Материализм и диалектика революционеров-демократов xix в.

Философские взгляды русских революционеров-демократов XIX в - А И Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889) и НА Добролюбова (1836-1861) занима­ют особое место в историко-философском процессе. Эти взгляды воз­никают в условиях глубокого кризиса крепостничества, которое слу­жило причиной заметного отставания социально-экономического раз­вития России от Западной Европы. В философии русских революци­онеров-демократов проявилась закономерность мирового процесса развития философской мысли от высших форм домарксистской диа­лектики (Гегель) и материализма (Фейербах) к научному, диалектичес­кому и историческому материализму.

В своей философской эволюции Герцен, Белинский, Черны­шевский и Добролюбов, каждый по-своему, прошли школу филосо­фий Гегеля и Фейербаха, испытали их влияние и, уяснив, что ни пер­вая, ни вторая не являются научными, не могут служить теоретической основой революционного преобразования общества, начали критичес­кую переработку взглядов этих философов, стремились соединить ма­териализм и диалектику в принципиально новой системе философских взглядов. Они создали оригинальную форму материализма и диалек­тики, имеющую переходный - от философии Гегеля и Фейербаха к на­учной философии - характер. Однако эта форма материализма и диа­лектики во времени не предшествует научному материализму Маркса и Энгельса; русские революционные демократы шли путем, паралле­льным тому, по которому в то же время развивались философские и социально-экономические взгляды Маркса и Энгельса. Но Маркс и Энгельс завершили критическую переработку взглядов своих пред­шественников и, на основе естественнонаучного и социально-эконо­мического материала, на основе обобщения исторической практики, смогли создать принципиально новую систему взглядов, включая на­учную философию, в то время как в силу отсталости условий русской жизни Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов останови­лись на половине пути.

Оценивая взгляды Герцена, а по существу и других революци­онеров-демократов, Ленин писал: “Герцен вплотную подошел к диа­лектическому материализму и остановился перед - историческим мате­риализмом”1.

Чернышевский видел в философии “теорию решения самых об­щих вопросов науки, обыкновенно называемых метафизическими, во­просов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д.”2. Герцен (“Письма об изучении природы”), Чернышевский (“Антропологический принцип в философии”), Добро­любов (“Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью”) обосновывали материализм, опираясь на данные естествознания - физики, химии, биологии, физиологии.

Критикуя философию Гегеля, Чернышевский хорошо подметил ее непоследовательный характер и дал оценку, близкую той, которую давал взглядам Гегеля Энгельс “Принципы Гегеля, - писал Черны­шевский, - были чрезвычайно мощны и широки, выводы - узки и ни­чтожны”3. Герцен справедливо утверждал, что “идеализм собственно для естествоведения ничего не сделал”4.

В противоположность Фейербаху, русские революционеры-де­мократы поняли революционное значение духа диалектики Гегеля. Герцен видел в диалектике “алгебру революции”. Чернышевский до­казывал, что человеческое познание диалектично, оно развивается от простого к сложному, оставаясь всегда неполным и относительным. Он обосновывал принципы конкретно-исторического подхода к ана­лизу природных и общественных явлений, конкретности истины. “Па­губна или благотворна война” - спрашивал он и отвечал, что на этот вопрос нельзя дать ответ, абстрагируясь от реальных конкретных условий.

Ценные мысли были высказаны революционерами-демократами о единстве Человека и мира, о человеческой сущности. Без человека, -писал Герцен, - “природа не заключает в себе всего смысла своего - в этом ее отличительный характер; именно мышление и дополняет, раз­вивает его; природа - только существование и отделяется, так сказать, от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять свое бытие; мышление делает не чужую добавку, а продолжает необходимое раз­витие, без которого вселенная не полна, - то самое развитие, которое начинается со стихийной борьбы, с химического сродства и оканчивается самопознающим мозгом человеческой головы”. “История мыш­ления - продолжение истории природы, а законы мышления - сознан­ные законы бытия”5.

Замечательной чертой философии русских революционеров-де­мократов было стремление соединить материалистическую филосо­фию с идеей революции. Реалистический дух материализма, усилен­ный диалектикой, позволил Герцену; Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову создать систему революционно-демократических взгля­дов, основанных на идее крестьянской революции, которая должна была, по их убеждению, привести к социализму через посредство крестьянской общины, своего рода ячейки социализма.

Преодолев метафизические и механистические представления предшествующего материализма, русские революционеры-демократы, однако, не смогли создать понятия материи, которое позволило бы ма­териалистически объяснить общественную жизнь, человеческую сущ­ность и ее развитие. Они по-прежнему исходили из понятия материи как природы, которое не могло включить в себя обобщение человечес­кой сущности, специфики социальной формы материи.

Однако в их взглядах возникли элементы материалистического понимания истории, тесно связанные с революционно-демократичес­кими идеями. Революционеры-демократы обосновывали представле­ние о решающей роли масс в истории, считали социализм закономер­ным результатом развития общества. Чернышевский связывал появле­ние социализма с изменением прежде всего экономических отноше­ний. Русские революционеры-демократы создали особую разновид­ность утопического социализма, стоявшую выше утопического соци­ализма Сен-Симона, Фурье и Оуэна, ибо Герцен, Белинский, Черны­шевский и Добролюбов связывали социализм с экономическими пре­образованиями, считали его закономерным, а революцию рассматри­вали как необходимый инструмент создания социалистического об­щества. Вместе с тем, не имея еще материалистического понимания истории и научной политической экономии, русские революционеры-демократы могли прийти к идеям только утопического социализма.

Заметим также, что Чернышевский создал экономические тру­ды, которые высоко оценивал Маркс, ставя их выше сочинений совре­менных ему экономистов Западной Европы. Большую ценность пред­ставляет созданная русскими революционерами-демократами система эстетических взглядов, основанная на идее “прекрасное есть жизнь”.


Наши рекомендации