Софистическое движение в Греции: основные этапы и тенденции развития.

Софисты имели в греческой жизни громадное значение. У них впервые мысль отрешилась от объективного порядка и почувствовала свою самостоятельность. У них человеческая личность выступила во имя свободы против всех окружающих её преград..Основателем этого учения был Протагор, по преданию, ученик Демокрита. Главные начала своей системы он высказал в двух знаменитых изречениях : «Явление есть истина», «Человек есть мерило всех вещей».К тому времени, когда жил Демокрит, в V в., стало наблюдаться оживление политической, хозяйственной и государственной жизни в греческих городах-полисах. Полисы начали вести более активную жизнь, гораздо больше общаться друг с другом, заключать союзы, вести войны, развивалась торговля, мореплавание. Усложнялось государственное устройство. Появляются государственные служащие, суды и как следствие этого – судебные работники.К этому времени ионийская философия уже кончила своё существование, потому что города Ионийского побережья были лишены политической самостоятельности именно под влиянием того, что их завоевали персы. Уже был опыт существования Элейской философии; уже были опыты существования попыток синтезировать оба влияния: Ионийское и Элейское. Т. е. к середине V века мы имеем едва ли не 150 лет развития умственной жизни греков, в частности, философии. А философия даёт руководящие идеи для развития и остальных отраслей духовной сферы. Попадают, например, философские идеи к писателям-беллетристам (тогда "драматургам"): Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан (комедиограф).Эврипид, например, просто считается философским писателем. А идеи они берут от самых серьезных мыслителей – философов.Еврипид– древнегреческий поэт-драматург, младший из 3-х великих афинских трагиков. Творчество Еврипида, сложившееся в годы кризиса афинской демократии, отличается резко критическим отношением к мифологическим, этическим и другим традиционным нормам. Он широко вводит в драматическое действие рассудочные – в духе софистов – интонации философского диспута или судебных прений, соединяя крайний рационализм с психологизмом, доходящим до интереса к патологическому (в "Вакханках"и особенно в "Геракле"). Еврипиду свойственно необычное для античной трагедии усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей ("Медея", "Ипполит"). Еврипид оказал влияние на Менандра, трагедии Сенеки Младшего, а через них – на европейскую драматургию.Т.о., мы имеем наличие достаточно большого количества философских идей, которые насытили собой умственную атмосферу, и эти идеи осталось популяризировать, они стали естественным образом распространяться и усваиваться просто образованной публикой. Появилась, кстати, и надобность в образованных людях. Потому что, во-первых, демократический образ правления предполагает наличие большого количества людей, которые участвуют во власти; во-вторых, при демократическом управлении, которое тогда сформировалось именно в Афинах, мог быть избранным человек просто мало-мальски выдающийся или бросившийся в глаза (как у нас сейчас какой-нибудь певец может быть избран в Думу). Нечто подобное было тогда, а попасть в центр внимания можно было своей общественной жизнью.Общественная жизнь в тогдашних Афинах и вообще во всех демократических государствах (кроме Спарты) – это или судебная жизнь (все споры тогда решались в судах, а чтобы иметь успех в судебной деятельности, нужно хорошо говорить и знать законы, знать способ толкования законов, обладать навыком и каким?то жизненным опытом, т. е. для всего нужен ум), или политическое красноречие. Демократический способ управления – ты должен говорить задругих, выражать их мысли, озвучивать ходячие идеи. Там была борьба демократов и аристократов: демократам было легко бороться с аристократами на словах, потому что несправедливо, когда правит небольшое количество людей, а другие отрешены от этого, а можно указать на то, что можно быть аристократом, но быть неспособным управлять, а можно не быть аристократом, но быть способным управлять и т. д. Эти вещи тоже надо уметь говорить.Как выдвинуться в этих вещах? Для этого нужно как?то научиться чему-нибудь; не учась, трудно хорошо говорить. Кроме того, философские идеи, которые насытили умственную атмосферу древних греков, тоже нужно было понимать, их надо было уметь популярно излагать, их надо было защищать или опровергать (потому что мнения друг другу противоречат). Для этого тоже нужно образование. К тому же, умение излагать философские идеи, по-видимому, ценилось среди древних греков. Их высокой оценке способствовал и образ жизни греков. Это были небольшие города, в городах сравнительно немного свободных людей, они друг друга знали, и общение было даже не в домах, а на площадях, рынках. Для такого общения тоже нужен был навык, вкус и тема.Понятно, какое брожение в умах должны были произвести эти учения. Чел-ая мысль, почувствовав свою самостоятельность, проникала всюду, обнимала все явления, рассматривала их со всех сторон, стараясь обратить всё в свою пользу. Платон и Аристотель справедливо говорили, что софистика есть учение о не-сущем. Это древний нигилизм. В греческую жизнь эти учения внесли такой разлад, от которого она не оправилась. Едва ли не софисты первые объявили рабство противным природе.





Наши рекомендации