Замещение реальных объектов идеальными.

Одним из наиболее существенных процессов преднауки является замещение вещей, их свойств и отношений идеальными объектами. Для нас кажется само собой разумеющимся и извечно существующим порядок, дающий возможность оперировать тончайшими нюансами свойств и отношений предметов. Нас не удивляет, что с помощью нескольких фраз, некой последовательности символов, знанием какого-то количества правил, мы получаем знание, которое и не снилось, скажем, великим мыслителям древности. И за всем этим стоят века, и даже тысячелетия тщательной разработки специальных языков науки. В то же время в основе этого процесса лежит элементарное отделение вещи от слова, идеализация действительности.

Появление языка – это первый и практически всеопределяющий шаг в этой идеализации. Каждое слово есть фактический результат огромного количества обобщений. Однако языки донаучного, преднаучного и научного естествознания отличаются кардинальным образом. Современные исследователи ещё сохранившихся в нашем мире первобытных коллективов констатируют «словопредметность», то есть предельную слитность слова и предмета, который им обозначается. Слов, имеющих абстрактный смысл, предельно мало и они сосредоточены в языке магии. В то же время существующий словарь чрезвычайно богат по отношению ко всему многообразию действительности. То есть на донаучном этапе развития естествознания только начинается процесс замещения предметов, их свойств и отношений идеальными объектами. Под идеальными объектами следует понимать символы, знаки, понятия, обозначающие реально существующие предметы.

На преднаучном этапе развития естествознания этот процесс набирает обороты. Стремительно расширяется словарный запас, приобретающий теперь специализированную языковую форму. Его расширение происходит не столько благодаря освоению новых предметов природы, сколько благодаря идеализации, то есть, замещению предметов, их свойств и отношений идеальными объектами в одних случаях, и отделением от словопредметов слов и переводом их в операциональное состояние в других случаях. Процесс идеализации идёт от общего к частному. Сначала слово отделяется от предмета, затем выделяются свойства предмета и соединяются в слове, в виде совокупности значений, затем выделяются отношения как структура предметов. Если при разделении словопредмета отделяется слово, то при выявлении свойств выделяются значения слов и при выделении отношений происходит выделение понятий. Они и являются основой специальных языков науки.

Если для донаучного периода развития естествознания характерен процесс разделения словопредметов, то для преднаучного этапа характерен также процесс выделения значений, связанных с определением структуры свойств предмета. На преднаучном этапе процесс идеализации, прежде всего, связан с повседневной практикой. Элементы и принципы научного знания возникают в преднауке, не столько как результат целенаправленных усилий учёных, сколько как побочный эффект при выполнении ими хозяйственных, магических и религиозных функций. Например, развитие астрономии в Древнем Египте было связано с необходимостью предвидеть климатические события, важные для существования сельского хозяйства. Развитие геометрии – с необходимостью строительства пирамид. Создание таблиц сложения и вычитания – с необходимостью учёта в огромных хозяйствах и т. д.

2.3. Операции преобразования и моделирование изменений.

Преднаука – это состояние, при котором происходит активный процесс исходной идеализации. Процесс отделения слов от предметов и выделение свойств и значений, отношений и понятий сам по себе не может привести к переходу от преднауки к науке. Необходимо чтобы полученные идеальные объекты составили бы некую операциональную среду, в которой начали бы происходить определённые операции преобразования слов и значений. Возникновение и функционирование такой операциональной среды связано, прежде всего, с выявлением отношений слов и значений в виде понятий. Появляется новая группа слов, которая уже не относится напрямую к предметам, Для возникающих понятий «предметами» становятся сами слова и их значения. На уровне понятий процесс идеализации продолжается, но идеализируются не действительные предметы и реальные свойства, а их двойники в виде идеальных объектов. Процесс образования понятий есть процесс замещения идеальных исходных объектов вторичными идеальными объектами.

Конкретным следствием операций преобразования является понятийное моделирование действительности. С одной стороны, модель – это копия, воспроизводящая фрагмент действительности. Но модель, понимаемая только как копия – это макет. Макет в лучшем случае – это внешнее отражение того, что есть. Но модель не просто отражает – она претендует быть инструментом предсказания возможных событий. То есть, моделируя нечто, мы предполагаем, что учитываем в ней основные свойства того, что моделируем в их динамическом развитии. В этом смысле любое понятие – это модель, которая обеспечивает предвидение. Когда я применяю понятие «давление», то этим я одновременно моделирую все возможные ситуации, где будут однозначно соотноситься вес и площадь. То есть главное в моделях это возможность предвидения. Предвидеть – значит жить в управляемом и понятном мире.

Генезис научного естествознания связан с нарастающим процессом идеализации. Но идеализация, способствующая переходу от преднауки к науке, отличается от идеализации способствовавшей переходу от донауки к преднауке тем, что совершается на основе сложившихся систем знания. То есть идеализация продолжается с опорой на идеализированное. Последнее на этом этапе носит системный характер и всегда порождает определённые отношения, которые на языковом уровне выражаются сеткой понятий. Эта сетка является важнейшим элементом вторичной идеализации. Используя уже существующую систему понятий, исследователь «улавливает» с их помощью новые идеальные объекты и новое знание.

Если, например, схему получение нового знания в математике, можно выразить следующим образом: идеальные объекты + сетка понятий, то схема получения нового знания в естествознании будет, скорее, выглядеть следующим образом: гипотеза +опыт (научный эксперимент). Идеализация на основе сложившихся систем знания ведёт к возникновению нового знания в той мере, в какой оно способствует удовлетворению потребностей повседневной практики. Гипотеза и научный эксперимент являются орудиями, использующими исходную идеализацию на основе сложившихся систем знания для получения нового знания.

Наши рекомендации