Понятие миривоззрения,егоструктура.исторические типы.

1)внешний-семья ,общество

2)внутренний-собственный жизненный опыт

Мировоззрение-это есть система наиболее общих представлений,знаний,ценностей,норм,принципов идеалов человека в его отношении к миру и определение своего места в этом мире

Это понятие мировоззрения в узком смысле слова для индивида.

Есть в широком смысле слова:

Мировоззрение- это есть совокупность взглядов и представлений общества о мире и о человеке в мире в тот или иной период истории.

4 исторических типа мировоззрения:

1)мифологический. Миф(предание,сказание,слово).

1)человек не выделял себя из природы.рассматривал себя неразрывным единством с природой.Это приводило к:

А)человек переносил свои качества на природу,это приводило к анимизму(душа),геозализму(оживление неживого)

Б)Часть природных качеств человек переносил на себя

2)мировоззрение было коллективно-анонимным

3)Упор идет на воображение

4)эмоциональность

2)религиозный.религия (святость),религаре(связывать).

1)массовый

2)главная опора на чувства человека

3)ведущий элемент-вера в реальное существование сверхъестественного.

3)философский.

1)Особый тип мировоззрения,потому что он очень близок к искусству,религии и морали.

2)Носит личностный характер.

4)научный

1)оно элитарное,т.е. не всем дано

2)основано на интеллекте

3)в основе лежит сомнение

4)наука как явление начинает возникать в 16-17 вв.

4.Особенности философской мысли в Древней Индии.

Индийская философия зародилась в середине I тысячелетия до нашей эры на базе ведической традиции («Веды» - или «сокровенные знания» - свод религиозных гимнов, заговоров, заклятий, наблюдений над природой). Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших

человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв.

до н.э., сохранились до настоящего времени.

можно выделить 3 периода:

1- Ведический (10 – 5 вв. до н. э). Становление индийской философии;

2- Классический (5 в .до н. э. – 10 в. н. э.). Возникли буддизм и джайнизм; (брахмано-буддийский)

3- Индуистский (с 11 в. н. э.). (послеклассический)

Древнеиндийская философия имеет следующее специфические черты:

1. Тесная связь с мифологией и религией, преобладание духовной проблематики.

2. Она имеет синкретический характер: метафизика, религия, этика, социально-политическая философия, психология слиты в единое целое, их нельзя разделить.

3. Параллельное сосуществование множества различных школ и течений. Теисты, материалисты, атеисты, идеалисты, рационалисты, интуитивисты, скептики, гедонисты имели возможность выражать и развивать свои идеи.

4. Философия как правило имеет чисто практический характер. Она призвана наилучшим образом организовать повседневную жизнь человека.

5. Высшая практическая и вместе с тем духовная цель жизни человека – достижение освобождения (мокша) от страданий и материальных оков земного мира.

В основе философии Индии лежит идея о циклическом развитии вселенной, отождествляющейся с дыханием Брахмы. Брахман – всеобщее объективное начало (космос). Он живет 100 космических лет, а потом умирает. Каждая новая Вселенная возникает с новым человеком, лучшим чем его предшественники; на смену Красоте, Истине, Добру приходит Зло, Ложь, Безобразие.Индийская философия признает направленную эволюцию всего сущего, космический порядок, естественный ход вещей, постепенное восхождение от природы к разуму и духу. Рита – закон, определяющий это движение. Человек так же должен совершенствоваться. Его поведение регулируется законом Кармы. Карма – причинно-следственная связь между действием (поступком) и воздаянием. Творя добро, мы улучшаем свою карму. Душа после смерти тела не умирает, а переходит в другое тело; бесконечные странствия души называются сансарой (т.е. потоком жизни, круговоротом бытия, вечным колесом возвращения, «океаном рождений и смертей»). Действует принцип запрета причинять вред всему живому. Правильная жизнь позволяет в конечном итоге достичь мокши – освобождения от обязанностей эволюционного развития, погрузится в нирвану. К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие гpуппы.

Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основанариши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

4) Санкхья – признает что мир объективен и материален

Наши рекомендации