Особенности философских взглядов И. Канта. Учение Канта о познании. Учение Канта о нравственности.
Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания. Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период, который продолжался до начала 70-х гг. (докритический), пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия могла быть разработана и обоснована как умозрительная наука (без обращения к опытным данным). Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался: 1) выяснить источники различного вида знаний - научного и философского; 2) выяснить на чем основывается достоверность знаний; 3) исследовать формы и категории научного мышления...
Учение “Критической философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в трактатах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способности суждения” (теоретическое познания, этика и эстетика (учение о прекрасном) соответственно).
Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о “вещах в себе”. Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о “вещах в себе”, а только о свойствах вещах, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. “Вещи в себе” принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжения). Чувственное познание. Вопрос о возможности априорного (доопытного) синтеза суждений в математике Кант рассматривал в учении о формах чувственного познания.… По Канту элементы математического знания - не понятия, а наглядные представления. В суждениях математический синтез субъекта с предикатами основывается либо на чувственном созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувственного созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцанию пространства их безусловную всеобщность и необходимость. Таким образом, у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности. Априорные формы рассудка. Условием возможности априорного синтеза суждений в теоретическом естествознании являются категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По Канту ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Возникает вопрос: каким образом разнообразие чувств созерцаний превращается посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания. Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящие: человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо человек принадлежит к миру умопостигаемых “вещах в себе”. И в этом качестве он свободен. Нравственный закон Кант понимает как безусловное предписание или “категорический императив”. Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок может быть моральным, только если он совершен из уважения к нравственному закону. Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показывает, что между моральным или аморальным поведением человека и его счастьем не существует необходимого соответствия. Противоречие между моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирической жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, которое требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто соответствующее осуществляется в мире “умопостигаемом”. Существование понятий как свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту верой в “умопостигаемый” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование “практического разума”. Умопостигаемый мир Канта таким образом мыслит как совокупность разумных существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее есть, по Канту, вещь сама по себе. “Знание” умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, - это особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорического императива:“Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.