Каковы разновидности рациональной веры?
В сфере человеческих отношений вера является непременной чертой всякой серьезной дружбы или любви. «Иметь веру» в другого человека значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментных установок, самой сути его личности, его любви.
В этом же смысле мы верим в самих себя. Если мы не имеем веры в постоянство нашего «я», наше чувство аутентичности оказывается под угрозой и мы становимся зависимы от других людей. Только человек, который имеет веру в себя, способен верить в других. Вера в себя это условие нашей способности обещать, и поскольку, как говорил Ницше, человека можно определить по его способности обещать, то вера является одним из условий человеческого существования. Другое значение веры в человека это вера в возможности других людей.Наличие такой веры кладет различие между воспитанием и манипуляцией. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, основана на отсутствии веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно <...>.
3. Почему вера в человечество является кульминацией рациональной веры? Каково содержание веры в человечество?
Вера в других достигает своей кульминации в вере в человечество. Взападном мире эта вера была выражена в религиозных терминах в иудео-христианской религии, а в светском языке она находит свое выражение в гуманистических политических и социальных идеях последних полутораста лет. Как и вера в ребенка, эта вера основана на идее, что возможности человека позволят ему при надлежащих условиях построить социальный порядок, управляемый принципами равенства, справедливости и любви .<...> Но как и всякая рациональная вера, эта вера также является не благим пожеланием, а основывается на свидетельствах прошлых достижений человеческого рода и на внутреннем опыте каждого индивида, на его собственном опыте разума и любви. В то время как иррациональная вера основывается на подчинении силе, которая воспринимается как неодолимая, всезнающая и всемогущая, и в отречении от собственной силы и могущества, рациональная вера основывается на противоположном опыте. <...> Основа рациональной веры - созидательность; жить своей верой это значит жить созидательно. Из этого следует, что вера в силу и использование силы являются оборотной стороной веры. Все религии и политические системы, первоначально строившиеся на рациональной вере, стали разлагаться и наконец утратили свою былую мощь, когда обратились к силе или вступили в союз с ней. Человечество никогда не существовало и не может существовать без веры в нечто высшее, превышающее человека. Придавая решающее значение вере в процессе познания, С. Н. Трубецкой пишет: Человека нередко определяли как животное двуногое, животное разумное и словесное, животное политическое. Можно также определить его как животное верующее. Человек верит в определенный смысл мира и смысл существования, в безусловную цель, идеал своего существа. И когда такая вера у него отнимается, существование представляется ему бессмысленным, бесцельным, случайным и лишним.
Трубецкой С. Н. Противоречия нашей культуры// Трубецкой С. Н. Собр. соч.:В2т. М., 1991. Т. 1. С. 381.
Утрата веры, с этой точки зрения, порождает общественный недуг, ведет к культурному кризису, ибо если нет абсолютной ценности, к которой устремлена вера, то нечего воплощать, невозможно самое понятие культуры. Только потеряв, люди осознали ее связывающий, цементирующий смысл. Вера нужна для скрепления разума, чувств и воли. И наоборот, для обретения веры все силы в человеке должны устремляться друг к другу. Важным компонентом формирования личности является
синтез разума и веры. Вера — это результат не только разума и чувства, но прежде всего воли, направленной на всего человека как целостность. Поэтому и сегодня актуально звучат слова Эриха Фромма: «Человек не может жить без веры. Решающим для нашего и следующего поколений является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех, — или рациональная вера в человека, основанная на опыте нашей собственной плодотворной деятельности» (Фромм Э. Искусство любить. М., 2001).