Школа анналов. ф. бродень. научная биография.

Бродель, Фернан (1902–1985). Французский историк и организатор науки. Сын сельского учителя, он провел детство в деревне, на ферме своей бабушки. В 1908 семья переехала в Париж. В 1913–1920 Бродель учился в Вольтеровском лицее, затем поступил в Сорбонну, которую окончил в 1923. В 1923 отправился в Алжир, который был тогда французской колонией, и стал преподавателем истории сначала в Константине, а затем в лицее г.Алжир. Там он работал до 1932 и там же встретил свою будущую жену, Паулу.

Однако он стремился к научной карьере. Он занялся изучением прошлого Испании. Уже летом 1927 Бродель проводит свои изыскания в архивах и библиотеках Саламанки (Испания), собирая исторический материал для диссертации Филипп II, Испания и Средиземноморье.

В 1932 Бродель начинает преподавать в Париже. В это же время зарождается его дружба и сотрудничество с Люсьеном Февром. Дальнейшая судьба Броделя крепко связана с Люсьеном Февром и его журналом «Анналы экономической и социальной истории», который Февр и Марк Блок организовали в 1929. Февр взывал к «другой истории», включающей в себя не только истории войн и воцарений на престолах, но и изучение всех сторон обыденной жизни человека в межвоенные периоды.

В 1935 Бродель уехал в Бразилию, где ему предложили должность профессора университета в Сан-Паоло. В 1937 он возвращается во Францию, и в следующем году приступает к работе в Практической школе высших исследований в Париже.

В 1939 Бродель вступает в французскую армию. В 1940 попадает в плен и проводит следующие пять лет в лагерях для военнопленных. В плену им написан труд «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», который в 1947 был защищен в качестве диссертации, а в 1949 вышел в свет. Рассказывают, что в течении пяти лет он работал на обрывках школьных тетрадей, на уголке стола, без каких-либо документов и книг, по памяти, по тем знаниям, которые он накопил, работая в архивах и библиотеках Испании, Венеции. Не менее удивительно, что ему удавалось пересылать эти записи из концлагеря во Францию, Февру. К тому времени Февр остается единственным главой «школы Анналов», — в 1944 за участие в движении Сопротивления Марк Блок был расстрелян.

После окончания войны и своего освобождения Бродель возвращается во Францию и работает в Сорбонне.

В 1949 Бродель перешел из Сорбонны в Коллеж де Франс, где стал заведующим кафедрой современной цивилизации.

После смерти Люсьена Февра в 1956 Бродель становится президентом IV секции Практической школы высших исследований и остается им вплоть до 1973. Он занял должность Февра в Коллеж де Франс и стал главным редактором «Анналов» (с 1946 по 1994 журнал назывался «Анналы. Экономика. Общества. Цивилизации.)».

В 1959 он задумывает создание открытого научного центра и библиотеки под названием «Дом наук о человеке». В 1970, с помощью фонда Форда, «Дом наук о человеке» наконец открывается, и Бродель становится его главным администратором.

В 1967 Бродель публикует первый вариант 1-го тома сочинения «Материальная Цивилизация, экономика и капитализм», но он не полностью удовлетворен им. Он напряженно работает вплоть до 1979, когда наконец публикует окончательный вариант своего трехтомного труда.

В 1970 из-за разногласий с сотрудниками «Анналов» он ушел с поста главного редактора, оставаясь лишь номинальным членом нового коллективного руководства журнала. Всю свою энергию с этого момента ученый отдает «Дому наук о человеке».

Бродель скончался 28 ноября 1985 в южной Франции.

«Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II»:

Первое издание работы, посвященной истории Средиземноморья во второй половине XVI века, появилось в 1949 г. Он ввел в обиход понятия исторических отрезков большой длительности, структур и конъюнктур, на фоне которых рассматриваются конкретные события, "пыль повседневности". Пионерским был также комплексный подход к изучению целого региона.

Он реконструирует модель местной экономики, обсуждает последствия дальних плаваний и "революции цен", судьбы турецкой и испанской империи. Особый интерес представляют мысли историка по поводу сосуществования христианской, исламской, иудейской цивилизаций и характеристики отдельных форм войны. По словам самого Броделя, в первой части книги рассматривалась история взаимоотношений человека с окружающей его средой; во второй части - развитие экономики, общества, государства и цивилизации; в третьей части изучалась быстротекущая "событийная история». Бродель отводил особо важную роль среде обитания человека. Согласно его концепции, степи и горы, возвышенности и низменности, моря, леса, реки и другие географические структуры определяют рамки деятельности человека, пути сообщения, а, следовательно, и торговли; местоположение и рост городов.  

Наши рекомендации