Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития

Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в Восточной Азии. Араб­ская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже болеепередовой, чем в Европе, хотя влияние религий было весьма Сильным. Ряд арабских философов создавали свои труды в русле научно-философской традиции, рожденной учением античного гения Демокрита об атомах, эмпедокловыми элементами, пифагорейской математикой, идеями Платона, фи­лософским и естественно-научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.

В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденций, как номи­налистическая (от лат. nomen — имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схо­ластике и исходила из того, что сначала существуют отдель­ные вещи — предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Од­нако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служан­ку богословия.

Основными формами развития философской мысли в пери­од раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Ви­зантии, эллинизированных, центрах Передней Азии и Север­ной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиоз­ными и философскими течениями. При этом против христиан­ства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.

Вслед за апологетикой Появляется патристика (от лат. pater — отец) — философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Се­верная Африка) Августин Блаженный (354—430), оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского твор­чества.

Для Августина «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актом творения». Бог создал мир из ничего. Спа­сение человека прежде всего в принадлежности к христиан­ской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле[27]. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности — «град земной», т.е. государствен­ность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе». Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».

Августин решает две важнейшие проблемы: динамика лич­ности и динамика общечеловеческой истории. Его «Испо­ведь» — это исследование самосознания личности, ее психоло­гических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: от насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвига­ет проблему свободы личности, которая спустя много веков. Привлекла к его философии представителей экзистенциализ­ма. Августин считал, что субъективно человек действует сво­бодно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостовер­ности человеческого мышления.[28] Августин показал роль само­сознания для личности. Ведь Я — это закрытое, интимное су­щество, которое отделяется от внешнего мира и даже «закры­вается» от него. Августина интересует вопрос: как человек осу­ществляет «открытие» своего Я.[29]

;, С Августина Блаженного начинается и разработка филосо­фии истории, хотя сам термин принадлежит Вольтеру. Поня­тие «историческое» у античных философов отсутствовало: греки воспринимали мир эстетически, как завершенный кос­мос. Августин же философски осмыслил взаимосвязь прошло­го — настоящего — будущего. Настоящее — момент, ибо оно уходит в прошлое и устремляется к будущему, о чем свидетель­ствует жизнь «града человеческого» (общества).

Сочинения Августина Блаженного явились основой разработ­ки схоластической философии и длительное время служили одним из источников изучения античной философии, главным образом сочинений Платона, Аристотеля и неоплатоников—Пло­тина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха. Универсальная триада Плоти­на единое—ум—душа привлекает философов-схоластов.

Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном пре­подавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов
абстрактным, логическим путем—такова была основная задача схоластики.

В XI в. развертывается борьба в самой схоластической фило­софии между номинализмом и реализмом. Изначально был по­ставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать — Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий»: «человеке вообще», «дома вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим ис­точником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а вот «человек вообще» или «дом вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допуска­ли существование общего в человеческих понятиях как отраже­ние сходных черт в единичных вещах.

Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеа­листическую концепцию связи общего и единичного, то номи­нализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

Таким образом, спор реалистов и номиналистов явился философским, так как в нем фактически обсуждались проблемы, природы единичного и общего, их диалектика.

Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225—1274). Основные его труды: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма про­тив язычников». В них он опирается главным образом на труды Аристотеля, с которыми познакомился будучи в крестовом по­ходе на Востоке. В онтологии Фомы Аквинского бытие рассмат­ривается и как возможное, и как действительное. Бытие*— это существование единичных вещей, что и есть субстанция. На­ряду с такими категориями, как возможность и действитель­ность, Фома Аквинский вводит категории материя и форма.

При этом материя рассматривается как возможность, а форма — как действительность.

Используя основные идеи Аристотеля о форме и материи, Фома Аквинский всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы или «формы всех форм» — Бога. Бог же сущест­во чисто духовное. Только для телесного мира необходимо со­единение формы с материей. К тому же материя (как и у Аристотеля) пассивна. Активность ей дает форма.

Фома Аквинский отмечает, что «бытие божие». коль скоро ононе является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и со­временная католическая церковь.

Заслуживают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского. Он утверждал, что личность — это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характе­ризуется интеллектом, чувствами и волей. Интеллект обладает 1ревосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить шум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

В своем сочинении «О правлении государей» он рассматривает человека прежде всего как социальное существо, а государство как организацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает с нравственностью, в частности, с добром и справедливостью, и даже (правда, с некоторыми оговорками) говорит о праве народа выступать против тиранов, вторые отказывают людям в справедливости.

Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах: «естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и «божественном законе», который определяет превосходство церкви над государством и гражданским обществом, ибо земная жизнь — это только приготовление к Идущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена высшей — духовной власти. Во главе ее на небе — Хрис­тос, а на Земле — Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что и Аристотель, Фома Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти, в конечном счете, идут от Бога.

Философия Фомы Аквинского стала с XIV в. знаменем доминиканских схоластов, а с XVI в. усиленно насаждалась иезуитами, идеологи которых комментируют и модернизируют философскую систему Фомы Ливийского. Со второй половины XIX в. его учение становится основой неотомизма, который яв­ляется одним из мощных течений в современной философской мысли[30].

Наши рекомендации