Сущность и основные представители русской религиозной философии XIX-XX веков.

Оригинальным русским философско-идеологическим тече­нием является славянофильство (А.С. Хомяков, И.В. Ки­реевский, К.С.Аксанов, Ю.Ф. Самарин). Славянофилы опирались на «самобытников», на право­славно-русское направление в общественной мысли России. В ос­нове их философского учения лежала идея месжанской роли рус­ского народа, культурной и религиозной самобытности. Только православие, считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуаль­ную религиозность с церковной орга­низации. Решение проблемы сочетание свободы и необходи­мости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов вяз­ким методологиче­ским принципом для разработки ключевого понятия, их религиозно философских воззрений понятий соборности. Опре­деляющим признаком соборности служит принцип «единства и множества». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее со­единение людей, но и постоян­ную возможность соединения на ос­нове духовной общности. Славянофилы отстаивали тезис о принци­пиальном отличии развития России от всей Западной цивилизации. В. С. Соловьёв попытался создать целостную мировоз­зренческую систему, которая бы связывала в едино запросы религи­озной и социальной жизни человека. Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. Он стремился постановить разум на рациональное начало человеческого сознания. Религиозный опыт получает истолкование непосредственное слияние человеческой души с Богом, переход человеческих переживаний, чувств и запре­дельное, трансцендент­ное измерение.

Западники (П. Чаадаев. Т. Грановский, В. Белинский, А. Герцен и др.). Среди западников был мыслитель, чьи взгляды отличались уникальностью. Этим мыслителем-западником был «декабрист без декабря» П.Я. Чаадаев (1794-1856). Одно только напечатанное еще при его жизни первое «Философическое письмо» взбудо­ражило Россию и обессмертило его имя. При помощи истории он пытался решить основные мучившие его вопросы о причинах отсталости России, существования крепостничества и абсолютизма. Причины эти он связывал с православием, которое шло на поводу у царизма, в то время как католичество было независимо, по его мнению, от власти и государства. Главная задача России, по Чаадаеву, в воссоединении ее с другими народами и национальными культурами и с человеческим родом в целом.

29. Особенности и специфика казахской философии Просвещения Ч. Валиханов, И. Алтынсарин.

Казахская философия — это не просто философская система, показывающая особенности определенного этноса. Это — мировоззрение, основанное и «говорящее» на казахском языке.

Ч. Валиханов(1835-1865) – выдающийся казахский ученый, просветитель, демократ. Большое влияние на его мировоззрение оказали русский писатель Достоевский, революционер Дуров, известный географ Семенов-Тян-Шанский. Он вошел в мировую науку, как исследователь культуры Семиречья и Киргизии, Восточного Туркестана. Его работы «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтын шара», «О западном крае Китайской империи», «Следы шаманства у киргизов»(проблема появления человека), «Записка о судебной реформе»(справедливость, красноречие, несправедливость), «О Баянаульском автономном округе» и другие поставили Валиханова в один ряд с выдающимися путешественниками и исследователями Европы и Азии. Он собирался рассказать России и всему просвещенному миру о жизни казахов, их сокровенных чаяниях, помыслах и надеждах. Открыть другим народам свой народ и сдружить их. В этом непреходящее значение непродолжительных по времени, но яркой и многогранной деятельности Чокана. В этом он новатор по сравнению со своими предками. Он считал что внешний мир существует вне человеческого сознания, причина соц несчастья- безграмотность.

Ибрай Алтынсарин(1841-1899) – казахский просветитель, поэт, писатель, первый народный учитель. Он изучал жизнь казахского народа, ориентируя его на цивилизацию. И.А. считал прогрессивным для казахского народа переход к оседлости, т.к. оседлость создает условия для развития торговли, ремесел и повышению материального состояния. Он придавал большое значение трудовому воспитанию школьников и учил детей, автор 1 букваря, сторонник советского образования. Он близок к деизму – верит в жизнь окр среды вне человеческого сознания, он подтверждает силу бога, создавшего мир, признает объективное существование мира. «Несчастье киргизов»(недовольство кол-админ. реформами царского правительства).

30. Проблема человека в мировоззрении Абая. Нравственно-этические идеи в «Книге слов».

А.К(1845-1904) – великий мыслитель, поэт, философ. Он жил в своеобразную казахскую эпоху Возрождения, когда все острейшие проблемы бытия как бы поднимались на его поверхность, и когда их отражение требовало от философа или художника универсализма. Универсальными были образование и мировосприятие А. Творчество А. созвучно творчеству мн. Великих писателей. А. бескомпромиссно и беспощадно высвечивал правду, и от того муза его трагична, судьба поэта – тоже. Отсюда строки: «Я человек с черной кровью и раной в душе…» Но именно А. произносит поднимаясь на ощущением трагической предопределенностью бытия, слова: «Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе». С одной стороны он призывает быть разумным, с другой вопрошая: «Жить? Зачем? Есть ли смысл в ней, в жизни…?» В центре своих размышлений А. ставит человека. В познании мира он изучает и обобщает произведения величайших мыслителей прошлого, исповедует их для объяснения особо важных явлений в жизни каз. народа. Он признавал объективную закономерность мира: мир и человеческое общество находятся в постоянном изменении, что жизнь человека, его судьба также как и все, что существует на свете переменчиво. Ничему живому на земле не дано состояние покоя. А. считал человека важнейшим существом мира, понимал неразрывную связь его тела и души. А. учил, что разум, доброта, упорство, скромность, труд – вот 5 друзей. Он говорил, что для того чтобы достигнуть намеченной цели и быть верным своему долгу, в характере человека должны быть постоянство, решимость, сильная воля, способность беречь трезвость рассудка и чистоту совести. Чтобы заняться наукой надо ее полюбить, иметь стремление к ней. А. считал, что существует 3 вещи, способные уничтожить весь человеческий род, которых надо избегать – невежество, леность, злодеяние. «Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность. Люди не могут обходиться без этих начал. Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу» - А. «Слова назидания».

31 Казахская философия и общественно-политическая мысль в начале 20 века. (Торайгыров, Кудайбердиев, Байтурсынов, Дулатов).

С. Торайгыров – представитель казахской демократической интеллигенции начала 20 в. Он был не только защитником и пропагандистом антирелигиозных идей просвещения, но дал им новую жизнь и новое обоснование. Атеист. Все, что было сказано им о религии и о служителях религиозного культа, представляет собой ни что иное, как продолжение им и дополнение новыми аргументами идей несостоятельности и реакционной сущности религии. Свои мысли, настроения и чувства, направленные против религии, Торайгыров изложил, по преимуществу, в художественных произведениях, стихах, поэмах, романах, письмах («В чем цель учебы?», «Религия»). Особое значение для раскрытия существа отношения поэта к религии, ее служителям имеет его роман-поэма «Камар-Сулу».

Поэт и мыслитель Шакарим Кудайбердиев.(1858-1931). Он писал, что для становления человека необходимы труд, совесть, милость, выдержка, осторожность. В своих стихах воспевал такие качества, как ум, совесть, целеустремленность. Человек – большая ценность, эта мысль была основной в их общественной жизни. «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «3 истины», сборник стихов «Зеркало казахов», «Калкаман мамыр». Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Полностью отдавшись наукам и знанию, он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом.

Ахмет Байтурсынов(1873-1938) – поэт, ученый, тюрколог, переводчик русской классики, педагог, общ деятель. В 1909 г. за критику колониаль­ной политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда. Его интересы: лингвистика. А.Байтурсынов создал новый казах­ский алфавит, написал “Пособие по родному языку”, несколько методических работ, “Новый букварь”, различные хрестоматии и т.д.

М. Дулатов(1885-1935)- поэт, педагог, журналист, общ деятель, писатель, ученый-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа. Его судьба изобиловала драмами и закончилась трагично. Он переводил на каз яз русских классиков: Пушкина, Лермонтова, также Тукая, Шиллера. «Библеографический указатель казахских книг». М. Дулатов активно сотрудничал с А. Байтурсыновым при издании газеты «Казах», став позже ее редактором. Был в первых рядах составителей программы партии «Алаш», был одним из руководителем правительства «Алаш Орда», членом его военного совета. Социально-политические воззрения М.Дулатова отличались глубиной и патриотизмом. В статье «Наши задачи» он разоблачает царскую политику на национальных окраинах.

Наши рекомендации