Понятие сознания. Сознание и мозг. Происхождение сознания.

5. Прочитайте текс и выполните задание.

Текст1. «…Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использовании правил, то в народе появится стыд и он станет послушным»

Текст 2.«…Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве»

Текст 3.«…В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для других»

Текст 4.«…Не привязывайся к приятному и никогда – к неприятному. Не видеть приятное и видеть неприятное – зло. Не делай приятного, ибо расставание с приятным – болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного.

Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым! Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рождению и старости»

Текст 5.«…Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое… Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения – пустое занятие...»

Текст 6.«…Доброта и человеколюбие – мать проступков. Истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания. Прийти к такой добродетели можно лишь путем примирения справедливости с насилием»

Текст 7.«…Смирение, честность, невреждение, терпение, самообладание, отвращение от предметов чувств, свобода от себялюбия, понимание бедственности рождения, болезни, старости, смерти, отрешенность, непривязанность к сыну, жене, дому, постоянная уравновешенность мысли…называется знанием. Неведенье – все другое»

Текст 8.«…Благородный муж в доброте не расточителен, принуждая к труду, не вызывает гнева, в желаниях не алчен, в величии не горд, вызывая почтение, не жесток»

Текст 9.«…Небо всемогуще, и человек от него полностью зависим:

Небо, рождая на свет человеческий род,

Тело и правило жизни всем людям дает»

Текст 10. ««Лошадь» – это то, что обозначает форму, «белая»- это то, что обозначает цвет. То, что обозначает цвет не есть то, что обозначает форму. Поэтому говорю: «белая лошадь» - «не лошадь»»

Текст 11.«…Я этого мира Отец, Мать, творец, предок, Я предмет познанья, слог АУМ, очиститель, Риг, Сама, Яджур; путь, супруг, владыка, свидетель, покров, друг, обитель, возникновенье, исчезновенье, опора, сокровище, вечное Семя… Я бессмертно, смерть, Я бытие, небытие… Я - Атман, пребывающий в сердцах все существ… Я – начало, середина, конец всего мира»

Задания:

1) Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, философским школам Древней Индии или Китая.

2) Какие из текстов характеризуются религиозно-мифологической направленностью? По каким признакам можно определить данную направленность?

3) Какие из текстов характеризуются рационально-практической направленностью?

4) Распределите тексты по предметно-смысловым блокам, озаглавьте их.

ВАРИАНТ № 8

Движение и покой.

Основные формы движения материи.

Понятие науки и ее социальные функции.

Сознание, язык, общение.

5. Прочитайте текст и выполните задание.

Текст 1.«…Все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, творца и родителя этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать. И все же поставим еще один вопрос относительно космоса: взирая на какой первообраз работал тот, кто его устроил, - на тождественный и неизменный или на имевший возникновение?…»

Текст 2.«…Воистину мы совершенно не причастны бытию, ибо всякое смертное существо, ограниченное рождением и гибелью, являет собой призрак и смутную и неверную иллюзию. Пытаться постичь его напряжением мысли все равно, что хватать воду рукой: при попытке собрать ее воедино и силою зажать в кулак, она проскользнет и оставит тебя ни с чем. Так и разум в погоне за чистой видимостью чувственных и изменчивых вещей дает промах и сбивается: в одном случае – на процесс их возникновения, в другом – на процесс уничтожения; ничего пребывающего или сущего постичь он не может»

Текст 3.«Давай я скажу тебе (а ты внимательно выслушай) речь о том,

Какие пути поиска (дознания) единственно мыслимы:

Один путь – что (нечто) есть и что невозможно не быть;

Это – путь Убеждения (ибо оно сопутствует Истине).

Другой – что (нечто) не есть и что по необходимости должно не быть.

Ибо то, чего нет, ты не мог бы ни познать (это неосуществимо),

Ни высказать….

Мыслить и быть одно и то же»

Текст 4.«…Истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно (истинное) состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается наличие и другого… Доказывать противоположное – не значит обнаружить истинное усмотрение».

Текст 5.«…Сторонники Левкиппа, Демокрита и пифагорейца Тимея не возражают против того, что четыре первоэлемента являются первоначалами сложных тел. И они, видя, что огонь, воздух, вода и земля переходят друг в друга, стали искать какие-либо еще более первоначальные и простые причины, чтобы при помощи их объяснить различия, обусловленные свойствами этих элементов»

Текст 6.«…Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота»

Текст 7.«…Все сущее содержит в себе материю, всякое изменение требует субстрата, в котором оно происходит. Но так как сама материя есть лишь возможность, а не действительность, которою обладает лишь форма, то требуется деятельность формы для того, чтобы материя подлинно существовала»

Текст 8. «…Если обнаружится нечто существующее и вместе с тем не существующее, место ему будет посредине между чистым бытием и полнейшим небытием, и направленно на него будет не знание, а также и не незнание, но опять-таки нечто такое, что окажется посредине между незнанием и знанием»

Текст 9.«…А о причинах речь может идти в четырех смыслах: одной причиной мы признаем сущность и суть бытия («основание, почему» вещь такова, как она есть, восходит, в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему вещь именно такова, есть некоторая причина и начало); другой причиной мы считаем материю и лежащий в ее основе субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой – причину, противоположную только что названной, а именно – «то , ради чего» существует вещь, и благо, ибо благо есть цель всего возникновения и движения »

Текст 10.«…Всякая вещь либо начало, либо происходит из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец. Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также указывает на то, что его следует понимать как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому у этого начала нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и все объемлет, и всем правит»

Задания:

1) Определите, кто из известных вам философов мог быть или является автором перечисленных выше фрагментов.

2) Распределите тексты по предметно-смысловым блокам, озаглавьте их.

3) В каких текстах прослеживаются признаки известных философских принципов? Что это за принципы?

4) Выделите тексты, содержащие элементы диалектического понимания мира.

Литература для СРС

Тема 1. Предмет философии

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. – С.4 – 48.

2. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С.3 – 62.

3. Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. – С.13 – 70.

4. Философия в современной культуре: новые перспективы (Материалы «круглого стола»)//Вопросы философии. 2004. №4.

5. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004. – С.25 – 62.

6. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972. – С.3 – 42.

7. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 1,2. М., 1972 – 1973.

8. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 67 – 232.

9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

10. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв: Учебное пособие. – М., 1984.

11. Богданов В.В. Курс лекций по истории философии Нового времени. – Таганрог, 1998.

12. Богданов В.В. Немецкая классическая философия: Курс лекций. – Таганрог, 2001.

13. Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии//Социально-гуманитарные знания. 2002. №1,2,3.

14. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 141 – 156.

15. Русская идея /Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. – М., 1992.

16. Русский космизм: Антология философской мысли /Сост. С.Г. Семеновой и др. – М., 1993.

Наши рекомендации