О различных животных и других вещах и об их значениях в авгуриях
Ауспиции производятся при начале любого дела. Например, если, приступая к работе, вы увидели, что крысы погрызли вашу одежду, откажитесь от начинания. Выходя из дома, споткнулись о порог или на пути – откажитесь от путешествия. Начиная дело, получили плохое предзнаменование – прекратите ваше предприятие, поскольку намерения будут полностью погублены или не достигнут цели. Всегда дожидайтесь счастливого часа и хорошего предзнаменования. Известно, что многие животные благодаря вложенной в них природной силе оказываются пророческими.
Разве петух не возвещает нам своим кукареканьем часы утра и ночи и крыльями не прогоняет льва? Многие птицы своим пением, щебетом и полетом, а мухи злыми укусами предсказывают дождь; дельфины своим частым выныриванием на поверхность предрекают бурю. Было бы слишком долго рассказывать о всех предсказаниях, которые взяли от птиц фригийцы, киликийцы, арабы, умбрийцы, тосканцы и другие народы, которые следовали авгурам. Эти случаи подтверждены многочисленными примерами и богатым опытом.
Во всех вещах есть скрытые оракулы, но главными стали птицы. Среди них есть и такие, о которых поэты говорят, что они были превращены из людей. Стало быть, наблюдая за тем, как галка садится на свое гнездо, как летает, как кричит, с какой стороны – правой или левой – подлетает, взволнована ли она или спокойна, куда намеревалась лететь и в каком направлении полетит, ждет ли появления самца или, наоборот, покидает его – все это при наблюдении исполнено знаками. Гор-Апполон в своей «Иероглифике» утверждает, что две галки означают свадьбу, поскольку эта птица откладывает два яйца, из которых происходят самка и самец, а если оттуда появляются два самца, что бывает крайне редко, или две самки, то они не спариваются более и живут отдельно и в одиночестве. Вот почему встречающему одинокую галку предсказывают одинокую жизнь. То же самое говорится и о черной голубке, потому что после смерти своего голубя она живет одна. Следует внимательно относиться и к воронам, поскольку они столь же значительны, как и галки, и порой предвещают даже более значительные события. Так, Эпиктет, философ-стоик, автор афоризмов, уверяет, что, если ворона прокаркает над кем-то, это сулит зло его телу, его будущему, чести, жене или детям. Также следует наблюдать и за лебедями, которым известны тайны вод; их радостные клики предвещают счастливые события не только морякам, но и всем прочим путешественникам, если только их не опровергнут предсказания более сильной птицы, например орла, который сводит на нет знаменования любых птиц, противоречащие ему. Это происходит потому, что орел летает выше всех, у него самое острое зрение и ему открыты тайны Юпитера . Он предвещает удачу и победу, но только добытую кровью, поскольку сам не пьет ничего, кроме крови. Орел летал над локрийцами, сражавшимися с кротонцами, и даровал им победу. Также он распростер крылья над таргетом[157]Гиерона, отправившегося в свой первый поход, и предсказал ему, что тот станет правителем.
Два орла, весь день сидевшие на доме при рождении Александра Македонского, этим дали знать, что он будет владыкой двух империй – Азии и Европы. Та же птица, сорвав шляпу Луция Тарквиния Приска, сына Демарата Коринфского, в то время как он бежал в Рим через Этрурию, спасаясь от мятежа, взмыла над ним, а затем вновь опустила шляпу ему на голову, тем самым предсказав ему, что он станет царем римлян. Грифы означают огорчения, трудности, грабеж или опустошения, указывают на места крупной резни, которые совершаются через семь дней после знамения. Это происходит потому, что они очень любят места побоищ, поскольку на них питаются. Поэтому древние цари постоянно отправляли разведчиков, чтобы они выяснили те места, где собираются грифы.
Феникс знаменует единичную удачу, по такой ауспиции был построен Рим. Пеликан благодаря своей самоотверженной любви к своим малышам означает человека, который будет много страдать из-за своей любви. Разноцветная птица, давшая имя городу Пиктавии, предсказала милосердие народу, подобному ей цветом и голосом. Цапля предвещает трудные времена. Аист – птица согласия. Журавли предупреждают о предательстве врагов. Птица [cacupha] свидетельствует о благодарности, поскольку она даже на старости лет выражает любовь и уважение к своей матери. Гиппопотам же, который убивает свою мать, наоборот, есть знак неблагодарности и несправедливости. Птица [orix],[158]будучи очень завистливой, предсказывает зависть.
Среди более мелких птиц прорицательницей бывает сорока, предвещающая гостей. Две птицы [albanellus], летящие одна за другой, когда они движутся слева направо, – знак успешного завершения дела, а если наоборот – неудачного. Крик совы – всегда к несчастью, подобно крику филина, потому что точно так же, как они неслышно летят ночью к своим детям, тихо подкрадывается смерть. Соответственно, сова является знаком смерти. Однако порой, поскольку филин видит в ночи, ожидается усердие и наблюдательность, что и произошло, когда он сел на пику Гиерона. Дидона, увидев несущего несчастье филина, так жаловалась Энею:
Часто на кровле дворца заводил похоронную песню
Филин, и голос его протяжно плакал во мраке…[159]
И в другом месте:
Гнусною птицей он стал, вещуньей грозящего горя…[160]
Та же птица кричала на Капитолии, когда у римлян возникли трудности в Нуманции и когда Фрегеллы были снесены до основания по причине заговора против римлян. А как сообщает Алмадель,[161]совы и ночные вороны, улетая в чужие страны или к другим домам, предсказывают смерть людей тех краев либо обитателей жилищ. Это происходит потому, что эти птицы ищут трупы и чувствуют их. Назон говорит, что такой же предсказатель раздора – ястреб:
Ястреба мы ненавидим за клюв его дерзкий и коготь…[162]
Леллий, посол Помпея, был убит в Испании фуражирами; эта участь была ему предсказана ястребом, летящим над его головой.
Алмадель замечает, что птицы, которые бьются друг с другом, означают переворот в царстве; но когда сражаются птицы разных видов, быть установлению нового царства. Также маленькие птички своим прилетом и отлетом предсказывают, что семья или увеличится, или уменьшится.
По полету птиц авгур Меламп предсказал грекам резню: «Вы же видите, что никакая птица не летает при хорошей погоде». Ласточки, умирая, обеспечивают укрытие своим птенцам и поэтому сулят большое наследство после смерти родителей или друзей. Летучая мышь, если ее заметили улетающей, свидетельствует об увертке, потому что крыльев у нее нет, а все же она летает. Воробей есть дурной знак для убегающего человека, ибо эта птичка, спасаясь от ястреба, попадает к сове, не избегнув опасности; тем не менее воробей – хороший знак любви, поскольку, сжигаемый похотью, он топчет самку по семь раз в час. И пчелы хороший знак для королей, ибо означают повиновение народов. Мухи же – приметы надоедливости и опрометчивости, ибо, сколько их ни гони, они все равно возвращаются.
Также и домашние птицы могут порой предсказывать. Например, петухи своим пением дают надежду и сулят путешествия. Ливия, мать Тиберия, будучи беременной, держала на своей груди куриное яйцо, пока из него не вылупился петух с огромным гребнем, и авгуры увидели в этом знак того, что родившийся у нее ребенок станет царем. И Цицерон писал в своей «Фиваиде»,[163]что петухи, которые пели целыми ночами, предвещали победу беотийцев над лакедемонянами. Так происходит потому, что, в соответствии с толкованием авгуров, когда его убивают, он молчит, а когда побеждает кого-нибудь – кричит.
Таким же образом тайные знаки событий можно получить посредством животных. Встреча с лаской зловеща, равно как и встреча путешественника с зайцем, если только того не поймают. Встреча с мулом плоха, поскольку он бесплоден. Пагубна и встреча с боровом, ибо такова его натура; она означает неминуемое общение с плохими людьми. Лошадь предвещает ссоры и битвы. Вергилий пишет, что, когда Анхиз увидел белых лошадей, он воскликнул:
«Войну, о приветливый край, ты сулишь нам:
Грозны кони в бою, и грозят эти кони боями!..»[164]
Но если лошади впряжены в повозку и тянут с равной силой, то они знаменуют надежду на мир. Осел – животное бесполезное, и все-таки он помог Марию, когда, будучи признанным врагом отечества, тот увидел осла, который не хотел брать ничего из предлагаемой еды и быстро направился утолить жажду; из этого авгуры заключили, что Марию указан путь спасения. И Марий попросил своих друзей, чтобы они помогли ему добраться до моря; добившись этого, он сел на суденышко и спасся от рук Суллы, своего победителя.
Встреченный же по дороге к авгуру осленок означает труд, смирение и препятствия. Встреча волка – всегда хороший знак; доказательство тому видим у Гиерона Сиракузского, у которого, когда тот был в школе, волк утащил книгу и таким образом предсказал ему успех царствования. И все-таки волк заставил его потерять дар речи, когда увидел его первым. Волк же разорвал часового при Публии Африкане и Гае Фульвии Минтурне, когда армия римлян потерпела поражение от изгнанников в Сицилии. Также волк означает вероломство и людскую недобросовестность, что известно из истории римлян, поскольку вера Ромула и Рема, которую они всосали с молоком волчицы и крепко хранили с самого начала, стала законом их природы и привела к процветанию Рима.
Встреча со львом, который считается самым сильным из животных и наводит ужас на всех, – хороший знак. Однако для женщины увидеть львицу – плохое предзнаменование, поскольку та всегда рождает только одного ребенка. Встретить овцу и козу – к добру. В «Ostentarium Tuscum»[165]можно прочесть, что, если у этих животных будет шерсть необычного цвета, императору прибавятся богатство и много счастья. Вот что говорит Вергилий о Поллионе:
Сам по желанью баран то в пурпур нежно-багряный,
То в золотистый шафран руно перекрашивать будет…[166]
Хорошо также встретить быка, поедающего зерно, но еще лучше во время пахоты, потому что хотя путешествие и прервется, однако благодаря столь удачной ауспиции впоследствии все компенсируется.
Встретить во время путешествия собаку – хорошее предзнаменование, потому что Кир, оставленный в лесу, воспитывался собакой до тех пор, пока не стал царем. Даже и Ангел, сопровождавший Товию, не тяготился компанией собаки. Бобер же считается плохим знаком, поскольку откусывает свои яйца и оставляет их охотникам, это означает, что встретивший его повредит сам себя.
Среди мелких животных мышь означает опасность, поскольку в тот день, когда мыши погрызли золото на Капитолии, оба консула были перехвачены Ганнибалом в засаде подле Тарента. Саранча, останавливающаяся в любом месте и выгрызающая его догола, мешает намерениям и признак плохой; напротив, кузнечики способствуют путешествию и возвещают хорошее развитие событий. Говорят, что паук, тянущий паутину вниз, сулит надежду на приход денег. Также муравьи, которые предусмотрительны и умеют хранить свои запасы в подобиях складов и тайников, означают безопасность, богатства и многочисленные армии; вот почему, когда муравьи съели ручного дракона Тиберия Цезаря, ему сказали, чтобы он остерегался народного мятежа.
Когда встречается змея, нужно остерегаться злословия, ибо вся сила и весь яд ее находится у нее во рту. Змея, проскользнув во дворец Тиберия, предвещала его падение. Две змеи, найденные в кровати Семпрония Гракха, по словам предсказателей, означали следующее: если он позволит уйти самке или самцу, то вскоре умрет он или его жена; предпочтя жизнь своей жены, он убил самца, а самка ускользнула, и умер несколько дней спустя. Гадюка, кроме того, есть примета дурных женщин и злых детей; а угорь означает человека, которого презирают все, поскольку он всегда живет отдельно от всех рыб и его никогда не встречают в компании ему подобных.
Но среди всех видов ауспиций и знаков, нет более действенного, более могущественного, чем человек, наблюдения за которым открывают истину особенно полно. Когда кого-нибудь встречаешь, нужно тщательно подмечать все обстоятельства встречи, а также возраст человека, его профессию, положение, жесты, нрав, занятия, комплекцию, привычки, имя, слова и разговоры и т. п.; и хотя в животных есть много видов знамений, вне всяких сомнений, наиболее ясно и отчетливо они читаются по человеческой душе. Так, Цицерон говорит, что подлинная ауспиция существует в душах людей благодаря их вечности и знанию обо всем. При основании Рима нашли голову человека с сохранившимся лицом, что означало величие империи и дало имя Капитолийскому холму. Солдаты Брута, сражавшиеся против Октавиана и Марка Антония, обнаружили в воротах своего лагеря эфиопа; и хотя они убили его, устранив плохое предзнаменование, все же сражение было ими проиграно, а Брут и Кассий убиты.
Встреча монахов всюду почитается дурным предзнаменованием, особенно если монах встречается рано утром, поскольку люди такого рода живут большей частью за счет неожиданной смерти людей, как грифы побоищем.
Глава пятьдесят пятая