармакаи. Через самбхогакаю, нирманакаю и обычных практиков они достигают обычных существ. Такие передачи происходят в три этапа: это передача от ума к уму, символическая и устная передача.

Передача от ума к уму.

Самантабхадра, дхармакая, передал учения Тантры нераздельным с ним буддам самбхогакаи от ума к уму, без какого-либо словесного или материального выражения. На самом деле дхармакая ничего не выражает – для будд самбхогакаи тантрическая передача спонтанно проявляется из дхармакаи. Её также называют передачей между буддами.

Символическая передача.

Будды-самбхогакаи, например Ваджрасаттва, передают учения нирманакаям, таким как Прахеваджра, которые в свою очередь передают их другим просветлённым или держателям знания посредством символической передачи. Такая передача осуществляется с помощью словесных и материальных символов. Её также называют передачей между держателями знания.

Устная передача.

Нирманакаи, например Прахеваджра, Царь Джа и Падмасамбхава, получив учения и передачи Тантры из самбхогакаи, передают их обычным ученикам различными методами, в том числе используя устную передачу. Такую словесную передачу также называют передачей между обычными людьми.

В Тибете устная передача учений Тантры началась с Гуру Падмасамбхавы и его современников и продолжается по сей день. Системы символической передачи и передачи от ума к уму тоже существуют среди учителей высокого уровня даже в наше время. В традиции Тантры передача – это самый важный аспект практики. Для тех, кто её не получил, изучение и практика Тантры чреваты опасностью и не приносят пользы.

Большинство сохранившихся текстов старых тантр по трём внутренним тантрам входят в тридцатитрёхтомное собрание под названием Ньингма гьюбум и в девятитомное собрание, озаглавленное Кама.30

Необычные тантры традиции ньингма – это тексты трёх внутренних тантр: маха-йоги, ану-йоги и ати-йоги. Они появились в мире людей и в Тибете таким образом.

Маха-йога.

Ваджрасаттва передал тантры маха-йоги царю Джа в индийской стране Сахора. Царь также получил эти учения от Вималакирти, которому учения маха-йоги передал Ваджрапани на горе Малая (Шрипада?), что на Шри-Ланке. После того как эти учения прошли через многих учителей, их получил Буддагухья и передал Вималамитре и Падмасамбхаве. Те в свою очередь передали Гухьягарбхамайяджала-тантру и другие из числа восемнадцати больших тантр маха-йоги своим тибетским ученикам Ринченчогу из Ма, Джнянакумаре из Ньяга и другим.

Ану-йога.

Царь Джа также получил учения ану-йоги от Ваджрасаттвы и Вималакирти. Затем царь передал их Сиддхе Кукурадже, и они в конце концов дошли до тибетского тантрики Нубчена Сангье Еше, который был одним из двадцати пяти главных учеников Гуру Падмасамбхавы. Нубчен передавал тантры ану-йоги в Тибете, и эта линия передачи сохранилась до наших дней. В Ньингма гьюбум31 входят около двадцати двух тантр, в том числе «Четыре коренные сутры» ану-йоги.

Ати-йога.

Ваджрасаттва передал учения ати-йоги нирманакае Прахеваджре, который передал их дальше, линиям преемственности учителей, включающим Гуру Падмасамбхаву, Вималамитру и Вайрочану. Тантры ати-йоги, иначе махасандхи, имеют три раздела: раздел ума, раздел великого пространства, и раздел наставлений*.

* Тиб. семде (Sems sDe), лонгде (Klong sDe) и мэнгагде (Man Ngag sDe).

В Ньингма гьюбум сохранился двадцать один текст раздела ума и семь текстов раздела великого пространства. Эти два раздела учений принесли в Тибет Вималамитра и Вайрочана, величайший тибетский переводчик Раздел наставлений, также называемый «Наставления сокровенной сущности», – это глубочайшие тантрические учения школы ньингма. Их принесли в Тибет Вималамитра и Гуру Падмасамбхава. Есть множество текстов раздела наставлений, в основном это семнадцать тантр, входящие в Ньингма гъюбум.32

Короткая передача терма.

Это передача терма, осуществлявшаяся через короткую линию преемственности. Ученик Гуру Падмасамбхавы, получивший от него передачу в девятом веке, может передавать посвящения и учения его сегодняшним ученикам. И если в этой жизни он тертон конкретного учения, то в линии передачи этого учения он стоит вторым после Гуру Падмасамбхавы. Терма – это тантрические тексты, многие из которых относятся к внешним тантрам, но большинство – к внутренним тантрам. Они дошли до современных учеников посредством шести способов передачи: трёх обычных и трёх необычных. Три обычные передачи уже были названы: это передача от ума к уму, символическая и устная передачи. Три необычные передачи – это посвящение-пожелание, пророчество-посвящение и вверение дакини. Эти способы передачи характерны только для терма школы ньингма.

Гуpy Падмасамбхава.

Гуру Падмасамбхава – основатель буддизма в Тибете и источник традиции терма в школе ньингма. Его часто называют Гуру Ринпоче – «Драгоценный учитель». Последователи ньингма почитают его как второго Будду, то есть как второго по важности учителя после Будды.

Гуру Падмасамбхава – один из самых выдающихся буддийских учителей в истории, обладатель безграничной просветлённой силы. Он был проявлением просветлённых в облике великого практика и учителя Тантры. Родился он не из женского чрева, а чудесным образом, из цветка лотоса. Вёл аскетический образ жизни, практикуя тайные буддийские учения и обретая свершения, на протяжении нескольких столетий обучал многочисленных последователей сокровенным методам достижения просветления, в разных местах принимая разные облики. Получив сиддхи бессмертия, он пребывает в одном и том же теле и становится зримым для существ в нужное время и в нужном месте. Гуру Падмасамбхава родился из цветка лотоса в Молочном океане в стране Уддияна. Современные учёные полагают, что это долина Сват в Пакистане. Он родился через восемь лет после ухода Будды, достиг бессмертия посредством тайных практик и в девятом веке, когда ему было более тысячи лет, посетил Тибет, выглядя совсем молодым. Его последователи верят, что он пребывает в том же теле на Медноцветной горе – проявленной чистой земле посреди малого континента Чамара – и что его могут видеть люди, постигшие истину.

После того как Падмасамбхава родился из цветка лотоса, Индрабодхи, царь Уддияны, нашёл его в Молочном океане и принёс в свой дворец. У царя не было детей, и он сделал мальчика своим наследником. Затем царевич женился на Кадро Очангме, но попросил у царя дозволения отказаться от престола, чтобы вести жизнь аскета. Когда царь ему отказал, он прибег к искусным методам. Сын злокозненного советника должен был умереть из-за плодов прошлой кармы. Падмасамбхава понял это и, играя вместе с юношей, убил его. Тогда, согласно закону, Падмасамбхаву отправили в изгнание на кладбище, где он наконец смог получить долгожданные тайные учения и практиковать их. Он получил посвящения от дакини мудрости Кадро Шивацо и Ваджраварахи. Затем он посетил различных учителей, у которых изучал медицину, астрологию, логику и искусство. Он получил монашеские обеты от Ачарьи Прабхахасти, изучил Винаю у Ананды и тантры, включая маха-сандхи, у Прахеваджры, Шрисингхи, Манджушри, Нагарджуны, Хумкары, Вималамитры и Буддагухьи – всё это были совершенные учителя. Практикуя эти учения, он сам проявился как полностью совершенный практик.

Затем Гуру Падмасамбхава посетил царство Сахора. Он отправился в монастырь где царевна Мандарава и её прислужницы вели уединённую жизнь, дал им тайные учения и принял в ученицы. Заподозрив Гуру Падмасамбхаву в недозволенной связи с царевной, царь приговорил его к сожжению, однако Гуру не только не сгорел, но превратил огонь в лотосовое озеро. Царь и его подданные стали последователями Гуру, а царевну Мандараву Падмасамбхава сделал своей духовной супругой. Он отправился вместе с ней в пещеру Маратика, которая расположена на нынешней территории Непала, чтобы выполнять тантрические практики.

Они оба обрели сиддхи долгой жизни. Затем Гуру Падмасамбхава со своей супругой отправился в Уддияну. Там его узнал злой советник, чьего сына он убил. Царь приказал сжечь Падмасамбхаву живьём. Но тот снова превратил огонь в озеро, посреди которого они с Мандаравой сидели в огромном лотосе. Царь и вся страна стали его последователями, и он прожил во дворце тринадцать лет как придворный лама. Он преподал много глубоких тайных учений, включая Каду чокьи гьяцо.

Оттуда Гуру Ринпоче снова отправился в Непал и там, в пещере Янглешо, которая теперь называется Парпинг, выполняя глубокие практики садхан божеств Янгдага (Ваджрахерука) и Дордже Пурбы (Ваджракилая) с помощью царевны Шакьядеви, своей духовной супруги, обрёл высшее свершение.

У ступы Дече Цегпа он встретил восемь великих держателей знания. Каждый из них открыл один из текстов восьми великих божеств, а Гуру Падмасамбхава открыл текст сжатых учений восьми великих божеств под названием Дешег дупа. Он также получил передачи учений восьми великих божеств от подлинных открывателей этих учений.

Гуру Падмасамбхава посетил многие места, в числе коих были Хурмуджа (маленький остров в Уддияне), Сикодхара, Дханакоша, Рукма, Тирахути, Камару, Тхару, Чампа Кхасья, Трилинга в Южной Индии, Канчи и Магадха в Центральной Индии. Он устранял препятствия и давал учения и передачи множеству людей и других существ.

Важно отметить, что в «Истории Кадро ньингтиг»33 сказано: «Затем великий учитель <Гуру Падмасамбхава> отправился в Тибет в теле великого преображения». Практики, которые обрели плод Великого Совершенства, посредством особых практик могут преображать своё тело в ваджрное, так называемое тело великого преображения, и пребывать в нём не умирая, сколько пожелают. Они будут видимы другим, когда пожелают или когда это будет нужно. Таким образом, прежде чем прибыть в Тибет, Гуру Падмасамбхава прожил больше тысячи лет, и это стало возможным только благодаря его духовным достижениям. Итак, согласно тексту «История Кадро ньингтиг», он прибыл в Тибет в теле великого преображения.

В девятом столетии царь Трисонг Деуцен стал чрезвычайно могущественным правителем Тибета. В его царствование тибетские войска захватили Чанъань, столицу Китая в период правления династии Тан, а также дошли до Магадхи, что в Центральной Индии. Царь был могущественным светским правителем, глубоко преданным буддизму. Чтобы построить монастырь Самье и утвердить в стране буддизм, он пригласил в Тибет Шантаракшиту настоятеля монастыря Наланда. Но из-за влияния злокозненных советников царя и сопротивления местных духов осуществить эти духовные начинания не удалось. В соответствии с предсказанием Шантаракшиты, царь пригласил в Тибет Гуру Падмасамбхаву, который в то время снискал славу самого могущественного учителя тантрического буддизма в Индии. Своей просветлённой силой тот быстро умиротворил и подчинил всех, кто препятствовал установлению буддизма и строительству Самье. Монастырь состоял из основного храма, двенадцати малых храмов и четырёх великих ступ, окружённых высокой стеной со ста восемью малыми ступами. Это был центр, из которого буддизм распространился во все пределы Тибета.

Гуру Падмасамбхава дал тайные учения и передачи Ваджраяны сотням учеников, в том числе двадцати пяти – царю и подданным. Со своей супругой Дакини Еше Цогьял он благодаря волшебной силе путешествовал по Тибету, выполняя тантрические практики, являя чудеса, давая учения и благословляя сотни пещер, гор, озёр и храмов в качестве святынь. Он сокрыл тысячи терма на благо грядущих последователей. Сотни тибетцев, получивших от него учения, достигли свершения.

Есть разные сведения о длительности пребывания Гуру Падмасамбхавы в Тибете, но большинство учёных школы ньингма сходятся в том, что он пробыл там пятьдесят пять лет и шесть месяцев, превратив Тибет в одну из богатейших стран, исповедующих Тантру. Наконец в 864 году34, во время правления царя Мутри Ценпо, он, явив множество чудес, отбыл на остров Чамара: улетел по воздуху верхом на коне. Это произошло на перевале Конгтанг в присутствии царя, советников и тысяч людей, которые собрались его проводить.

Часть третья.

Терма: назначение, сокрытие и открытие.

Наши рекомендации